Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


5
Пятнадцать АПЛ проекта 971
опубликовал milstar 5642 дня 1 час 44 минуты назад
командир нашего «Волка» Алексей Буриличев - ныне вице-адмирал - в 1995 году стал Героем России. В конце 90-х годов прошлого столетия также получил звание Героя Российской Федерации командир однотипной с «Волком» подлодки «Пантера» капитан 1 ранга Сергей Справцев. Его АПЛ сто пятьдесят часов кряду следила за опять-таки американским подводным стратегическим ракетоносцем.

Поэтому смело можно утверждать, что качественно новый этап в истории соединения начался 31 декабря 1988 года, когда в состав дивизии вошла многоцелевая АПЛ проекта 971 под командованием капитана 2 ранга Сергея Ефременко. Особенностью нового ударного атомохода стало значительное снижение уровня шумности. По скрытности субмарина впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошла лучший американский аналог - многоцелевую ПЛА типа Los-Angeles.

Кстати, и в прошлом году АПЛ «Тигр» победила в состязаниях Военно-морского флота России по поиску и уничтожению атомной подводной лодки условного противника с выполнением торпедной атаки. Командира «Тигра» капитана 1 ранга Александра Коновалова признали лучшим командиром на Северном флоте и по итогам учебного года наградили автомобилем «Шевроле-авео».

И все равно, на мой взгляд, в дивизии очень молоды, в частности, командиры кораблей. Тридцать четыре года? Капитан 1 ранга и командир современнейшей атомной подлодки? Понятно! У кого-то даже возникнет мысль, что сплошь и рядом чьи-то протеже.
- Это, может быть, где-то на сухопутье и при штабах можно «вырасти» по протекции, - категорично резюмировал контр-адмирал Минаков. - В подплаве такие вещи не проходят. Здесь, если тебе только за тридцать, а ты уже командир атомной подлодки, это только подчеркивает твой профессионализм во всех отношениях...

По оценке заокеанских экспертов, ПЛА типа «Los-Angeles», обладающая на сегодняшний день самой совершенной гидроакустикой в мире, сможет обнаружить российскую атомную подлодку проекта 971 типа «Akula-II» не далее, чем за десять километров, то есть слишком поздно для того, чтобы хоть как-то защититься от нее.

А в 1996 году участников создания данного проекта АПЛ отметили... Государственной премией Российской Федерации.http://www.redstar.ru/2009/06/10_06/2_02.html

 
Комментарии
добавил milstar 5640 дней 17 часов 28 минут назад
НЕРПА» В ЛИЗИНГ

ВМС Индии получат атомную подводную лодку «Нерпа» проекта 971 «Акула» к концу 2009 года.

В октябре АПЛ будет принята ВМФ РФ, а затем передана по договору аренды ВМС Индии. Соглашение стоимостью около 700 миллионов долларов о завершении постройки АПЛ проекта 971 и передаче ее в аренду индийским ВМС подписано Индией и Россией в 2004 году. В соответствии с его условиями Индия должна была приобрести две АПЛ и четыре реактивных самолета Ту-22M, но позднее стороны договорились о поставке одной АПЛ. После завершения программы заводских и приемочных морских испытаний подлодку передадут индийским ВМС в середине 2009 года и в течение 10 лет она будет эксплуатироваться в соответствии с положениями подписанного лизингового контракта.
Однако поставка подлодки была перенесена в связи с произошедшим 8 ноября 2008 года инцидентом, который привел к выбросу фреона, используемого для аварийного пожаротушения, и гибели в двух носовых отсеках АПЛ «Нерпа» 20 человек. После несчастного случая морские испытания подводной лодки были временно приостановлены.
Арендованная подлодка необходима ВМС Индии для отработки навыков эксплуатации АПЛ, а также подготовки экипажей для ввода в строй национальных многоцелевых атомных подводных лодок проекта ATV (Advanced Technology Vessel).
Программу создания национальной АПЛ Индия реализует начиная с 70-х годов. В настоящее время на ВМБ «Висакхапатнам» в процессе постройки в рамках проекта ATV находится три АПЛ. Как сообщил командующий индийских ВМС адмирал Сюреш Мехта, головная АПЛ ATV может быть спущена на воду в 2009 году и к 2012-му войти в состав ВМС Индии. Всего к 2025 году предусматривается постройка пяти АПЛ.
добавил milstar 5641 день 6 часов 42 минуты назад
? dlja sprawki

настоящий момент известно о ведущихся работах над проектом нового РПКСН, МЦАПЛ(ПЛАРК) и ПЛА, которые начались в 1997-98 г.г., и должны завершиться в 2005-7 г.г. закладкой головных кораблей пятого (первого постсоветского) поколения. ТТХ этих кораблей, установленные ТЗ, являются секретными, однако поразмышлять на эту тему никто не мешает:

Новый РПКСН.
На основе проекта 955, (ЦКБ «Рубин») со следующими характеристиками:
двухкорпусная, одновальная, двухреакторная АПЛ.

Водоизмещение подводное - 17-20000 т.
Длина - 175-180 м.
Ширина - 14-14,5 м.
Осадка - 10-11 м.
Скорость полного подводного хода - 29-31 уз.
Глубина погружения - 600 м.
Вооружение - 16 МБР с РГЧ ИН, мощность РГЧ- 100-150 КТ,
не менее 7 ГЧ на одну ракету, всего не менее 112 ГЧ на один РПКСН. 6 ТА калибра 533мм. Боезапас - 24 торпеды, ракето-торпеды, ложные цели.
Экипаж - 100 чел.

Эти и нижеперечисленные корабли должны войти в строй в 2010-2020 г.г.

МЦАПЛ(ПЛАРК) проекта АПЛ-V (ЦКБ «Рубин»), со следующими примерными характеристиками:

Двухкорпусная, двухвальная, двухреакторная АПЛ, м.б. с титановым корпусом.
Водоизмещение подводное - 17-18000 т.
Длина - 150-160 м.
Ширина - 15-16 м.
Осадка - 9-9,5 м.
Скорость полного подводного хода - 40-43 уз.
Глубина погружения - 700-800 м.
Вооружение - 24 многофункциональные шахты вертикального пуска.

Боекомплект варьируется в зависимости от решаемых задач и загружаемого вооружения - от 24 до 96 ед. (от 1 до 4х ед. в шахте). В состав боекомплекта могут входить: малогабаритные БР с моноблочной боевой частью, ОТР, КР, ПКР различных классов, СКР, ЗУР подводного пуска, компоненты ПРО на ТВД и национальной ПРО, сверхмалые ПЛ-роботы, легкие РН для экстренного запуска низкоорбитальных разведывательных спутников, и т.д.
4 ТА калибра 650 мм.
4 ТА калибра 533 мм. Боезапас – 40-48 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин, аппаратов спецназначения.
Экипаж - 45-65 человек, сокращенный за счет высокой автоматизации.

ПЛА проекта Н-АПЛ (Малахит), со следующими примерными характеристиками:

Двухкорпусная, одновальная, однореакторная АПЛ.
Водоизмещение подводное - 10-11000 т.
Длина - 110-115 м.
Ширина - 13-14 м.
Осадка - 9-9,5 м.
Скорость полного подводного хода - 33-35 уз.
Глубина погружения 500-600 м.
Вооружение:
4 ТА калибра 650 мм.
4-8 ТА калибра 533 мм (часть неперезаряжаемые в походе, для КР).
Боезапас - 30-40 торпед, ракето-торпед, КР, морских мин, ложных целей, аппаратов спецназначения.
Экипаж - 35-40 чел.

http://forums.airbase.ru/2003/12/t23684--obzor-sostoyaniya-podvodgnogo-VMF-RF,per.2955.html
добавил milstar 5641 день 6 часов 55 минут назад
Подводные лодки 21 века.
Спасский И.Д.

Генеральный конструктор - начальник ЦКБ МТ "Рубин", академик РАН.

В недалеком будущем наступит время,когда шумность советских подводных лодок будет уменьшена до такой степени, что их обнаружение с помощью пассивных гидроакустических станций станет возможно только на малых дистанциях, если вообще будет возможно”. Что это? Самореклама российских конструкторов-подводников? Нет, это цитата из заявления главного конструктора американских подводных лодок, опубликованного в трудах Военно-морского института США. Высокие показатели бесшумности российской дизель-электрической подводной лодки пр.877 (класса “Kilo” - по классификации, принятой в НАТО) подтверждаются и американскими данными. Отдавая должное американским ученым, всегда считавшим, что противника лучше переоценить, нежели недооценить, следует отметить реалистичность их суждений. В нашей стране противники размещения стратегических межконтинентальных баллистических ракет на подводных лодках в качестве основного возражения выдвигали тезис о шумности отечественных атомных подводных лодок, что, якобы, позволяет американским силам противолодочной обороны “висеть на хвосте” у наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и с началом войны уничтожить их ранее, чем они смогут произвести пуск ракет. Отчасти эти возражения были справедливы по отношению к подводным лодкам, спроектированным более 30 лет назад. Сегодня же специалистов ВМС США больше всего волнует вопрос: окажется ли уровень шумности их новейшей атомной подводной лодки “Seawolf” соизмерим с уровнем шумности российских подводных лодок того же поколения? Значимость подводных лодок в современных условиях подтверждается стремлением многих стран мира строить их или приобретать. В мире сейчас нет и в ближайшее время не предвидится более скрытного, неуязвимого и при этом относительно дешевого по совокупной оценке оружия. Страны третьего мира с динамично развивающейся экономикой, осознающие свои морские интересы, все больше проникаются пониманием выгод, которые можно получить, обладая собственными подводными силами. Первый шаг на этом пути - приобретение неатомных подводных лодок у стран, которые их производят. Выход российских подводных лодок (ПЛ) на мировой рынок имел и имеет не только политическое значение, но и дает возможность поддержать отечественное судостроение в переживаемый страной сложный период, а также заставляет в жесткой конкурентной борьбе находить и интенсивно внедрять новые научно-технические решения, учитывающие многообразные специфические требования потенциальных заказчиков. Общеизвестно, что самыми малошумными ПЛ в мире являются российские дизель-электрические подводные лодки пр. 877, но перспективные неатомные подводные лодки начала XXI века типа “Амур” будут иметь при меньшем водоизмещении и более высокой боевой эффективности существенно меньшую шумность, что характеризует уровень технологий,в том числе в области скрытности, используемых в подводном кораблестроении России.

В последние десятилетия боевые и эксплуатационные качества (в том числе скрытность) российских атомных лодок всех классов неуклонно повышались. Например, 25 августа 1996 г. тяжелый подводный крейсер ТК-20 (типа “Тайфун”) всплыл в нескольких метрах от Северного полюса и произвел учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с разделяющимися головными частями по боевому полю. Этот пуск напомнил, что подводные силы ВМФ России в случае необходимости способны нанести ответный удар, в том числе в самых сложных навигационных условиях. Именно возможность безусловного нанесения ответного ядерного удара (удара возмездия) с неприемлемым ущербом (потеря не менее 20-25% населения и 50% промышленного потенциала, по определению бывшего министра обороны США Р. Макнамары) охладила горячие головы и привела к прекращению безудержной гонки вооружения в мире. Договоры об установлении паритетных соотношений стратегических вооружений, по существу, стали возможны только после того, как реальным и неотвратимым оружием ответного ядерного удара стали стратегические подводные лодки бывшего СССР. Каждая такая ПЛ несет большое количество ракет (боевых блоков) и способна оперативно менять стартовые позиции, сочетая скрытность, огромную ударную мощь, мобильность, живучесть и постоянную готовность к немедленному применению оружия после получения сигнала боевого управления. К приведенным выше доводам следует добавить тот факт, что старт морских ракет, имеющих разделяющиеся головные части, не менее чем в пять раз дешевле старта наземных ракет. Это соображение может считаться одним из основных аргументов не только в условиях бюджетного дефицита. Для других ядерных держав это давно аксиома, В выводах специальных слушаний в конгрессе США (1993 г.)содержится следующая фраза: “Морская компонента триады является сильнейшей, а по критерию “эффективность - стоимость” - самой выгодной”. Конструкторы, проектирующие РПК СН, неоднократно обвинялись в создании больших и дорогих подводных ракетоносцев, но с каждым новым проектом величина водоизмещения, приходящаяся на тонну стартовой массы ракеты или на один боевой блок, непрерывно снижалась. Эта тенденция не характерна для наземных ракет, особенно в условиях договоров по ограничению стратегических вооружений, в которых оговорено моноблочное снаряжение наземных межконтинентальных баллистических ракет. Еще больше разница в средствах, затрачиваемых на содержание личного состава. Например, на одну ракетную шахту на подводной лодке (исходя из полного состава экипажа) приходится около 10 чел., что в 15-20 раз меньше, чем в ракетных войсках стратегического назначения.Решая масштабные проблемы, связанные с определением состава вооружений для страны, необходимо не забывать и учитывать следующие положения: взаимоуважение в межгосударственных отношениях, к сожалению, в значительной мере определяется военной мощью субъектов. Об этом громко не говорится, но этот фактор является одной из реалий современной жизни; недопустимость монополизма силы, последствия которого могут привести к краху мировой цивилизации. В этом свете, к величайшему достижению человеческого разума следует отнести процедуры договоров по ограничению количества и качества различных вооружений, и если бы еще научились эффективно проводить их на паритетных условиях - цены бы им не было. Очень хотелось бы, чтобы некоторые не слишком дальновидные наши политики поняли, что, несмотря на сложные и тяжелые экономические условия, страна должна иметь минимум необходимой военной силы, который позволил бы ей в интересах всего человечества занимать достойное место великой державы и эффективно защищать свои национальные интересы. Высказанные соображения свидетельствуют и подтверждают, что подводные лодки (как стратегического назначения - для отдельных держав, так и оперативно-тактического и тактического назначения) и в XXI веке будут не только необходимой, но и основной составляющей военно-морских флотов различных стран. Какие же цели и задачи могут быть поставлены перед будущими подводными лодками? Какие, исходя из этих целей, будут классы ПЛ? Можно ли, хотя бы приблизительно, обрисовать их будущий облик и характеристики? Делать прогнозы в быстро меняющейся политической и геополитической обстановке, а следовательно и в трансформируемых военных доктринах,- дело непростое и, может быть, даже неблагодарное. Тем не менее, создатель военной техники должен смотреть в будущее и, опираясь на развитие науки и техники, а также обобщая многообразные факторы, обязан выбрать оптимальное решение. Это уже, как правило, во многом граничит с искусством. Итак, какие же задачи будут поставлены перед подводными лодками и подводным кораблестроением в целом в первой половине XXI века? О стратегических задачах кратко сказано выше. Что касается задач тактического плана, необходимо отметить следующее: уже сейчас морские силы других стран могут достаточно близко подойти к морским границам России, что определяет возможность нанесения ударов по важным объектам на территории нашей страны морским ядерным и неядерным высокоточным тактическим оружием с дальностью действия до 3000 км. Это делает территорию России достаточно уязвимой и требует соответствующего противодействия, поэтому основная задача наших ПЛ должна заключаться в возможности скрытного слежения за надводными и подводными кораблями противника и предотвращении нанесения удара по нашей стране; не менее важной задачей, а может быть даже основной, будет охрана собственных ракетных подводных лодок, в том числе путем постановки в угрожаемый период минных заграждений в охраняемых зонах; международный опыт последних десятилетий показал, что ПЛ достаточно успешно могут участвовать в совместных операциях разнородных сил при урегулировании масштабных региональных конфликтов, что также должно учитываться в моделях их использования и, соответственно, в технических характеристиках. Все изложенное выше свидетельствует о том, что в составе ВМФ для решения упомянутых задач потребуется иметь два класса подводных лодок. Это РПК СН и многоцелевые ПЛ как с атомной энергетикой (для действий в океанских зонах, в том числе на большом удалении от границ), так и с дизель-электрическими установками (для ближних и дальних морских зон), причем последние в своем составе должны иметь определенное число лодок, дополнительно укомплектованных анаэробными энергетическими установками,С учетом оборонительного характера военной доктрины России, большой протяженности ее морских границ, а также развитых морских интересов, общую численность подводных лодок упомянутых основных классов можно оценить в 90-100 ед., из которых примерно 10-15% - подводные атомные ракетоносцы стратегического назначения и 85-90% - многоцелевые ПЛ с атомной и дизель-электрической (в том числе анаэробной) энергетическими установками. Кроме того, с целью надежной и оперативной защиты районов патрулирования РПК СН (и это особенно важно для России) в дополнение к многоцелевым атомным ПЛ необходимо иметь небольшую серию специальных подводных минных заградителей. В СССР перед второй мировой войной уже были созданы ПЛ - минные заградители типа “Ленинец”, которые успешно решали боевые задачи. Возможно, будет необходимо создание небольшого числа ПЛ специального назначения (исследовательские, транспортные, буровые, подводные суда для добычи минерального сырья, подводные кабельные суда и т.п.), но это определится в каждом конкретном случае в зависимости от развития соответствующих программ.
Прогнозируемое число ПЛ основных классов (90-100 ед.) примерно в три раза меньше, чем было в СССР до “перестройки”, и обуславливается новой доктриной оборонной достаточности, хотя данное число нельзя воспринимать как догму. Особенно это относится к стратегическим подводным ракетоносцам. По мере потепления международной обстановки, численность ПЛ может сокращаться на паритетной основе. Здесь уместно напомнить, что всего в составе флотов стран НАТО в настоящее время находится 217 ПЛ, из них атомных стратегических - 23,атомных многоцелевых - 101. Безусловно, с учетом состояния и возможностей экономики страны, должна быть разработана программа (на 15-20 лет) поддержания в боеспособном состоянии необходимого числа имеющихся ПЛ и программа их восполнения (по мере утилизации) новыми, более эффективными подводными лодками.На основании опыта строительства и эксплуатации ПЛ, накопленного за столетний период их проектирования в ЦКБ МТ “Рубин” (таблица), можно в общих чертах спрогнозировать некоторые главные особенности развития технического облика будущих подводных лодок XXI века.
Подводное кораблестроение в XX веке.

Страна Число ПЛ, построенных за 100-летний период (из них АПЛ) Доля от общего числа ПЛ %

Германия 1705 33.1
Россия 1096(241) 21.4
США 640(182) 12.5
Великобритания 578(24) 11.2
Япония 263 5.1
Италия 256 5.0
Франция 232(12) 4.5
Прочие страны 372 7.2
Всего 5142(456) 100
Архитектурный облик ПЛ, особенно многоцелевых, к концу XX века - с точки зрения гидродинамики - близко подошел к оптимуму. Однако специалистам-подводникам потребуется решить еще целый ряд сложных технических задач. Назову только основные:
для повышения малошумной скорости хода предпочтительнее однокорпусное исполнение подводной лодки на большей части длины. При этом необходимо находить разумный компромисс для обеспечения максимально возможных требований по непотопляемости, что определит целесообразность запаса плавучести объемом порядка 15%. Напомню, что подводные лодки России в основном имеют запас плавучести около 25%, а ПЛ США - около 10%;

подводные лодки, как правило,будут одновальными, с целью значительного уменьшения шумности и, видимо, на основе чистого электродвижения. Это будет несколько снижать живучесть ПЛ, что следует учитывать при обеспечении безопасного плавания в арктических условиях подо льдом. Поэтому потребуются надежные резервные средства движения типа откидных или выдвижных колонок или иные конструктивные решения, не нарушающие плавность обводов корпуса;

по совокупности многих качеств при проектировании главных движителей более широкое применение могут найти водометные движители; дополнительно должны быть исследованы все “за” и “против” традиционно принятых конструкций и форм ограждения рубки. Ограждение, функциональная нагрузка которого, главным образом, связана с обеспечением плавания ПЛ в надводном и перископном положениях, негативно сказывается на качествах ПЛ в подводном положении (снижается скорость хода, растет шумность движителя, возникает крен на циркуляции). Целесообразно вообще отказаться от ограждения рубки, но только после создания принципиально новых конструкций антенн радиосвязи и радиолокации, а также перископных систем (оптико-волоконные всплывающие оконечные устройства) и шахт подачи воздуха. Возможно, это можно реализовать путем плавного приполнения надстройки и применения конструкции выдвижного (из прочной шахты) мостика для несения ходовой вахты в надводном положении. Осуществление изложенных принципов дело будущего.

Основные характеристики подводных лодок - скорость, глубина погружения, автономность, видимо, не претерпят существенных изменений. Заманчиво было бы идти на большие глубины погружения, особенно после того, как все проектные и технологические проблемы, связанные с предельной глубиной погружения до 1000 м, были успешно преодолены на атомной ПЛ “Комсомолец”. Это дает заметные тактические преимущества для многоцелевых лодок, однако преградой встает экономика, так что реализацию достигнутого на единичном экземпляре технического уровня следует отнести на далекое будущее. У России большой опыт строительства атомных ПЛ из титановых сплавов (построено 13 ед.). Применение этого материала для корпуса лодок открывает дорогу к увеличению глубины погружения и резкому снижению магнитного поля лодки, уменьшает эксплуатационные расходы на содержание корпуса, но пока ощутимо отражается на стоимостных показателях. В серийном производстве ПЛ титан в обозримом будущем не будет применяться, за исключением единичных подводных объектов специального назначения. Торпедное вооружение калибра 533 мм, по существу, исчерпало себя (по мощности боезаряда и дальности хода), что определяет необходимость увеличения калибра и длины торпед. Безусловно, дальнейшее развитие получат ракетоторпеды, выстреливаемые из торпедных аппаратов. Однако эффективное развитие средств противодействия в воздушном пространстве потребует от проектантов-подводников большего внимания к истинно морскому подводному оружию - торпедам, имеющим значительно большую вероятность поразить цель. Останется, вероятно, и небольшое число торпедных аппаратов калибра 533 мм для использования средств самообороны (противоторпеды, имитационные снаряды и т.д.). Необходимо критически отнестись к числу запасных торпед, которые, в совокупности с устройством быстрого заряжания, очень загромождают торпедный отсек. Будущая война, как она нам представляется, вряд ли позволит подводной лодке осуществить более двух полных залпов торпедным оружием. Облик баллистических ракет стратегического назначения и их число на атомных лодках во многом диктуются международными соглашениями по ограничению этого вида оружия. Тенденция к резкому снижению массогабаритных характеристик ракет однозначна и будет определяться разумным сочетанием количества и мощности разделяющихся боеголовок, а также, как правило, исключением ряда “сверхвиртуозных” задач, возлагавшихся ранее на эти ракеты. Совершенствование средств связи и боевого управления подводными лодками и систем передачи команд на применение оружия будет осуществляться на основе единой методологии в масштабе государства, а также путем поиска новых физических принципов, повышающих надежность доведения команд управления. Прогресс в развитии радиоэлектронного вооружения в основном может быть достигнут благодаря совершенствованию электроники (сверхминиатюризация) и методов обработки сигналов. Широкое применение найдет оптико-волоконная техника. Управление вооружением и техническими средствами ПЛ будет развиваться в направлении создания интегрированной (обеспечивающей все нужды подводной лодки) системы с единой информационной шиной и с распределенными (но имеющими возможность объединять свои вычислительные мощности) средствами обработки информации, построенными на основе интеллектуальных программ. В средствах внешнего целеуказания наивысший приоритет, вероятно, получат разнопрофильные сдублированные космические системы. Развитие энергетических установок для подводных лодок прогнозируется в трех направлениях: атомные, дизель-электрические и анаэробные. Атомные энергетические установки будут в основном с реакторами водо-водяного типа, а по конструктивному исполнению могут воплотиться в моноблочные с естественной циркуляцией теплоносителя и с активной зоной, рассчитанной на весь жизненный цикл ПЛ. Паротурбинные установки станут развиваться как в традиционном направлении, так и на основе электродвижения. Последние потребуют увеличения мощности турбогенераторов для более высоких бесшумных скоростей хода в режиме электродвижения - и форсажных турбоустановок для высокоскоростных режимов. Дизель-электрические установки будут совершенствоваться только на основе электродвижения, при этом главное внимание будет уделяться созданию более экономичных и высокоресурсных дизелей, более энергоемких и с большим сроком службы аккумуляторных батарей, высокоэффективных гребных электродвигателей с системой возбуждения, использующей постоянные магниты. Анаэробные установки найдут применение на дизель-электрических ПЛ в качестве дополнительных, что увеличит в 1,5-3 раза дальность и время хода на малошумной экономической скорости под водой. В отношении анаэробных установок следует иметь в виду, что они достаточно сложны в техническом исполнении, требуют высококвалифицированного персонала для обслуживания и значительно дороже, чем классические дизель-лектрические как в изготовлении, так и при эксплуатации. Особого внимания требует обеспечение пожаро- и взрывобезопасности этих установок, поскольку в них используется жидкий кислород. Эксплуатация в составе советского флота около 40 подводных лодок с дизелями, работавшими под водой по замкнутому циклу, показала, как тщательно следует решать проблемы создания и обеспечения безопасной эксплуатации таких установок. В России отработано несколько схем энергетических установок с работой дизеля под водой на кислороде, хранящемся в жидком состоянии, и с утилизацией углекислого газа путем растворения в морской воде либо с поглощением его химическими соединениями. В России и Германии успешно ведутся работы по созданию электрохимических генераторов, которые намечено применять в дополнение к основным установкам на отдельных дизель-электрических подводных лодках следующего поколения (начало XXI века). Швеция сосредоточила усилия на создании двигателя Стирлинга, а Франция - двухконтурной установки, где в первом контуре в качестве рабочего тела используется этанол, а во втором реализован пароводяной цикл с турбиной. Россия отдает предпочтение установке с топливными элементами, так как она имеет более высокий коэффициент полезного действия по сравнению с описанными выше, малошумная, легко регулируется по мощности и экологически чистая. Отсек с такой полностью автоматизированной энергетической установкой не требует присутствия в нем личного состава во время плавания ПЛ. Несмотря на это, такая установка и средства обеспечения пожаро- и взрывобезопасности должны перед серийным производством пройти всестороннюю проверку в ходе опытной эксплуатации. Следует учитывать, что эксплуатация ПЛ с анаэробными установками требует создания дорогостоящей береговой инфраструктуры, в которой должны предусматриваться объекты для производства реагентов и их перевода в криогенное состояние. Поэтому необходимость боевого использования неатомных подводных лодок с электрохимическими генераторами или другими типами анаэробных установок в каждом конкретном случае должна подтверждаться глубокими военно-экономическими обоснованиями. При проектировании общекорабельных систем и устройств наибольшего прогресса необходимо достигнуть в повышении возможностей по тушению пожаров и решению всего комплекса проблем по спасению личного состава. Это стало особенно актуальным после трагической гибели атомной ПЛ “Комсомолец”. Некоторые интересные и обнадеживающие результаты в поиске этих решений уже имеются. это направление, как никакое другое, требует объединения на международном уровне усилий конструкторов-подводников и других специалистов. Конечная цель - исключение случаев гибели подводников в мирное время. В XXI веке должна быть создано международная система спасения, использующая унифицированные, стандартные технологии. достижения в создании оружия и средств радиоэлектронного вооружения, главным образом по снижению их массогабаритных характеристик, позволят, наконец, реализовать идею создания различных типов надводных кораблей и подводных лодок на основе так называемых базовых моделей. Эта идея разработана еще в середине 70-х годов в ЦКБ МТ “Рубин” для атомных подводных лодок третьего поколения, но не была реализована в силу разных организационно-технических причин, одной из которых (может быть, и основной) было наличие в стране нескольких конструкторских бюро подводного кораблестроения со своими школами.
В чем суть этой идеи? Известно, что каждое новое поколение подводных лодок разных классов укомплектовывается, как правило, одним и тем же оборудованием, за исключением главного оружия. Однако, к огорчению заводов-строителей и личного состава, эти ПЛ существенно отличаются друг от друга по компоновке, схемным решениям, конструкции отдельных узлов и размерам. Это следствие того, что индивидуальным (“вкусовым”) подходам и решениям был отдан приоритет перед такими очевидными научно обоснованными принципами создания подводных лодок, как максимальная унификация, технологичность, экономичность, облегчение подготовки экипажей, ремонта и утилизации. Процесс создания ПЛ на основе базовой модели, где все отсеки и оконечности будут одинаковыми, а отличия будут только в модуле главного оружия, требует большого искусства конструктора, особенно в поиске компромиссов между отдельными классами подводных лодок, при достижении заданных высоких кораблестроительных характеристик. Как показали выполненные проектные оценки и исследования, все эти проблемы могут быть решены на инженерном уровне. Очень сложно объяснить морякам, почему на лодках одного поколения турбинные или другие отсеки отличаются при фактически одинаковом оборудовании в них. Действующая методология проектирования подводных лодок должна быть ориентирована на позитивное решение данного вопроса. Я уверен, что подводные лодки XXI века в России должны создаваться только на основе базовой модели. Представляется, что многие средства вооружения, и не только ВМФ, будут также создаваться на основе базовых моделей. Это подтверждается технико-экономическим анализом, будет отвечать требованиям экономики страны и облегчит жизнь нашим оборонным структурам и флоту. Метод базовой модели создаст объективные условия, которые позволят существенно упростить всю инфраструктуру базирования ПЛ и сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта. Нам известно, что проблема создания подводных лодок на основе базовой модели активно обсуждается и специалистами США. Боевые подводные лодки нового века всех классов и назначений, как правило, должны не только иметь собственные высокоэффективные средства освещения подводной обстановки, но и обладать высокой скрытностью по всем физическим полям на уровне соответствующих фонов моря. Без решения этих задач, даже при наличии более “умного” и более скрытно действующего оружия, борьбу за первый залп и дуэль в целом не выиграть. Таков общий взгляд на подводные силы XXI века. В заключение можно сказать, что успехи нашей страны в области подводного кораблестроения не только должны быть закреплены, но и развиты, так как при создании ПЛ XXI века, безусловно, получат дальнейшее развитие научно-технические достижения, в которые Россия, как всегда, внесет достойную лепту. И все это будет способствовать не только укреплению Военно-Морского Флота, но и нашей страны в целом.

"Судостроение" №2 2001 г.

http://www.podlodka.su/news_otd.php?id=24&cat=a
добавил milstar 5641 день 6 часов 59 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=RwYpjwOwL4Q
добавил milstar 5641 день 7 часов 6 минут назад
Тенденции развития архитектуры подводных лодок

Б.Ф. Дронов, к.т.н., СПБМ "Малахит"

В практике подводного кораблестроения под архитектурой ПЛ понимается особенности внешнего облика, формы и конструкции корпуса, ограждения рубки, оперения и других выступающих частей.

К основным элементам, составляющим архитектуру ПЛ обычно относят:

форму наружных обводов корпуса и выступающих частей;

http://ruspodlodka.narod.ru/st/tend.htm

архитектурно-конструктивный тип ПЛ, который в зависимости от наличия легкого корпуса на длине прочного корпуса может называться:

- однокорпусным — легкий корпус на всей длине отсутствует;

- двухкорпусным — легкий корпус на всей длине охватывает прочный корпус;

- смешанным или частично однокорпусным — сочетание на длине прочного корпуса однокорпycных и двухкорпусных участков;

конфигурацию прочного корпуса и распределение пространства внутри него на функциональные или иные составные части межотсечными переборками, палубами, платформами и т.д;

количество и расположение гребных валов.

В понятие "архитектура" могут включаться и другие особенности ПЛ, оказывающие влияние на ее облик:

тип, конструкция и расположение движителей (например, гребной винт, гидрореактивный движитель, винт в насадке и т.д.);

особенности расположения основных видов оружия, вооружения;

состав, конструкция и расположение технических средств, обеспечивающих живучесть ПЛ
Главной чертой АПЛ третьего поколения стал качественный скачок в обеспечении акустической скрытности. Первыми кораблями этого поколения стали американские лодки типа «Los Angeles» (SSN688), головная вступила в строй в ноябре 1976 г., а последняя из 62-х в 1996 г. Пройдя три модификации, она является одной из самых совершенных в подводном кораблестроении. Этот тип отличает мощное гидроакустическое вооружение, низкая шумность, наличие 12 забортных УВП для КР, что фактически сделало АПЛ многоцелевыми.

Со сложившимся опозданием отечественные многоцелевые АПЛ третьего поколения пр. 945 и 971 вступили в строй в 1984 г. (через 8 лет после «Los Angeles»). Основным типом стали корабли типа «Акула», спроектированные в СПМБМ "Малахит" под руководством Генерального конструктора Г.Н. Чернышева. Одним из главных приоритетов при создании этих кораблей являлся показатель акустической скрытности. В результате были достигнуты уровни подводного шума, сопоставимые с уровнями АПЛ типа «Los Angeles», а использование малогабаритных КР из ТА также превратило эти корабли в многоцелевые.

При создании третьего поколения продолжалось эволюционное совершенствование формы корпуса и выступающих частей. Основополагающие принципы формообразования, выработанные для второго поколения, не претерпели существенных изменений. В практическом плане закрепился и действовал принцип "хорошая гидродинамика — хорошая акустика".

Отличительными чертами американских и советских АПЛ стали различные удлинения корпусов. У типа «Los Angeles» отношение L/B возросло до 10,9, а у типа «Барс» наоборот, сократилось почти до 8 (как у пр. 705). При этом протяженность цилиндрической вставки АПЛ «Los Angeles» была больше, чем у «Барса» (около 50% против 30%). Американский корабль отличала более короткая и полная кормовая профилированная часть корпуса.

Причина различий в удлинении корпусов кроется в конструктивных особенностях АПЛ двух стран и, прежде всего, в принятом архитектурно-конструктивном типе. У однокорпусной «Los Angeles» ЦГБ разместились в оконечностях, увеличив общую длину корпуса, а у двухкорпусного «Барса» они расположились вдоль прочного корпуса, увеличивая ширину. Отличительной чертой АПЛ типа «Барс» стало увеличившееся ограждение рубки. В отличие от пр. 671, на них установлена всплывающая спасательная камера, что привело к удлинению ограждения и увеличению его ширины. У американских АПЛ форма ограждения осталась практически неизменной.

Неизменной осталась и форма кормового оперения — чисто крестообразное с гондолой буксируемой антенны на вертикальном стабилизаторе у «Барса». На американских лодках буксируемая антенна располагается на корпусе на большей части ею длины и закрывается обтекателем.

Особенностью АПЛ тина «Los Angeles», поступивших на флот с 1988 г. («San Juan»), стал отказ от рубочных рулей и установка убирающихся носовых горизонтальных рулей. Это было вызвано адаптацией кораблей к плаваниям в Арктике.

При выборе архитектурно-конструктивногo типа каждая страна шла своим путем. Корабли типа «Los Angeles» стали первыми полностью однокорпусными АПЛ. На всем протяжении их прочного корпуса отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделились на носовую и кормовую группы и разместились в оконечностях. Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию перехода на полностью однокорпусный apxитектурно-конструктивный тип. Как представляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению жесткости наружного корпуса ПЛ и снижению его вибровозбудимости под действием набегающею потока.

Отечественные АПЛ пр. 971 сохранили двухкорпусную архитектуру по условиям обеспечения требований надводной непотопляемости. Изменения архитектуpно-конструктивного типа и схемы корпуса АПЛ типа «Los Angeles» привели к изменению общей компоновки корабля. Прочный корпус разделен лишь двумя межотсечными переборками, которыми выделен реакторный отсек. Подобное размещение облегчает компоновку оборудования, сводит к минимуму проблемы, связанные с ограничением длины отсеков, упрощает прокладку коммуникационных линий. Koмпоновка АПЛ типа «Барс» стала развитием технических решений, примененных в кораблях второго поколения, и опыта создания АПЛ пр. 705. Она оснащена всплывающей спасательной камерой.

В то же время, несмотря на различный подход к выбору архитектурно-конструктивного типа, относительно выбора формы обводов стали складываться общие тенденции и направления, объясняющиеся общими физическими закономерностями гидродинамики и гидроакустики. Эти тенденции заключаются в следующем — обводы корпуса принимаются в виде тела вращения с одновальной конусообразной кормой с параболическими очертаниями и носовой оконечностью в виде эллипсоида вращения с коэффициентом полноты от 0,60 до 0,85. Длина обводов носовой оконечности до цилиндрической вставки составляет от 0,10 до 0,15 длины корабля (в зависимости от остроты обводов и полноты носовой оконечности). Форма носовой оконечности обуславливается, с одной стороны, необходимостью обеспечить плавность градиента гидродинамического давления, что благоприятно и с точки зрения гидродинамического сопротивления, а также величины турбулентных пульсаций в пограничном слое, которые определяют гидродинамическую помеху носовой гидроакустической антенны. С другой стороны, полноты обводов определяется техническими средствами, располагаемыми в носовой оконечности — прежде всего гидроакустической антенной и торпедо-ракетным комплексом. Далее следует цилиндрическая вставка, протяженность которой может занимать до 50% длины корпуса, а может практически отсутствовать (ПЛ-лаборатория пр. 1710) или составлять небольшую — до 10% — величину (пр. 705). Обычно длина цилиндрической вставки составляет около 35-40% длины и обуславливается конфигурацией прочного корпуса. При однокорпусном архитектурном типе не избежать протяженной цилиндрической вставки. Это несколько повышает гидродинамическое сопротивление, но дает значительный выигрыш в технологии постройки и общем расположении оборудования внутри прочного корпуса.

С точки зрения гидродинамики и гидроакустики очень важны обводы кормовой оконечнечности. Длина и полнота корпуса в кормовой оконечнечности, угол схода обводов корпуса к гребному винту определяют режим обтекания и условия работы винта, коэффициенты его взаимодействия с корпусом ПЛ. Для получения оптимальных значений попутного потока и коэффициента засасывания этот угол при одновальной корме находится и пределах 10-13 градусов (с одного борта). Длина кормовой оконечности определяется этим углом заострения корпуса и составляет от 25 до 40% длины корабля. Для двухвальных ПЛ с целью повышения пропульсивных характеристик в пр. 661 была реализована раздвоенная корма, как бы состоящая из двух состыкованных одновальных оконечностей ("штаны").

Конфигурация, обводы и места размещения на корпусе выступающих частей — ограждения рубки, кормового оперения, обтекателей циркуляционных трасс — также определяются условиями минимального гидродинамического сопротивления, получения минимального влияния на поле скоростей в диске гребного винта, а также условиями управляемости и маневренности корабля с учетом размещения и компоновки оборудования. Так например, ограждение рубки с целью уменьшения влияния его обтекания на работу гребного винта должно располагаться как можно дальше в нос. С другой стороны, в районе ограждения рубки образуются резкие перепады гидродинамического давления, что обуславливает рост гидродинамической помехи в этом районе. Следовательно, ограждение рубки нужно располагать кормовее обтекателей носовых ГАК. А так как оно непосредственно связано с ГКП корабля, то, естественно, его размещение зависит от изложения ЦП по его длине. Форма и размеры ограждения рубки также оказывают влияние на пропульсивные, гидроакустические и маневренные качества корабля, во многом они определяются также составом оборудования и его габаритными характеристиками.

Общей чертой АПЛ третьего поколения в США и СССР стал ощутимый рост их водоизмещения, который составил 50-100% по сравнению с кораблями второго поколения. Причинами этого явились использование механизмов с высокими виброакустическими качествами, усложнение и рост РЭВ, создание более комфортных условий для размещения экипажа.
добавил milstar 5641 день 7 часов 10 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=HDkUsNTbqzc
добавил milstar 5641 день 20 часов 7 минут назад
Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок 3-го поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе “Горьковского” проекта 945 новую, более дешевую АПЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали. Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр “Щука-Б”, велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования.

Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ “Малахит”, было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог — многоцелевую АПЛ 3-го поколения “Лос-Анджелес”.

АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Технический проект “Щуки-Б” был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью “подтянуть” технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип “Лос-Анджелес”) был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой “вводной”, обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами “Гранат”.

ПЛАТ Проект 971 (Схема)

В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.

В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре — главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта).

Подводная лодка 971-го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля: монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок “закатывается” в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.

На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа “Лос-Анджелес” (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671 РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.

Энергетическая установка корабля включает один реактор водоводяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу — 50.000 л. с.

Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения — два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л. с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях.

На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.

Гидроакустический комплекс МГК-540 “Скат-3” с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении.

Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).

На корабле установлен навигационный комплекс “Симфония-У”, а также комплекс радиосвязи “Молния-МЦ” с системой космической связи “Цунами” и буксируемой антенной.

Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре — 650 мм ТА (суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 — калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами “Гранат”, подводными ракетами и ракето-торпедами (“Шквал”, “Водопад” и “Ветер”), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами “Гранат” осуществляется специальным аппаратным комплексом.

В 90-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная “НИИ морской теплотехники” и ГНПП “Регион”. Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71 М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях. Аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать скорость более 50 узлов. Движитель без редуктора напрямую связан с двигателем, что, наряду с другими мерами, позволило значительно увеличить скрытность применения торпеды.

На УГСТ использованы двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обводы торпеды после выхода ее из трубы ТА. Комбинированная акустическая аппаратура самонаведения имеет режимы локации подводной цели и поиска надводного корабля по его кильватерному следу. Имеется система проводного телеуправления (длина торпедной катушки - 25 км). Комплекс бортовых процессоров обеспечивает надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели. Оригинальным решением является наличие в системе наведения алгоритма “Планшет”, моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя. Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника.

Длина торпеды УГСТ — 7,2 м, масса — 2200 кг, масса взрывчатого вещества — 200 кг, глубина хода — до 500 м, скорость хода — более 50 уз., дальность стрельбы — до 50 км.

Продолжается совершенствование и ракето-торпед, входящих в состав вооружения АПЛ 971-го проекта. В настоящее время они комплектуются новой второй ступенью, представляющей собой подводную ракету АПР-ЗМ (калибр 355 мм, масса 450 кг, масса БЧ 76 кг) с гидроакустической системой самонаведения, имеющей радиус захвата 2 км. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения позволило сместить центр группировки попаданий ракеты к середине подводной цели, поражая ее в прочный корпус. На торпеде использован регулируемый турбо-водометный двигатель на смесевом высококалорийном топливе, обеспечивающий АПР-ЗМ высокую скорость сближения с целью, затрудняющей применение противником средств гидроакустического противодействия. Скорость подводного хода ракеты — 18—30 м/с, глубина поражения цели — до 800 м, вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м — 0,9.

В то же время на основании Cоветско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением — ракето-торпеды “Шквал” и “Водопад” с СБП, а также КР типа “Гранат”.

Характеристика АПЛ проекта 971

Длина наибольшая 110,3 м
Ширина наибольшая 13,6 м
Средняя осадка 9,7 м
Водоизмещение:
нормальное 8140 м3
полное 12.770 м3
Предельная глубина погружения 600 м
Рабочая глубина погружения 520 м
Полная скорость подводного хода 33,0 уз.
Надводная скорост 11,6 уз.
Автономность 100 сут.
Экипаж 73 чел.

“Щука-Б” стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта — К-284 — был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г.

Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой “тихой” отечественной лодки предшествующего поколения — 671 РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения.

В процессе серийного строительства шло непрерывное совершенствование конструкции корабля, была проведена ее акустическая отработка. Это позволило укрепить достигнутое положение в области скрытности, окончательно ликвидировав былое превосходство cоединенных штатов.

По НАТО-вской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula (что вносило определенную путаницу, так как на букву “А” начиналось и название другой Советской лодки - Alfa (проект 705). После первых “просто Акул” появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки Северодвинской постройки, а также последние “Комсомольские” корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа “Лос-Анджелес” (SSN-688-I) ВМССША.

Первоначально лодки проекта 971 несли лишь тактические номера. Однако 10 октября 1990 г. вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина о присвоении лодке К-317 названия “Пантера”. В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта. Первая “Северодвинская” лодка — К-480 — получила имя “Барс”, вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971. Первым командиром “Барса” стал капитан 2 ранга С.В. Ефременко. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана “Барс” переименована в “Ак-Барс”

В 1996 году в строй вступила крейсерская АПЛ (КАПЛ) “Вепрь”, построенная в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, она имела новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю “начинку”. Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.

По словам ныне покойного главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончавшегося в июле 1997 г.), “Барс” сохраняет большие модернизационные возможности. В частности, задел, имеющийся у “Малахита”, позволяет повысить поисковый потенциал атомохода приблизительно в три раза.

По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного “Барса” имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку “активными” системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ 4-го поколения SSN-21 “Сивульф”. По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованную АПЛ 971-го проекта можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню 4—го поколения.

Комсомольск-на-Амуре
(Завод имени Ленинского комсомола №199)
Закладка Спуск Ввод в строй
К-284 “Акула” 1980 06.10.82 30.12.84
К-263 “Дельфин” 1981 15.07.84 12.85
К-322 “Кашалот” 1982 1985 1986
К-391 “Кит” 1982 1985 1987
К-331 “Нарвал” 1983 1986 1989
К-419 “Морж” 1984 1989 1992
К-295 “Дракон” 1985 15.07.94 1996
К-152 “Нерпа” 1986 1998 2002?

Северодвинск
(Cеверное машиностроительное предприятие №402)
Закладка Спуск Ввод в строй
К-480 “Барс” 1986 1988 12.89
К-317 “Пантера"11.86 05.90 30.12.90
К-461 “Волк” 1986 11.06.91 27.12.92
К-328 “Леопард"10.88 06.10.92 15.01.93
К-154 “Тигр” 1989 10.07.93 05.12.94
К-157 “Вепрь” 1991 10.12.94 08.01.96
К-335 “Гепард” 1992 1999 04.12.01
К-337 “Кугуар” 1993 2000 2002?
К-333 “Рысь” 1993 2000 2002?

На Северном Флоте “Барсы” сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, в декабре 1995 — феврале 1996 гг. АПЛ “Волк” (на борту находился штатный экипаж АПЛ “Пантера” во главе с капитаном 1 ранга С. Справцевым, старший на борту — заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В. Королев), находясь на боевой службе в Средиземном море, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. При этом было выполнено длительное слежение за несколькими НАТО-вскими субмаринами, в том числе и за американской АПЛ типа “Лос-Анджелес”.

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают “Барсам” возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение “Барсов” позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по Российской территории.

По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре “Будущее стратегических ядерных сил России-дискуссия и аргументы” (Долгопрудный, 1995 год), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа “Лос Анджелес” с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе мирового океана обнаружить “Барс” гидроакустическими средствами практически невозможно.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. “Барсы” могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США:

“Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что Советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось”.

Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв устранен полностью. По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 уз. шумность лодок типа Improved Аки1а, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой Российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.

Появление уже после окончания “холодной войны” в составе Российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:

— потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
— установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
— оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

К компании по борьбе с Российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация “Гринпис”, активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, Российских, представляющих, по мнению “зеленых”, наибольшую экологическую опасность). С целью “исключения ядерных катастроф”, “Гринпис” рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов резко замедлились, что сняло для США остроту проблемы, хотя усилия “экологов” (многие из которых, как известно, тесно связаны с НАТО-вскими спецслужбами), направленные против Российского флота, не прекратились и по сей день.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы. http://submarine.id.ru/sub.php?971
добавил milstar 5641 день 20 часов 15 минут назад
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nts/971/K-335/K-335.htm
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru