Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


4
Hot club of France
опубликовал milstar 5662 дня 21 час 54 минуты назад
Jean Baptiste "Django" Reinhardt, 23.01.1910-16.05.1953, – выдающий-ся европейский джазовый гитарист, бельгийский цыган. Родился в не-большом местечке близ г. Шарлеруа в бельгийской провинции Брабант. Большая часть детских и юношес-ких лет прошла в цыганском таборе под Парижем. Рано начал играть на скрипке, шестиструнном банджо и гитаре: выступал в кафе, рестора-нах и танцевальных клубах, демон-стрируя поразительные для его возраста исполнительские способности. В 1928 г. получил во время пожара в таборе серьезные ожоги. Особенно пострадала левая рука: фактически двигались лишь два пальца, указательный и безымянный.

Джанго Рейнхардт на полтора года был прикован к постели, а его музыкальная карьера оказалась под вопросом. Начав практически заново учиться играть на гитаре, он сумел пре-одолеть увечье, попутно разработав собственную само-стоятельную технику игры. Друг и соратник Рейнхардта скрипач и пианист Стефан Грапелли (1908-1997) впослед-ствии вспоминал: "Он смог научиться удивительно ловко управляться двумя пальцами, но это не означает, что он не использовал другие. Он использовал мизинец на струне Ми, а безымянный – на Си. Это послужило основой для многих аккордовых аппликатур и прогрессий, которые Джанго первым начал исполнять на гитаре."

Именно с Грапелли в 1934 году Рейнхардт основал просла-вивший их джазовый квинтет "Quintette du Hot Club de France". Квинтет с самого начала демонстрировал совер-шенство звука и формы в полной мере используя богатые инструментальные возможности своей группы, покоряя слушателей оригинальностью аранжировок, блестящим слиянием очень разных индивидуальностей и безупречным свингом. В 1934 году небольшая компания Ultraphone выпустила первую 78-оборотную пластинку квинтета, а уже начиная со следующего года к его творчеству стали проявлять интерес и крупные звукозаписывающие компании (Decca, Gramophone, Swing и HMV), которые вплоть до начала войны постоянно выпускали пластинки группы достаточно крупными тиражами. Всего же, по разным подсчетам, с 1928 (когда вышла первая пластинка Рейн-хардта) по 1953 год было записано от 750 до 1000 пластинок с именем Джанго Рейнхардта.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)

По мере того, как группа завоевывала все новую и новую аудиторию, в ее репертуаре стали появляться и вещи Джанго. Одни из них, как например головокружительная Mystery Pacific, были высокоэнергетичными сногсшибатель-ными номерами; другие, как Tears – более сдержанными, лирическими, ностальгическими. Цыганское происхождение автора, безусловно, накладывало отпечаток на мелодии Рейнхардта. Но в то же время он был открыт джазовому влиянию во всех его проявлениях, не ограничивая себя никакими жесткими рамками. Таким же образом и Квинтет был группой "с изменяемой геометрией" в том, что касалось инструментов, стиля и самих номеров.

До самого начала войны Джанго и его квинтет делили время между работой в студиях (все более частой), в клубах и популярными jam sessions в "Nuit Bleues" и "Swing Time". Состоялось несколько крупных концертов и зарубежных гастрольных туров (в Испанию, Швейцарию, Голландию, Бельгию, Англию и Скандинавию). К 1939 г. карьера Джанго Рейнхардта была на пике. Квинтет имел устойчивую солид-ную репутацию. Сам Джанго получил все о чем мечтал, в том числе выступив вместе со своим кумиром американ-ским джазовым пианистом, композитором и аранжиров-щиком Дюком Эллингтоном (1899-1974) в "Hot Feet". В этот момент, в самый разгар очень успешного тура по Британии, пришло жестокое известие о начале войны и Рейнхардт срочно покидает Лондон и возвращается во Францию.

В оккупированном Париже он собрал новый "свинговый" квинтет с кларнетистом Губертом Ростеном (Hubert Ro-staing), взяв в пример состав "короля свинга" американского джазового музыканта, кларнетиста Бенни Гудмена (1909-86). Вскоре эта группа стала новым идолом парижских фанов: публика желала "свинга", джазовые записи внезапно стали продаваться тысячными тиражами. Если до сих пор джаз во Франции был вотчиной посвященных энтузиастов, уделом избранных, то теперь он стал всеобщим увлечением, в фокусе которого оказался новый квинтет и сам Hot Club de France. Как вспоминал Шарль Делоне (Charles Delaunay): "Когда Джанго и его новая команда первый раз выступили на публике, в кинотеатре "Нормандия", они были ошеломлены оказанной им встречей. Это была не просто реакция покоренной нации, стремящейся в развлечениях забыть свои неудачи и проблемы. Это был акт неповиновения, вызова оккупантам, вождь которых называл джаз "кривля-нием черных недочеловеков". Цыганский гитарист стал символом этого вызова. Впрочем, любители джаза были и среди немецких офицеров (одним из них был Дитрих Шульц-Кон по прозвищу "Доктор джаз", один из самых больших почитателей Джанго, не раз выручавший его в сложных ситуациях). Существовавший запрет на записи американ-ского джаза еще более повышал ценность дисков, которые французские джазмены выпускали сотнями, используя отвлеченные названия, чтобы скрыть их родство с американскими предшественниками.

Самая знаменитая вещь Рейнхардта, Nuages (Облака), была написана именно в этот период. По структуре и гармонии ее никак нельзя назвать коммерческим хитом, однако, исполнив композицию в январе 1941 г., Джанго по просьбам пришедшей в экстаз аудитории три раза повторил номер на бис. Другие сочиненные им в то время мелодии, положенные на слова, вскоре распевал весь Париж: Swing 41, Dinette, Crepuscule, Swing 42, Douce Ambiance. Эти хиты еще больше способствовали и без того высокой популярности у публики "Nouveau Quintette du Hot Club de France", как теперь назвался состав Джанго, с солирующими гитарой и кларнетом. В отличии от предвоенного периода, группа играла теперь в более строгом, близком к американскому оригиналу стиле, при этом с добавлением риффов, скорее всего, навеянных Чарли Кристиансом (с творчеством которого Рейнхардт был знаком) из оркестра Бенни Гудмена. Эта музыка, сочетавшая одновременно простоту и изощренность, печаль и волнение, точно отражала дух своего времени.

В этот период Джанго также увлекался оркестровыми аранжировками. Он собрал группу под названием "Django's Music", исполнявшую его собственные аранжировки, надиктованные с помощью гитары. Рейнхардту не удалось полностью реализовать свои амбиции композитора симфонической музыки, однако, некоторые его оркестровки (как, например, Stockholm, Nympheas, Feerie) создают любопытную импрессионистскую атмосферу, в которой размываются границы джаза и не-джаза. Другие выдержаны больше в традиционной свинговой стилистике – как Artillerie Lourde ("Тяжелая артиллерия"), название и настроение которой явно перекликается с событиями ноября 1944 г.

В предпоследний военный год музыка Джанго все чаще подвергалась критике в коллаборационистской прессе, а немцы становились все более настойчивыми в своих приглашениях Квинтету выступить на территории Третьего Рейха, что музыканту было явно не по вкусу. В этих обстоятельствах он счел за благо покинуть Париж. Рейнхардт попытался получить убежище в нейтральной Швейцарии, а получив отказ, пустился странствовать по Франции, иногда с Квинтетом, иногда с собратьями по бродячему цыганскому племени. В какой-то момент он даже вернулся в Париж и открыл в городе свой собственный клуб "La Roulotte" ("Фургончик бродячих артистов"), но в конце концов перебрался на Лазурный берег, в Тулон, где в августе 1944 года встретил только что высадившиеся американские войска и присоединился к их оркестру. Под патронажем союзников он снова идет от успеха к успеху, выступая на многолюдных концертах в честь военных, записывается с музыкантами недавно распущенного после смерти лидера джаз-оркестра Гленна Миллера (1904-44), и как кульминация дает сольный концерт с оркестром транспортной авиации в Salle Pleyel в декабре 1945 г. На записанном с этим оркестром незадолго до концерта диске гений Джанго предстает во всей красе. Это была высшая точка популярности Джанго Рейнхардта. Никогда больше ему не суждено будет выступить перед такой обширной аудиторией.

В середине 40-х годов два американских музыканта – Диззи Гиллеспи (негритянский джазовый трубач, а также исполнитель на тромбоне, фортепьяно, ударных, аранжи-ровщик и композитор, 1917-93) и Чарли Паркер (джазовый саксофонист и композитор, 1920-55) произвели настоящую революцию в джазе, открыв эру джаза-боп (или бибоп), который после войны достиг и Европы, обращая в иную, отличную от свинговой традиции Луи Армстронга, веру готовых воспринимать новое джазовое звучание европейцев. Конец войны и пришествие бибопа означали, что настают новые времена, адаптироваться к которым Джанго Рейнхардту оказалось непросто.

Начиная с 1946 г. он все чаще остается не у дел. Новая встреча Рейнхардта и Грапелли в Лондоне, куда он приехал для участия в рекорд-сессии восстановленного довоенного состава Квинтета, стала настоящим подарком для них обоих: как будто они и не расставались, просто возобновили диалог с того места, на котором остановились много лет назад. Все, что изменилось – лишь мастерство музыкантов, ставшее еще более зрелым и выдержанным. Одним из продуктов сессии стала знаменитая импровизация на тему французского национального гимна – Марсельезы (под названием Echoes of France).

Благодаря усилиям Дюка Эллингтона, в октябре 1946 года Джанго отправился в единственную в своей жизни гастрольную поездку по США. Эллингтон, познакомившийся с Рейнхардтом в 1939 г., хотел привезти его в Америку еще тогда, но этим планам помешала война. Лишь спустя семь лет легендарный цыган смог пересечь океан и появиться на родине джаза, где он дал несколько концертов в качестве приглашенного солиста с оркестром Дюка. Большой славы снискать ему там не удалось, хотя его "двухпальцевый стиль" произвел сильное впечатление. По возвращении в Париж предложения становятся все более редкими, из-за чего Джанго все больше и больше времени посвящает живописи. Концерты и гастроли, которые еще случаются, уже не пользуются былым успехом и не приносят артисту прежнего удовлетворения: его музыка стала все менее привлекать аудиторию, поглощенную соперничеством Новоорлеанского Возрождения и бибопа, – струнный джаз "без ударных и труб" отходил в прошлое.

В начале 50-х Рейнхардт вместе с семьей переехал из Парижа в небольшой городок Samois-sur-Seine к югу от столицы. Как вспоминал позднее его сын: "Я думаю, что жизнь здесь была своего рода убежищем для него, где он мог отдохнуть и переосмыслить свою музыку. Он был очень одухотворен в то время и слушал очень много всего, начиная от Бетховена и до бибопа…. Бибоп – в особенности.

Джанго Рейнхардт скончался 16 мая 1953 года в возрасте 43 лет. В эти сорок три года уместилась длинная и насыщенная творчеством жизнь, лучшую оценку которому дал в своем интервью Melody Maker в 1954 г. Стефан Грапелли: "Джанго сделал для гитары больше, чем кто-либо в джазе. Его стиль игры был не похож ни на один другой, благодаря ему джаз стал другим. Будет еще много выдающихся гитаристов, но никогда не будет другого Рейнхардта. Я просто уверен в этом".

http://www.youtube.com/watch?v=eaGZrq5S3QA

http://www.youtube.com/watch?v=VpmOTGungnA&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=LY2BQk9s11Y&feature=related

http://abc-guitar.narod.ru/pages/reinhardt.htm

 
Комментарии
добавил milstar 5661 день 21 час 14 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=U7UHmKfUAu8&feature=related
добавил milstar 5661 день 23 часа 53 минуты назад
http://www.youtube.com/watch?v=DY0FF4iR9Cw
добавил milstar 5662 дня 2 часа 2 минуты назад
http://www.youtube.com/watch?v=UhlZCzzoTVY&feature=related
добавил milstar 5662 дня 2 часа 18 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=DY0FF4iR9Cw&feature=related
добавил milstar 5662 дня 2 часа 30 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=NMLCLiSDLIc&feature=related
добавил milstar 5662 дня 2 часа 42 минуты назад
http://www.youtube.com/watch?v=4a64uyOUw_A&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=3Q3fV9zjwRM&feature=related
добавил milstar 5662 дня 2 часа 50 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=kyOQObPw0ss&feature=related
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru