«Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2009 : Время писать бестселлер!»
«Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2009» проходил одновременно с книжной ярмаркой в Лондоне и на фоне острой дискуссии вокруг премии «Национальный бестселлер - 2009» касательно темы «настоящего современного петербургского текста».... Так что в рамках «экспедиции» на книжный салон мне представилась возможность пофилософствовать о разнице между Счастьем и «Щастьем». Во втором случае речь идет о книге, «зарегистрированной кандидатом на выборы в бестселлеры», предначертавшей «разложение Петербурга». И у меня возникло нехорошее предчувствие... Типа : ни сахара , ни радости вам не будет. А будет Щастье вместо Счастья! Это и есть главный питерский стиль! Кто же купит «бестселлеры», о которых пишут так : «практически не важно о чем роман ; главное, он прекрасно написан». Реальных бестеллеров «родить» не могут ....Все деньги по прежнему делаются вокруг Петра I и архитектуры города Петра...
Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2009 : Время писать бестселлер!
27 апреля 2009 года
© Наталья Ярославова - Чистякова
Санкт-Петербург
Долго формулировала для себя: надо ли мне ехать на «Санкт-Петербургский международный книжный салон – 2009» или не надо . Против «экспедиции» в Ленэкспо были следующие доводы: шанс оказаться в пробке в субботний день, аргумент о том, что в «Доме книги» можно быстро сделать запрос нужной книги по компьютеру и зная название получить все, что надо. Ну и наконец, мне не нравится как организуются все эти Выставки и Ярмарки. Чаще всего нет уважения к посетителям, да сами и комплексы построены так, как будто архитекторам не ведомо про нормальную вентиляцию и освещение. Резонов для того,чтобы не посещать Салон было достаточно , но я стояла на холме , смотрела на Кронштадт и Кронштадт шептал мне : «Иди!».
На острове Святого Василия или Велеса (Василеостровском) сквозной морской ветер. Зелени нет. Подумалось : хорошо, что я изменила решение и выбрала для жизни другое место. С Велесом жить трудно... . Посмотрела взглядом инвестора на Ленэкспо , где традиционно проходят «ПЕТЕРБУРГСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРУМЫ». Петербург достоин большего! Надо строить новые экспозиционные залы, а не «Офис Газпрома» в районе Охты. В Ханты-Мансийске центры для таких Инвестиционных форумов на порядок лучше, современнее и эстетнее. Не случайно Е.М.Примаков увидев северную роскошь заметил, что такого города нет нигде в мире.... Но Ханты-Мансийск - «Царство снежной королевы» - родина Каев....Там нет людей во всех этих почти девственных архитектурных изысках. А тут, что было для меня первой неожиданностью Книжного Салона , проводимого под девизом «Время Читать!» , очереди стояли в пять касс примерно по 20-25 человек в каждой. Т.е. интенсивность притока любителей книг можно оценить на уровне 100-150 человек за 10 минут. Думаю не преувеличила В.Матвиенко, когда на открытии Международного книжного салона сказала, что Петербург самый читающий город. Память воспроизвела сюжет общения с одним коренным жителем Санкт-Петербурга по «Проекту Счастья» (
Проект Счастья ) . Услышала от него необычные размышления о том, что ему известно в городе Петра многой семей , которые живут весьма скромно, но читают книжки , оберегают свой мир и счастливы...
И вот под сводами Ленэкспо я начала свое исследование : В чем же секрет Счастья Санкт-Петербурга и какие книжки он читает ?
Сразу скажу , что здесь не было никаких признаков изумительной оперативности , которую упоминает Д.Быков в своем репортаже с лондонской ярмарки, проходившей в эти же самые дни во втором на нашей планете городе туманов и дождей. А вообще-то об этом самом «Спросе на оперативность» я ещё в середине марта делала зарисовку: «Спрос на оперативность и историю» (http://nbch.livejournal.com/1074.html)
Посещая Салон в Санкт-Петербурге , не знала ещё про эти впечатления Д.Быкова, да и про сам его визит в Лондон , но написав статью и прочитав свежие репортажи по аналогичным темам , вижу что имеет смысл дать дополнительные ремарки. Эти дополнения сделаны мною в контексте того, что происходило в Лондоне и в контексте того, что разворачивается вокруг присуждения премии «Национальный бестселлер - 2009» , где один и тот же эксперт А.Секацкий дал весьма отрицательный отзыв на номинированную к премии книгу Е.Токаревой «Иероглиф» и весьма положительный отзыв на книгу «Щастье» автора под псевдономом Фигль-Мигль, написанную, судя по отзыву , в стиле «настоящего современного петербургского текста», в отличие от московской Е.Токаревой.
Во-первых, я темой Счастье занимаюсь уже несколько лет и мне это интересно. Во-вторых, я в Петербурге, и на книжном салоне имела хорошую возможность проанализировать: и спрос, и предложение Северной Столицы. В-третьих, я прочитала оба отзыва господина А. Секацкого и ничего из них не поняла. Но при этом я увидела в его отзыве на книгу «Щастье» фразу (!) , которая объясняет все, что сегодня происходит в писательской среде России. Господин Секацкий пишет дословно о рукописи «Щастье» следующее: «Можно констатировать факт – писательского полку прибыло. Тот редкий случай – когда практически не важно о чем роман – главное, он прекрасно написан».
Вот это шедевр! Вот и объяснение того, почему нет бестселлеров в современной России!
Я веду речь о реальных бестселлерах, а не о тех, прочитав которые, хочется пойти «помыть руки» от очередного кидалова. Эти размышления о спросе читателя и о том, что наступило время писать нечто новое, я начала в своей статье « К XIII Съезду писателей: Не «ешьте» с рук тиранов (Тираны любили прикармливать голубей, и — писателей...)
ссылка .
Желание разобраться в том, каким должен быть современный российский бестселлер и почему он не появляется в России , по большому счету, было и целью моего посещения « Международного книжного салона – 2009» . Обращу внимание , что речь идет не об эксплуатации вечной и беспроигрышной темы о Петре и архитектуре города Петра, чего было как раз много на книжном салоне и что, в целом, отличает Петербург. Я веду речь о том, что авторы могут написать сами, сверх надежной и проверенной темы Петра Великого в её традиционной подаче. Ведь сложно писать бестселлер вокруг того, что происходит в настоящем, сравнивая даже ту же эпоху Петра и сегодняшние дни.
В преамбуле к книге изречений Петра Первого , которую я купила на этом салоне приведено пророческое высказывание о Петре Великом : «.... чтобы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут».
Оболгали первого российского императора. Не раз обращаю внимание на это. Из его изречений данный факт очевиден.
Вот одно из этих изречений, по часто обсуждаемой теме о церкви :
«Наши монахи зажирели . Врата к небеси : вера, пост и молитва. Я очищу им путь в Рай хлебом и водою, а не стерлядями и вином . Да не даст пастырь Богу ответа, что худо за заблудшими овцами смотрел!» (Рассказы Нартова о Петре Великом)
Или ещё :
«Мы ничего собственно не имеем, кроме чести; отступить от оной , перестать быть царем и не царствовать» ( Голиков. Деяния Петра Великого)
А вот о питерском Счастье:
«Эжели бессчастья бояться , то и счастья не будет» ( из письма графу Ф.М.Апраксину).
Книга изречений Петра утвердила меня в правильности того, что 2009 год я начала с четырех статей о Петре Первом :
«Он Бог, он Бог твой был, Россия : Петр Первый язычник, масон , Антихрист или «родственник» Христа ?» (начало серии статей
по ссылке)
О самой книге , составленной из изречений Петра , ранее публиковавшихся только до революции, причем в изданиях , ставших библиографической редкостью, я подробнее скажу ниже. Сейчас же вернусь к стилю «настоящего современного петербургского текста»
На выставке мне активно внедряли нового автора из Петербурга - молодую даму, издавшую уже книг пять или шесть. Полистала . Пустота . Ни эрудиции, ни души , ни следа таланта, ни жизненного опыта. Бывают такие люди , которые сами себе не интересны. Но они при этом , всю эту свою пустоту начинают ещё и обнажать, подобно женщинам без совершенного тела, склонным почему-то к презентациям своей « обнаженной нетленки» без одежд. Пресно. У Сомерсета Моэма в его шедевре «Старик и море» тоже, казалось бы, «Безвременье» (часы остановились...) , но какие эмоции от образа «дыхания моря», ожидания, предтечи! Надеюсь, что дама - автор из Санкт-Петербурга , книги которой я конечно не купила, но время на них все-таки потратила, не стала моим первым знакомством с апологетами «настоящего современного петербургского текста» , которых упоминает А.Секаций.
Быть может мне особо все это резануло по той причине , что для своей экспедиции на книжный салон я оторвалась от книги о жизни Пчел. Боже, какая сказка. Я давно такого живого языка не встречала ! История книги такова. Автор пчеловод, прочитал все лучшие в мире книги исследователей , ученых, коллег-пчеловодов о пчелах. Потом он сам спланировал эксперименты с той целью , чтобы узнать ответы на вопросы , которые не нашел в этих, самых лучших книгах на планете. И в дополнение к этому, ещё сделал шаг вперед , в сравнении с тем, что было им прочитано! Он написал написал Книгу своей жизни! Всего одну! Но это такой светлый шедевр, что мне сразу захотелось быть пчеловодом. Там столько мыслей, применимых к государственному устройству России! С этой целью я, замечу, и искала нечто самое лучшее о пчелах: без посредников и без «глухого телефона». Дело в том, что в вопросах государственного устройства надо идти глубже Византии. А там Египет. А фараоны организовывали свое управление по законам Маат, о чем тоже часто упоминаю в своих статьях. Так вот, священным символом богини Маат является пчела. И потому Пчелою, а также темой управления по принципу «Пчелинного улья» «болели» не только фараоны, но и Наполеон, натаскавший во Францию египетских колонн и украшавший себя пчелами последнего из Меровингов.
Признаем, что Наполеон не глупее был современных политиков. И если он проникся символизмом пчелы , то и нам, в наши кризисные времена актуально все это узнать из первых рук, что я и сделала. Первый миллионер России — Герман Стерлигов, которого жизнь вовремя «выкинула» из бизнеса и из политики ( даже раньше, чем меня) - теперь со всеми своими пчелами - «на коне». И когда сейчас у меня пытаются консультироваться : куда вкладывать деньги. Я задаю встречный вопрос : а у вас сколько тонн меда? Вот Герман Стерлигов говорит: «У меня 700 тонн меда и пятеро детей !" . Вот это богатство! У меня даже килограмма нет. Но зато я никому не расскажу , каково мое сакральное чтиво и утаю названия основных книг. И пока все будут читать «бестселлеры», я умножу свое позиционное преимущество чтением того, что должен познавать идущий по пути совершенства. Ну и каждому жителю Санкт-Петербурга сам Бог велел читать символы и считывать с древностей «Аз». Тут без этого не выжить. Тем для творчества полно. Да и «библейское послание Петра потомкам» надо расшифровывать.
Купила на книжном салоне книгу о том, как читать подтекст живописных полотен. О символизме художников эпохи Возрождения и о том, как они передавали послание в будущее. В этой связи у меня есть свои мысли по поводу феномена художника из Петербурга — Ивана Славинского, (http://www.ivan-slavinsky.com/), проживающего преимущественно в Париже, но это отдельная тема. Его картины уже взяли миллионную планку в долларах как раз из-за того самого философского смысла, вокруг которого разгорелся сыр-бор в связи с премией «Национальный бестселлер — 2009 ». Речь идет о картине «Хозяин времени».
И вот как раз времени, потраченного на выставочную экспозицию молодой дамы , я пожалела . Ноль впечатлений , в отличие от той «одержимости», которая мною овладела в секции полиграфической компании Printissa. Двухтомник Масоны Петербурга! То что надо. Всего 300 экземпляров! Отличное издание: 8000 рублей. Если в нем ещё и то, что мне бы хотелось видеть, т.е. нечто большее, чем просто биографии тех, кого относили к масонам, то это будет раритетом. Взяла визитку. Тут надо изучать более подробно: кто и с какими редкостями поработал при подготовке этого издания. А в Ленэкспо условий не было. Душно.
Представители издательств обмахивались книгами. Для читателей стульев как всегда не было. А времени для просмотра такого числа экспозиций требуется много.... Организовано плохо... Как говорится: претерпела... Столько лет читают про архитектуру Петра ! Но в петровских зданиях есть чем дышать, а эти «бетонные кубы» - не ясно по каким канонам строятся.
Тайны Масонов Петербурга, безусловно, не сравнить с тайнами псевдонима Фигль — Мигль, которые пытался анонсировать господин Секацкий. За вторую тайну, т.е. за книгу «Щастье» , я больше 150-200 рублей в ценах сегодняшнего дня не дам. А вот история Масонов города Петра мне интересна.
Писательский либо публицистический шедевр должен вызвать эмоции и требовать работы ума . Не случайно Д.Быков упомянул о четком запросе англичан на серьезную литературу , которую они готовы читать в объеме и тысячи страниц (!).
Это как раз то, на чем и я настаиваю уже не первый год Когда прижмет, будут читать и тысячу. И две тысячи и десять тысяч страниц. По этой причине , я никогда и не считалась с тезисом о том, что чиновники больше одной страницы не читают и посылала обращения объемом до ста страниц. Не умеют читать — Дыра в кармане будет! К чему и движемся... Станут нищими - буквы вспомнят. Кстати, это касается и форумов интернета. На некоторых тоже интерет -читатели диктуют условия о том, что прочитать больше абзаца они не могут. Сами и подобны в этом чиновникам, но чиновников при этом критикуют. Всем придется привыкать работать с большими объемами серьезной информации: и чиновникам, и форумистам, и оппозиции.
Что же касается бестселлеров, то я думаю, что сейчас уже практически знаю ответ на этот вопрос. Одна из причин в том, что писательское сообщество России : из тех, кто владеет словом, оказалось за пределами информационного потока и информационного бума. Многие из них не имеют доступа к интернету и не владеют информацией о том, что пишут на планете, какие древние источники стали доступны интернет-читателям, по каким темам идут дискуссии , привлекающие многочисленную интернет аудиторию. Они «за бортом» этого огромного современного мира информации. Многие полагают , что надо писать исключительно про природу и вернуть читателя туда, назад , в деревню, к березке. Туда - где нет экономики, финансов, рекламы, психологии и т.п.
Это общее замечание, не касающееся Фигль-Мигль. Там вроде что-то есть про «альтернативную историю, предвосхищение неминуемого разложения…». На эту альтернативную историю у меня есть отклик. Но вот А.Секацкий , напротив, делает ремарку: « Но это по-хорошему не важно»... А для меня важно...
В целом же А.Секацкий похоже дал характеристику главного кредо официального писательского сообщества: «не важно о чем роман – главное, он прекрасно написан»!
К сожалению, бестселлер при таком подходе не получается. Я увидела в этом лишь этакий «околокаббалистический стиль». Почему околокаббалистический ? Потому что не один каббалист не будет утверждать, что красивые словеса могут быть сами по себе при отсутствии сюжета , мысли и пр. У раввинов главное защищаемое положение состоит в том, что каждое слово несет великую мудрость, а если оно мудрость не несет , то это не слово. И если кто-то станет утверждать , что Слово может быть и без Мудрой мысли за ним, то вывод будет однозначный: Этот человек не имеет отношения ни к Слову, ни к Мудрости.
Посему для того, чтобы понять «Щастье Петербурга» я нашла другой отзыв на эту рукопись Павла Крусанова . И здесь тоже интересная лексика. Финал отзыва следующий : « Итак, автор читателя презирает, а читатель схватил блесну и повелся. Это ли не победа разума над сарсапариллой?».
Знакомый стиль со времен совдепа и ещё из юношеских времен в науке. Скажу честно меня даже ему учили. Это своего рода знак : «Наших не трогать»...
Из этого заключения П.Крусанова удалось понять несколько больше , чем из отзыва А.Секацкого. Похоже Фигль-Мигль описывает печальную участь будущего Петербурга после победы антигуманизма. Видимо в Петербурге отмечен нетократический , антигуманистичский тренд и дабы предостеречь , нам и описывают пугающее будущее Северной пальмиры. Быть может для того, чтобы мы с ним заранее смирились .
У меня правда возникло нехорошее предчувствие, что это возможно попытка сформулировать Образ будущего Петербурга. Типа : ни сахара , ни радости вам не будет. А будет Щастье вместо Счастья! В таком случае, в ментальности автора я могу сказать, а «Фигль» нам такой серый сценарий?!». Не выйдет номер. И вообще , если в Петербурге «неминуемое разложение», то вся страна уже тогда точно разложилась. Этот город так просто на излом не возмешь. Здесь мужчины женщинам место в метро уступают.! Причем - на автомате! А Москве я такого никогда не видела. Мне говорят: тебе повезло это один раз увидеть. Да нет. Я считаю . До 10-15 мужчин, за 3-5 остановок, поднимается всякий раз , чтобы уступить место. А если кто-то этого не сделает , то весь вагон так ощетинится, что на следующей станции придется выйти. В культурный питерский монастырь с хамским уставом не впишешься . Причем вежливо поставят на место. Как-то видела даму, которая громко и участливо спросила сидящего молодого человека , по виду мигранта: не болен ли он и не надо ли ему вызвать Скорую помощь. Гость столицы ответил, что здоров. Тогда под всеобщие осуждающие взгляды вагона ему заметили: «А если здоров, то почему не уступишь место даме, которая стоит рядом?». Сдуло мгновенно. Питерцы вытолкали его как пчелы чужаков из улья!
Не знаю, кто стоит за этим Фигль -Мигль. Быть может , некто из смыслократии, не исключаю , что автор может быть и коллективным. Один «прогибает» под образ будущего , другой «слог обтачивает». Не буду заранее додумывать. Надо текст читать. Но триумф серого будущего мне не нравится.
Пусть не пытаются нам продавливать «Бог терпел, и нам велел». Бог не терпел. Терпело тело (мат.часть), а Бог спасал, давал силу и надежду на возрождение! Он не был безразличен к ситуации!
Лена Токарева, насколько я поняла , не желает заглядывать туда, далеко , в печальное будущее Петербурга и Москвы, после победы цинизма и зверинной ментальности. Она дает сигнал, подобный сигналу: «Так жить нельзя !». В её интерпретации , в частности , в ролике по книге это озвучено на уровне призыва: « Хватить ржать!». Суть : Уже давно не смешно и детские игры пора завершать!
Таким образом, как я понимаю , оба автора обеспокоены современными угрозами и тем будущим , к которому они ведут.
Я куплю и ту, и другую книгу. Быть может, как раз они отвечают тем ожиданиям, о которых пишет в своем репортаже Д.Быков в статье «Британцы не верят в RASKRUTKA» ( http://www.novayagazeta.ru/data/2009/044/22.html).
Он обращет внимание , что Русский стенд был очень популярен в Лондоне. Там есть те , кто «искренне верят, что Индия, Россия, а то и — чем черт не шутит — Венесуэла могут предложить третий, пятый, десятый путь. И что особенно удивило Д.Быкова имеет место « перенос центра общего внимания на страны третьего мира либо на Россию в поисках альтернативных практик».
Если коротко , то рецепты выхода из мирового кризиса ждут от России. Но вот в Санкт- Петербурге я не увидела ничего из того, чем изобиловали выставочные стенды в Лондоне. Это посткризисные «финансовые детективы, финансовые исповеди и даже финансовые комедии положений, написанные средним классом». Все эти книги могли бы выйти под рубрикой «Как я потерял все и нашел себя». Там ещё и о России книг наваяли, как выяснилось. . Так , что большая часть жителей России только от них и может узнать : что же действительно происходит в нашей экономике.
И правильно сетует в своем журнале Е.Токарева : «Хоть бы что-нибудь перевели на русский. У нас тут ни одной свежей книжки о кризисе, если только "антикризисный роман" Минаева, но он не про финансы, а про того, как плохо быть "менеджером с пейджером". А хочется каких-нибудь рецептиков, каких-нибудь конспирологических теорий...»
Честно говоря, я и не надеялась это найти в Ленэкспо , поскольку знаю как у нас обстоят дела с публикациями о Кризисе. Если даже все следы о моей статье: «Кто виноват в кризисе ?» затерли через день после того, как я упомянула о её счетчике на Newsland.ru в 32 тысячи просмотров , то какой смыcл делать полноценное исследование. Никаких рецептиков и коспирологических теорий не будет! Лично у меня времена рецептиков прошли пять лет назад. Т.е. свой путь «Как я потерял все , а потом нашел себя» я уже прошла давно. Прекрасно помню как меня отчитали те, к кому я обратилась за защитой от шантажа , после стартовавшего «кризиса в умах» в топливно-энергетическом комлексе и регионе. Мне сказали буквально : «Какого черта ты раскормила их информацией, а теперь это быдло, сбившись в стаи уничтожает тебя». Божилась , что больше не буду....
Теперь в карманах тает не у меня, а у тех, кто входит в РСПП А.Шохина и ТПП Е.Примакова! Лет пять у них ещё есть для того, чтобы полностью обнулиться.
Вот они пусть они и думают , как сделать так , чтобы открыть книгоиздание для тех, кто может дать рецептики и конспирологические теории, не остерегаясь при этом жить в России.
Я провела мысль о том, у предпринимателей и лебедей много общего. Их объединяет посыл : Главное не мешайте.... Пусть думают. Об этом в статье - «Новый спутник НАСА наблюдает за созвездием Лебедя, а в России 2009 год - Год Лебедя!» (http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=315).
Когда я «Возрождала себя», после в буквальном смысле террора, включая любимый бандитский прием маскировки под бытовуху, то поняла что много кто в истории планеты в такое наступал. Леонардо Да Винчи шифровал свои открытия так, что прочесть их можно было только зеркально. Есть известная картина о Пифагоре , за спиной которого стоит «Ворье мое», пытающееся украсть его теоремы и формулы.
Не я первая . Не я последняя . Вон и Петр говорил :
«Я знаю, что и я подвержен погрешностям , и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки...»
Просто ошибки признавать надо , тогда и путь выхода их кризиса начнет проявляться.
Однако о салоне и о том, как бы я была не права, если бы не прислушалась к тому, что мне «шептал» Кронштадт.
Уже где-то после десятой экспозиции , из 300 издательств представленных на Выставке стала понимать, почему мне надо было сюда приехать....Здесь нашлось много малых и эксклюзивных издательств и изданий, которые не оставили никаких явных следов в интернете, так чтобы их можно было выловить сетями поисковых систем. Более того, они даже не всегда могут эффективно решить вопросы реализации своих книг через крупные книготорговые сети, да и малые тоже.
Таким образом , на многие книги , купленные здесь , я не вышла бы никогда не посетив этот Книжный Салон, поскольку для их электронного поиска по привычной для меня схеме надо было знать о самом существовании таких творений, иметь информацию о их названиях, авторах и т.д. Не ожидала , что столь огромный объем прекрасной литературы живет за рамками виртуального пространства и даже за рамками крупных сетей книгоиздания. Здесь представили работы театральные, художественные, краеведческие общества , научные ассоциации, общественные и даже религиозные организации , занимающиеся книгоизданием. Презентовали свою издательскую деятельность и органы власти . У них действительно большие бюджеты на полиграфию , а проблемы с реализацией - не решены. Литература из регионов получила редкий шанс проявиться публичо перед столичным читателем. Ведь она часто незаслуженно оказывается в полном забвении по причине практической недоступности. Обратила внимание , что есть даже сборники докладов и статей научных конференций. Сделала этот акцент потому, что недавно вела переписку с библиографами Российской государственной библиотеки (РГБ) по поводу отсутствующего в интернет- сети доклада, обнародованного на одной из конференций в Ростове , в 2004 году , сотрудником этой библиотеки. Как выяснилось, сам сотрудник сменил работу, отдел, в котором он работает в состоянии переезда ... Концов не найти.. Как итог , не случилось добыть нужную статью в электронном виде даже сотрудника самой РГБ. А главная мысль и философия России не редко бывает как раз в таких статьях, трудно продвигаемых в сборники конференций и потому отточенных по мысли и слогу.
Для себя из этой группы книг «теневого сектора», не являющихся фаворитами поисковых интернет систем и не раскрученных в сети , выбрала внешне скромную брошюру Санкт-Петербургской академии Театрального искусства «Цвет : легенды, символы, атрибуты» В.Гришкова . Книга издана в 2006 году , тиражем всего 500 экземпляров. На выставке был всего один экземпляр , видимо «из завалявшихся» , который я и приобрела. Почему приобрела ? Посетителей много. Решение принимаются не то, чтобы интуитивно, но на основе , как уже сказано, ранее подспудно сформулированного Спроса. А цвет - это если и не путь выхода из кризиса, но суть - энергия и настроение , которые для этого нужны. Жизнь - «ярмарка тщеславия», Театр. Вот я и решила посмотреть как наш современный российский «театр экономики» может использовать потенциал Цвета!
Продолжение следует