Правительство создает госкорпорацию для управления Фондом национального благосостояния и госдолгом
Идея создания подобной госкорпорации была озвучена летом минувшего года. Однако преобразовать ее в документ сначала помешал грузино-югоосетинский конфликт, а потом и поразивший мировую экономику кризис. И только в минувший понедельник концепция данного законопроекта была одобрена на заседании комиссии по законодательству при правительстве России под председательством вице-премьера - руководителя аппарата правительства Сергея Собянина.
"С одной стороны, понятно, что созданием такого рода института, который будет осуществлять доверительное управление активами, правительство как бы пытается уходить от критики о том, что на сегодняшний день эти отношения не регулируются", - пояснил корреспонденту Страны.Ru глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский.
Между тем, он считает, что у задуманной финансовой госкорпорации есть ряд недостатков. "Нужно понимать, что государственная корпорация создается в форме некоммерческой организации, - подчеркнул глава думского комитета. - А это означает, что у них нет главного инструмента регулирования отношений - собственной прибыли. Во всяком случае, заинтересованности в прибыли у них нет".
В тоже время во всем мире, по его словам, стараются использовать все же рыночные институты. Плескачевский напомнил, что
подобная модель управления активами уже предлагалась, правда, в отношении Пенсионного фонда.
Он полагает, что подобную модель вполне можно было бы использовать и для "управления и пенсионными накоплениями граждан, и управление фондом национального благосостояния и даже - золотовалютными резервами".
Для этого необходимо, по словам главы думского комитета по собственности, Пенсионный фонд или Фонд национального благосостояния разделить, "допустим, по миллиарду, затем установить критерии размещения такого рода активов - потому что это, конечно же, не частные активы, а значит и требования к ним, к качеству их управления, гораздо более высокие". Далее надо установить требования к рыночным субъектам, например, к управляющим компаниям, которые должны были бы отвечать этим признакам, отличным от обычных управлений. А затем, на конкурсной основе разместить среди соискателей лоты, которые "в нашем примере составляют по миллиарду рублей"
"Если правильно сформулированы задачи учредителей управления - т.е. государства, то эти фонды конкурируют между собой за эффективность, - отмечает Плескачевский. - И они будут показывать наилучшую эффективность в рамках тех требований, которые установлены государством".
Он подчеркнул, что
при данной модели "мы убираем самое страшное на сегодняшний день - это коррупционный элемент - субъективизм чиновников в выборе направления, способе инвестирования и т.д."
В результате должны реализоваться такие составляющие, как регламентация процесса операций и направления инвестирования, повышение требований к управляющим компаниям при конкурсной основе при их размещении.
Вместе с тем, Виктор Плескачевский уточнил, что нельзя сказать, что сегодня безусловно все управляющие компании, которые имеют право управлять коллективными инвестициями, средствами доверительного управления - соответствуют этим признакам. "Но задача стоит в том, чтобы получить наилучшую практику и построить более надежную систему - т.е. это опять проблема регулирования отношений, а не наличия или отсутствия возможностей", - считает глава думского комитета по собственности.
Бюджетный нонсенс
Впрочем, оппозиционные партии Госдумы категорически не приемлют идею правительства передачи бюджетных денег в госкорпорацию. "Ни одна госкорпорация нам еще "проку не принесла", - пояснил корреспонденту Страны.Ru первый замруководителя думской фракции КПРФ Сергей Решульский. По его словам, "не дело куда-то передавать бюджетные деньги, и тем более в негосударственную структуру".
"Когда государство начинает играть деньгами и куда-то их вкладывать - это бюджетный нонсенс", - заявила в беседе с корреспондентом Страны.Ru первый замруководителя думской фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева.
По ее словам, госкорпорация – очень специфическая структура, которая "может распределять и использовать средства, в данном случае бюджетные, как ей заблагорассудится". В результате бюджетные деньги попросту выводятся из под контроля государства. По ее мнению, подобную госкорпорацию создавать не стоит.
Между тем, руководитель думской фракции ЛДПР Игорь Лебедев в беседе с корреспондентом Страны.Ru, охарактеризовал идея создания госкорпорации, как "в целом хорошую". Однако, по его словам, на данный момент ее "реализация не имеет смысла". Поясняя свою мысль, Лебедев уточнил, что пока в России никто ни за что не отвечает, "мы можем денег, переведенных в госкорпорацию, больше не увидеть".
"Начать разговор о создании такой корпорации можно будет лишь тогда, когда каждый министр будет нести персональную ответственность за израсходованные бюджетные средства", - отметил глава думской фракции ЛДПР. По словам Лебедева, на данный момент создание такой корпорации можно сравнить с "лечением гландов через задний проход".
Полный текст