|
Элитарный раздрай
опубликовал
Elizaveta
5739 дней 13 часов 46 минут назад
Среди возможных сменщиков Премьера теперь называют в первую очередь нынешнего руководителя аппарата правительства и вице-премьера Сергея Собянина, и затем другого вице-премьера — первого — Игоря Шувалова. "Большинство ... не готово поддерживает творца и лидера сложившейся системы власти". Такой вывод содержится в исследовании «Российские элиты развития: запрос на новый курс» компании «НИККОЛО М» ...
О возможной отставке правительства и даже уходе с политического олимпа самого Владимира Путина все чаще говорят в самых разных, в том числе и близких к власти кругах. В рядах путинской элиты — раскол и идейный разброд. Большинство не одобряет сложившуюся систему власти и отнюдь не готово поддерживать ее творца и лидера. Такой вывод содержится в исследовании «Российские элиты развития: запрос на новый курс»
Среди возможных сменщиков называют и нынешнего руководителя аппарата правительства и вице-премьера Сергея Собянина, и другого вице-премьера — первого — Игоря Шувалова, и даже президентов больших коммерческих банков. Но понятно, что дело не в именах и фамилиях. Экономический кризис, как это часто бывало в истории, может привести к значительно более серьезным изменениям — к смене режима. Вопрос в том — какие политические силы смогут и захотят подхватить падающую власть. И другой, не менее важный вопрос: а что они будут делать с этой властью в условиях коллапса промышленности, растущей безработицы и дефицита денег? Об этом The New Times спрашивал у представителей самых разных партий и движений
В рядах путинской элиты — раскол и идейный разброд. Большинство не одобряет сложившуюся систему власти и отнюдь не готово поддерживать ее творца и лидера. Такой вывод содержится в исследовании «Российские элиты развития: запрос на новый курс»
Результаты исследования позволили автору — доктору социологических наук и директору по стратегиям и аналитике группы компаний «НИККОЛО М» Михаилу Афанасьеву заявить: «В продвинутых группах российского общества уже мало кто верит, что вертикаль власти является той волшебной палкой, посредством которой можно улучшить качество правления и социальной жизни».
Путинисты по принуждению
Исследователи, используя метод глубинных интервью, опросили 1003 человек, проживающих в 64 субъектах Федерации. Целевую аудиторию опроса составили успешные, занимающие престижные позиции и известные в своих регионах и профессиональных сообществах люди. Афанасьева и коллег интересовали не представители олигархии (1% самых богатых россиян) и высшего слоя правящей бюрократии, а «развивающийся класс общества», который прорастает в каждом из трех социальных секторов: государственном, предпринимательском и собственно общественном.
Чиновники (как федеральные, так и региональные), депутаты и силовики составили треть выборки — 304 человека. Среди них были министры, руководители департаментов и отделов, главы местных администраций, члены федерального парламента и законодательных собраний, высокопоставленные представители армии, органов безопасности и правопорядка. Сектор бизнеса (также около 300 респондентов) был исследован на примере владельцев и совладельцев компаний, топ-менеджеров и руководителей подразделений крупных корпораций. Мнение общественного сектора выражали руководители и ведущие специалисты учреждений науки, образования и здравоохранения, а также журналисты ведущих СМИ, юристы и публичные эксперты.
60% опрошенных убеждены: мероприятия по укреплению путинской вертикали привели к чрезмерному укреплению власти федерального центра и бюрократизации всей системы управления, ослабив ее и снизив социальную эффективность государства. Кроме того, выяснилось, что сформировавшаяся при втором президенте России элита состоит вовсе не из его идейных последователей. Менее 20% опрошенных считают, что основные фигуры политической и экономической деятельности добровольно приняли новые правила игры и объединились вокруг человека, пришедшего на смену Борису Ельцину. Большинство же респондентов заявили о принуждении: «Путин и его команда заставили других принять новый порядок».
Самое удивительное, что полностью взгляды Путина разделяет только 1/5 часть элиты. Даже среди чиновничества доля его твердокаменных последователей не превышает 1/4 и даже среди наиболее близких ему по взглядам силовиков — 1/3. Еще 20% опрошенных заявили о том, что поддерживают Путина за неимением альтернативы. А 40% участников исследования сказали социологам, что они «за Путина» только до тех пор, пока он проводит рыночные и демократические реформы.
«Эффективность путинского правления элита оценивает весьма скептически — на «троечку», фиксируя явные проблемы с демократией и полный провал борьбы с коррупцией, — утверждает Афанасьев. — А конкретные реформы — административная, военная, пенсионная и другие, по мнению абсолютного большинства элиты, либо провалились, либо не проводились вообще».
Главной проблемой, мешающей развитию страны, абсолютное большинство представителей элиты назвали сращивание власти и бизнеса. Фундаментальной причиной всех российских безобразий это считают в первую очередь юристы (73%), представители науки, образования и здравоохранения (69%), эксперты и журналисты (60%), предприниматели и менеджеры (57%). Но даже среди федеральных чиновников и «чекистов» большинство (53% и 51% соответственно) видят в ней корень зла путинской системы власти.
«Монополизм извлечения сверхприбыли сегодня настолько высок и узок, социальные издержки олигархии настолько велики и очевидны, что даже в тех самых группах, где концентрируются власть и капитал, большинство понимает патологический характер такого развития», — отмечает автор.
Новый курс?
На вопрос, по какому пути развиваться стране дальше, у представителей элиты нашлось два ответа. Один, его разделяют 25% опрошенных, заключается в дальнейшем укреплении вертикали власти во главе с президентом. В то же время 68% заявили о том, что нужно «перестраивать систему так, чтобы реально обеспечить политическую конкуренцию, разделение властей, открытость и подотчетность власти обществу». По мнению социологов, это ключевой момент не только в их исследовании, но и в развитии общественного мнения.
«Партия старого курса» имеет незначительное большинство только среди представителей госбезопасности и охраны правопорядка (51%) и федерального чиновничества. Но даже региональные бюрократы склоняются скорее к политической модернизации, а в остальных частях элиты, включая армейский офицерский корпус, доля сторонников новой перестройки составляет не менее 65%.
Стремление элиты к переменам распространяется на все проявления политической жизни, начиная от механизма формирования состава правительства (его, по мнению более 60% опрошенных, следует сделать более открытым) до проведения действительно конкурентных выборов. Всего 25% удовлетворены сегодняшним состоянием партийной системы. 64% выступают за приведение партийной системы в состояние, достойное граждан свободной и цивилизованной страны. Наибольшей популярностью (43%) пользуется следующий тезис: «Необходимо освободить регистрацию и допуск политических партий к выборам от порождающих административный произвол и коррупцию ограничений».
При этом подавляющее большинство участников исследования (67% против 27%) во всех группах, за исключением силовиков, выступили за развитие России не по особому пути с верховной ролью государства, а по пути политической и экономической конкуренции при верховенстве закона над властью.
Иными словами, для большинства путинской элиты свобода все-таки лучше несвободы.
Георгий Ильичев, "NewTimes.ru"http://www.vovremya.info/art/1236178889.html
|