Минувшей ночью не стало легендарной балерины, любимой артистки Иосифа Сталина Ольги Лепешинской. Звезде Большого театра было 92… Родные планируют похоронить артистку во вторник на Введенском кладбище Москвы рядом с матерью и сестрой.
Как сообщил «РИА Новости» племянник балерины Александр Китник, церемония прощания с Ольгой Лепешинской пройдет в Большом театре, которому она отдала тридцать лет своей жизни. Время и дата пока еще согласуются.
Ольга Лепешинская родилась в Киеве 15 (28 сентября) 1916 года. Окончив Московское хореографическое училище 17-летняя польская дворянка поступает в Большой театр, где сразу становится солисткой труппы. Вынужденная с детства скрывать свои княжеские корни, истинная комсомолка Лепешинская даже боялась одевать изысканные кружевные воротнички: «Когда моя мама вынимала из заветного ларца кружевной воротничок, чтобы украсить мою форму, я отказывалась его надевать, считая, что этот воротник принадлежал классу угнетателей».
«Легка и весом, и характером» - именно так отзывался о Лепешинской великий Марис Лиепа. Ее партнерами были все лучшие танцовщики тех лет - Владимир Преображенский, Асаф Мессерер, Александр Царман, Юрий Жданов; специально для Лепешинской писали музыку к балету «Алые паруса», ставили роли Мирандолины, Жизели, Китри...
В 21 год балерина получает свой первый орден, а три года спустя она уже избрана депутатом Моссовета. Высочайший класс технического мастерства позволяет Лепешинской выступать во всех партиях классического репертуара, но ее коронными номерами стали комедийные роли Китри в «Дон Кихоте» и Лизы в «Тщетной предосторожности». Впоследствии свой комедийный дар Лепешинская продемонстрирует уже в собственных концертных программах, с которыми она выступала перед красноармейцами в годы Великой Отечественной, на сценах советских театров и за рубежом.
Звезда Большого увековечила партии и в балетах современных хореографов: в спектаклях «Светлана», «Три толстяка», «Хозяйка гостиницы» Лепешинская представала в образе молодых, энергичных женщин, способных преодолеть любые препятствия.
В 1962 году 46-летняя балерина покидает сцену и с новым пылом берется за педагогическую и общественную деятельность. После дебюта в новом качестве в Риме, Лепешинская вместе с Томом Шиллингом создает балетную труппу в берлинском театре «Комише опер». В последующие годы она преподает в ГДР, Италии, Швеции, Японии, Австрии и других странах, а также является вице-президентом «обществ дружбы и связей» со многими из этих стран.
В течение долгих лет Лепешинская возглавляет оргкомитет Международного конкурса артистов балета в Москве и Российскую хореографическую ассоциацию. В 1996 году артистка становится председателем ЦДРИ, а год спустя получает звание профессора Российской академии театрального искусства.
Вместе с Галиной Улановой Лепешинская стала первой балериной, удостоенной высокого звания Народного артиста СССР. За годы творческой карьеры Ольга Лепешинская четыре раза была лауреатом Сталинских премий, среди ее наград - ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени и множество других. Знаменитая «Золушка» из балета Прокофьева стала единственным в Союзе кавалером высшего ордена Филиппин.
Как рассказывала сама артистка, в детстве она отнюдь не мечтала стать балериной. Главным желанием девочки тогда было...строительство мостов. Втайне от отца-строителя мать Оли отвела дочку в хореографическое училище, но поступить туда девочка смогла только со второй попытки. С тех пор карьера Лепешинской стремительно пошла вверх, и ее таланту рукоплескали на подмостках всех лучших сцен.
Горячим поклонником артистки был сам Иосиф Сталин . Как потом писал мемуарист Гронский (деликатно не указывая фамилии), в середине 30-х вождь народов нередко возвращался от балерины в Кремль уже в глухую ночь.
Отвечая в свое время на вопрос эстонского издания Postimees, почему балет пользовался столь большим вниманием у властьимущих, Лепешинская прямо заявила: «Потому что в Большой театр приходил Сталин. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет «Пламя Парижа», который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри. Сталин сделал очень много для Большого театра, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера».
Вспоминая об оборотной стороне медали театрального триумфа, Лепешинская в интервью газете «Труд» признавалась, что публика даже не представляет, какой каторжный труд скрыт за видимой легкостью балетных па.
- На гастролях в Черновцах на авансцене театра не было обычного барьерчика - рампы. По ходу танца партнер, Володя Преображенский, высоко поднял меня в поддержке, сделал два шага и... мы летим в оркестровую яму (она была в тот вечер пустой). У меня мгновенная мысль: упаду на Володю - сломаю ему позвоночник. В полете отделяюсь, приземляюсь на пятки и от боли падаю. Какой-то генерал (мы давали шефский концерт для военных) перемахнул через барьер, и вместе с Володей в двойной поддержке они подняли меня снова на сцену. "Вот, мол, она жива, в порядке". На крики в зале: "Врача, врача!" в гримерную пришел огромный человек с ручищами в длинных рыжих волосах, сильно косящий одним глазом. Он оказался... ветеринаром и тут же приступил к лечению. Осмотрев ногу, с силой дернул за пятку. Я заорала, лекарь привычно сказал: "Т-п-р-р-у, не балуй!" Мне стало легче, и я расцеловала мохнатого спасителя.
Сама Ольга Васильевна также не раз выступала «спасателем» , участвуя во многих благотворительных мероприятиях, в том числе, и в акциях «КП»: как только в нашей газете появилась рубрика «Читатель, помоги читателю!», прославленная артистка откликнулась на первый же зов о помощи, навестив четырех осиротевших детей из семьи Ковалевых.
Два года назад, в канун своего 90-летия, Ольга Васильевна поделилась с «Комсомолкой», по которой балерина еще в детстве училась читать, секретом своего долголетия. Все оказалось крайне просто – в жизни надо не причинять никому вреда.
- Ольга Васильевна, скажите, в чем секрет вашего долголетия и оптимизма?
- Секрет прост. В жизни надо меньше делать гадостей другим!
- Чего вы бы пожелали самой себе?
- Хорошего настроения и отличной погоды в день рождения.
- Вы рано начали читать, и вашей первой газетой была именно «Комсомолка»...
- Меня учила читать моя сестра. И читала я именно «Комсомолку». Я до сих пор люблю вашу газету, но смотрю и другие издания. Ведь газеты - это часть культурной жизни!
- Раньше вы были атеисткой. Сейчас ваше отношение к вере изменилось?
- Сейчас я не атеистка.
Великая балерина умерла в своей квартире, в 13.00
Оксана ФОМИНА
Еще два года назад я поздравляла ее с юбилеем. Ольга Васильевна чувствовала себя не важно, но выслушала пожелания здоровья и долгих лет жизни с удовольствием и обещала исполнить наказ… Слова давались ей с трудом, но в них, как и прежде чувствовался характер этой сильной женщины.
Она родилась в 1916 году в Киеве. Говорят, танцевать начала раньше, чем ходить. Двигалась под любую музыку и даже без нее. А в балет попала благодаря случаю. Ее семья отдыхала в Крыму и однажды «выступления» Оленьки увидела жена художника Большого театра. Она посоветовала маме Ольги отдать ее учиться танцам. Девочка держала экзамен в Московский хореографический техникум и… не прошла! Но не с характером Лепешинской было отступать! Она ходила на занятия и, наконец, подвернулся случай: одна из учениц заболела и на ее место взяли Ольгу.
Лепешинская блистала в самых разных балетах, В «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Алых парусах», «Щелкунчике», «Золушке». Критике отмечали ее «огненный» темперамент и виртуозность вращений. О характере Лепешинской ходили легенды. Однажды она, танцуя в «Красном маке», в первом акте сломала ногу. Балет дотанцевала до конца, и только когда дали занавес, потеряла сознание. Врачи, прибывшие к ней, констатировали передом в четырех (!) местах! Но уже через три месяца балерина танцевала главную партию в балете «Фадетта».
Зрители встречали ее стоя.
Ольга Васильевна говорила, что довольна своей творческой судьбой. «Я танцевала много и долго. И только когда умер муж, (Nach.Genstaba SSSR gen.armii Antonov)сняла балетные туфли».
Прощание с балериной пройдет во вторник, 23 декабря в Большом театре. Похоронят ее на Введенском кладбище.
Суббота, 20.12.2008, 20:33