Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


15
Sowetskoe Hi-Fi
опубликовал milstar 5879 дней 11 часов 3 минуты назад
Когда в 1975 году появился „Бриг“, равных ему не было. Выпускаемые в то время усилители „Радиотехника-020” и „Элек­троника Б1-01” уступали „Бригу” буквально во всем. Министерство торговли сразу присвоило ему звание „товар повышен­ного спроса”. И действительно, несмотря на высокую стоимость, в Москве его можно было купить, только приплатив не меньше 25 рублей. По заключению английской фирмы-экспортера „Afif Ltd.”„Бриг” был признан полностью соответствующим требованиям западного рынка. Экспорт во Францию и Австралию, золотая медаль на Лейпцигской ярмарке... И все же главное - „Бриг” разрушил сложившееся представление о том, что из деталей отечественного производства и силами наших „убогих” инженеров, проводивших массу времени на овощебазах, создавать такую сложную технику, как hi-fi, нереально.

http://aml.nm.ru/brig.htm

История создания “Брига”

Когда в 1975 году появился „Бриг“, равных ему не было. Выпускаемые в то время усилители „Радиотехника-020” и „Элек­троника Б1-01” уступали „Бригу” буквально во всем. Министерство торговли сразу присвоило ему звание „товар повышен­ного спроса”. И действительно, несмотря на высокую стоимость, в Москве его можно было купить, только приплатив не меньше 25 рублей. По заключению английской фирмы-экспортера „Afif Ltd.”„Бриг” был признан полностью соответствующим требованиям западного рынка. Экспорт во Францию и Австралию, золотая медаль на Лейпцигской ярмарке... И все же главное - „Бриг” разрушил сложившееся представление о том, что из деталей отечественного производства и силами наших „убогих” инженеров, проводивших массу времени на овощебазах, создавать такую сложную технику, как hi-fi, нереально.

Именно тогда, когда западная аудиоаппаратура была доступна только „избранным”, „Бриг” вселил в меломанов надеж­ду, что в наших магазинах, наконец, станет продаваться аппаратура hi-fi. Прошло еще немного времени, и появились „сорат­ники” „Брига”: „Одиссей-010”, ,АмфитонА1-01”, „Кумир-001”, а также другие аудиокомпоненты отечественного производ­ства.

Но hi-fi, как и многое у нас, создавался не коллективами НИИ, а одиночками, которые вовсе не „стояли у истоков” в неподвижности - придя на пустое место, они брали на себя ответственность и, быть может, совершая ошибки, двигались в верном направлении не благодаря, а вопреки чуткому руководству...

Не будь в стране энтузиастов-одиночек, не было бы отечественного hi-fi и многого другого. И это не преувеличение. Ведь в соответствии с решениями Ленинградского обкома КПСС объединение „Океанприбор”, на котором создавались „Бриг” и „Кор­веты”, должно было осваивать производство не аппаратуры hi-fi, а кастрюль и сковородок.

Прототип „Брига” рождался в 1970 году в коммунальной квартире на тихой улице Каляева, в центре Ленинграда. Хотя такой термин, как „high-end”, тогда еще не был придуман, идея создания „бескомпромиссной” аудиоаппаратуры уже витала в воздухе.

Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для вос­произведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможно­стей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонти­ровать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на произ­водстве.

Этот грандиозный проект был, как ни странно, довольно бы­стро осуществлен - наверное, благодаря нашему энтузиазму и теперь уже не помню какому количеству спирта и водки, самой надежной валюты того времени.

А теперь представьте себе акустические системы - выше че­ловеческого роста, объемом 400 литров каждая, со скошенны­ми стенками, - задемпфированные изнутри тремя слоями рубероида; проигрыватель, смонтированный на стальной плите толщиной 15 мм; диск из латуни массой около 10 кг и тонарм из буковых реек, похожий на фюзеляж довоенного самолета. Головка звукоснимателя была фирменная.

Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усили­тель на транзисторах с фантастическими по тем временам па­раметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно - этот усилитель совсем неплохо звучал. Тогда он превзошел по зву­ку усилитель фирмы „Dynaco” и, как мне казалось, мой ста­рый ламповый усилитель на 6С4С.

Хорошее звучание усилителя я объяснял применением изо­бретенных мною в 1967 году „троек” - симметричного квазикомплементарного выходного каскада, который впоследствии был использован в усилителе „Бриг”. Как выяснилось позже, аналогичное техническое решение то­гда же было предложено Питером Волкером и использовано в усилителе „Quad 303”.

Больше всего хлопот доставили нам акустические системы. Никогда не забуду, как мы обклеивали их изнутри рубероидом - с использованием расплавленного битума на лужайке перед га­ражом и затем перевозили к месту назначения. Вообразите себе ящик, напоминающий гроб, только гораздо большего размера, водруженный на крышу крохотного „Запорожца”, который мед­ленно (чтобы не сломать рессоры) плывет по улицам города со стороны крематория. Прохожие все как один столбенели и оста­вались так, пока мы не исчезали из поля зрения.

Теперь я сам удивляюсь, какой титанический труд мы за­тратили на это, казалось бы, малополезное дело - вместо того чтобы заниматься карьерой, защищать диссертацию и т. п. И все же усилия, как оказалось, не пропали даром. Те, кто слы­шал „гробы” (так их называли мои друзья), до сих пор вспоми­нают удивительно проникновенный бас этой стереосистемы, которым, как мне кажется, она обязана уникальным громко­говорителям фирмы „Telefunken” военных времен.

Среди знакомых, которые восхищались стереосистемой и часто приходили ко мне послушать музыку, были Алла Каляе­ва и ее муж, известный теоретик джаза Ефим Барбан[1].

Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а так­же интересные встречи и большое количество алкоголя состав­ляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла бы­ла душой и организатором таких тусовок. Природа наделила ее незаурядным умом и привлекательностью, а также способно­стью хорошо делать многие вещи, в том числе прекрасно готовить. Немудрено, что вокруг Аллы вращался, чуть ли не весь петербургский андеграунд, а позже, когда мы занялись hi-fi, около нее ста­ли виться самые высокопоставленные чинов­ники, и среди них начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно по инициативе Свиридова на объединении „Океанприбор” было открыто направление по раз­работке и производству аппаратуры hi-fi, вме­сто кастрюль и сковородок.

Свиридов сам был необыкновенный чело­век. Работая во время блокады главным инженером Ленинградского дома радио, он вместе с О. Берггольц из танка вел репорта­жи с передовой. Организовывал в только что занятом нашими войсками Берлине звукоза­пись подписания акта о капитуляции Герма­нии. Именно благодаря Свиридову из бер­линского и дрезденского радиоцентров тогда же было вывезено в СССР, а не уничтожено, высококлассное студийное оборудование и часть магнитных записей великих немецких музыкантов - Фуртвенглера и др. Интерес к звукотехнике у Свиридова возник еще в молодости, когда он и мой отец вместе делали - ради собственного удовольствия - высококачественные радиолы (hi-fi существовал только в такой форме).

Когда Свиридов предложил имевшей уже степень кандидата наук Каляевой стать на „Морфизприборе”[2] руководителем отде­ла по разработке товаров народного потребления (так условно называлось направление hi-fi), то оба они вспомнили обо мне.

В то время судьба меня не баловала. Я инженерил в одном из медицинских институтов, поэтому с предложением заняться лю­бимым делом немедленно согласился - и стал первым сотруд­ником, принятым в 1973 году во вновь организованный отдел. Помню, как в процессе обсуждения тематики отдела мне задали вопрос: „Какое изделие можно быстро разработать и освоить в производстве?” Я самоуверенно ответил: „Мой усилитель”.

Не прошло и трех месяцев после того, как мы получили са­мое элементарное оборудование, и макет „Брига” - тогда еще „на фанере” - зазвучал. Его основой действительно стал мой домашний усилитель, хотя отдельные узлы его были перера­ботаны. Например, в моем усилителе все p-n-p-транзисторы бы­ли германиевые. Чтобы перейти на кремниевые транзисторы, пришлось превратить, квазикомплементарный выходной кас­кад, который имел коэффициент передачи единицу, в усили­тель напряжения с коэффициентом три. Это решение позволи­ло использовать в „мощнике” низковольтные p-n-p-транзисторы типа КТ 361. Других тогда просто не было. Следующее нов­шество - дискретные регуляторы тембра и громкости - ро­дилось после того, как под кроватью в ящике со старыми дета­лями я обнаружил платы от немецких переключателей на 24 положения. Без каких-либо конструктивных доработок пла­ты были скопированы и стали основной частью регуляторов всех усилителей „Корвет”.

Одновременно с разработкой „Брига” я решительно взялся за головку звукоснимателя. Имея за плечами опыт создания „спермофона”[3], я не сомневался в успехе. Хотя меня могла ждать и неудача: дело в том, что иглодержатель хорошей го­ловки (а о плохой не могло быть и речи) должен изготавли­ваться из особо тонкостенной алюминиевой трубки с толщи­ной стенки 15-20 мкм, которую в СССР тогда не умели делать. Моей „находкой” стал „стратегический” материал бериллий, у которого соотношение плотности и модуля Юнга таково, что выполненный из этого материала иглодержатель даже в виде цельного стержня мог обеспечить прекрасные механические параметры головки. Замечу, что в 1973 году головки звукоснимателя с бериллиевыми иглодержателя­ми за рубежом еще не выпускались.

К изготовлению бериллиевых иглодержа­телей были подключены лучшие технологи „Морфизприбора”; я предложил для прора­ботки мокрую (без образования пыли[4]) технологию. И все равно разразился скандал. В адрес руководства и в другие органы поступил донос, где мое предложение использо­вать бериллий в головке рассматривалось как провокация, результатом которой может стать массовое отравление работников. Чем мне это угрожало - думаю, вы догадывае­тесь. Скандал был чудесным образом пога­шен после того, как где-то там „наверху” Ка­ляева сказала, что верит мне беспредельно. Только тогда я ощутил все ее могущество.

Помню, однажды Алла Николаевна, все­гда безоговорочно принимавшая мои техни­ческие предложения, не выдержала. С ней случилась легкая истерика, когда она впервые увидела макет тонарма с демпфером в виде огромного шара[5]. „Никаких ша­ров не будет, пока я здесь работаю!” - вскричала она. Однако отношение переменилось, когда художник Н. Слесарев подго­товил планшет с изображением проигрывателя в форме неопо­знанного летающего объекта, внутри прозрачного корпуса ко­торого сверкал магический шар тонарма. Правда, официаль­ное отношение к летающим тарелкам было в те годы крайне отрицательным, и проект проигрывателя в таком виде не по­лучил поддержки.

···

В наш отдел входили сектор разработок, сектор конструкто­ров и группа художников, я же в этом образовании вначале был неформальным лидером. В технических отчетах это отража­лось следующим образом: Каляева - руководитель темы, Лихницкий - руководитель основных направлений исследований. Меня это шаткое положение не удовлетворяло, тем более что единственная устраивающая меня вакантная должность на­чальника сектора разработок была обещана заместительнице Каляевой по прозвищу Машка-Бумажка. Я уже готов был вы­двинуть ультиматум, когда мою судьбу решил случай.

Как-то Каляева, Машка-Бумажка и я были на приеме у глав­ного инженера объединения Р. Бальяна. Добиваясь решения очередного вопроса, Каляева смахнула слезу кружевным платочком, надушенным, кажется, „Шанелью № 5”. Бальян тро­гательно суетился вокруг „мадам”, пытаясь ее успокоить. Вдруг этот изящно сыгранный спектакль был прерван грубым голосом Машки-Бумажки: „Как вы смеете доводить до слез Ал­лу Николаевну!” Бальян мгновенно выпрямился и ледяным го­лосом сказал: „Выйдите вон!” - а когда та закрыла за собой дверь, добавил: „Я не допущу, чтобы М. когда-либо руководи­ла людьми”. После этого случая меня, беспартийного, доволь­но быстро назначили начальником сектора разработок, глав­ным конструктором усилителя „Бриг” и руководителем темы по исследованию и разработке электропроигрывателя и голов­ки звукоснимателя „Корвет”.

Дела у нас пошли на удивление хорошо. В 1974 году уже поя­вились опытные образцы усилителя „Бриг” с золотистыми ли­цевой панелью и ручками, поразившими тогда всех, макеты го­ловки звукоснимателя с бериллиевым иглодержателем, акусти­ческие системы с корпусом, задемпфированным материалом „Агат”, и даже первый вариант электропроигрывателя.

Познакомившись со всем этим, Свиридов остался очень дово­лен и предложил нам организовать в Москве „шоу с демонстра­цией чуда”. „Шоу” состоялось в кабинете министра судострои­тельной промышленности Бутомы. Министр часа два крутил ручки „Брига”, радуясь, как ребенок, разглядывал наши маке­ты, задавал наивные вопросы и внимательно выслушивал объ­яснения, а потом позвонил председателю Военно-промышлен­ной комиссии при ЦК КПСС Л. Горшкову и попросил его за­ехать: мол, есть что посмотреть. Бутоме было хорошо известно, что Горшков - страстный хайфайщик и уже много лет добива­ется от ВНИИРПА[6] им. А. С. Попова разработки отечественно­го hi-fi, а там очень умело доказывают, что этого сделать нельзя.

В кабинете министра были уже собраны все замы и началь­ники главных управлений, когда приехал Горшков.

Молча, в сопровождении Бутомы Горшков обошел горы при­везенной нами западной аппаратуры и горку поменьше наших макетов и образцов, после чего все расселись по местам. Поя­вились графики и таблицы, затем с докладом выступила эф­фектно одетая Каляева. Зрелище было великолепным, Свири­дов, сидевший с министром в первом ряду, торжествующе улы­бался.

Выслушав доклад, Горшков задал только один вопрос: „Ка­кие транзисторы стоят на выходе усилителя?” Каляевой это бы­ло неизвестно, но она не растерялась и через головы высокопо­ставленных лиц крикнула мне: „Анатоль, какие там у нас тран­зисторы?”

Шоу оказалось очень продуктивным. У Горшкова было по­лучено разрешение использовать в „Бриге” электроэлементы, предназначенные только для спецтехники (в том числе танталовые конденсаторы), и огромная по тем временам денежная премия из фонда министра.

Дня через три после описанного шоу весь „генералитет” ВНИИРПА был вызван в Кремль, где Горшков встретил при­бывших вопросом: „Как вы могли допустить, чтобы какой-то Судпром вас обставил?” В вину ВНИИРПА ставилось, прежде все­го, отставание в области разработки усилителей. Крутые разбор­ки продолжились в самом ИРПА. На одной из них начальник лаборатории усилителей Крутиков скончался от инфаркта.

Почему „чудо” родилось в „Морфизприборе”, а не во ВНИ­ИРПА[7] или где-нибудь в другом месте? Думаю, что благодаря условиям, которые в научно-исследовательских институтах со­циалистического образца обычно не сочетаются. Прежде все­го, дело возглавили три неординарные личности, и притом еди­номышленники. Я знал тогда, что надо делать и как это тех­нически осуществить, Каляева была способна выбивать все, что для этого было нужно (оборудование, помещения), подключать для выполнения работ любые службы института, а Свиридов обеспечивал нам в министерстве зеленый свет и щедрый денеж­ный дождь, узнав о реальном масштабе которого читатель усом­нится, наверное, в рентабельности всей нашей деятельности то­го периода. Все остальные участники, а их было немало, ока­зались вовлеченными в процесс, который, как известно, пошел.

Как могло случиться, спросите вы, что какой-то самодельщик „потянул” такое сложное техническое направление? Де­ло здесь в необычном методе самообучения, которым я всегда пользовался (кстати, из-за него я был двоечником в школе и поздно окончил институт). Я считал, что нельзя стать хорошим специалистом, получая только систематическое образование, то есть, читая и запоминая учебники, пусть даже самые луч­шие. Книг от корки до корки я не читал, а брал из них только те знания, которые требовались мне для решения сиюминут­ной, вполне конкретной задачи, и немедленно применял их (самодельчество давало мне такую возможность). Задачи же, ко­торые я тогда перед собой ставил, так или иначе были связаны с качеством звучания.

Важно и то, что звуковоспроизводящую аппаратуру и тех­нические знания я всегда рассматривал только как средство для достижения эстетических целей. Иначе говоря, кайф я ло­вил не от изящных теорий или технических решений, а от му­зыки. Разве можно, спросит читатель, вникать в сложные тех­нические вопросы, не имея систематических знаний, только под действием кайфа? Ну, а как, по-вашему, ребенок учится говорить, не имея систематических знаний о языке? Я убедил­ся на опыте, что если вооружиться большим количеством по­собий по одному вопросу, пусть даже очень трудному, то, вчитываясь в сделанные разными авторами объяснения одного и того же, кое-что можно понять. Кроме того, я усвоил, что лег­че разобраться в сложном техническом вопросе по книгам, не написанным на русском языке, а переведенным с английско­го. Кстати, многие из книг по звукотехнике советских авторов мне и по сей день непонятны.

Погружаться в технику меня заставляло, прежде всего, мое увлечение музыкой - и, конечно, червь сомнений. Сомневал­ся я тогда во всем: в своих знаниях, в авторитетах, в общепри­нятых и непризнанных истинах. В то же время я верил в непо­грешимость науки, в красоту и порядок, царящие на ее верши­нах, и верил, как я теперь думаю, напрасно.

Тогда я обнаружил, что сведения, накопленные механикой, акустикой, теплотехникой, электроникой и т. п., имеют один фундамент. Хотя в каждой науке используется свой язык, по существу эти знания дублируют друг друга. Универсальность знания подтолкнула меня к изучению общей теории систем, которая помогла мне выработать навык быстрого „внедрения” в незнакомые для меня области познания.

···

Став начальником сектора (в моем подчинении оказалось около 30 человек), я столкнулся с необходимостью быстро при­нимать решения. Червь сомнений, все еще живой, действовал на меня парализующе. Неотложные вопросы сыпались тогда как из рога изобилия, и я откладывал решение многих из них до утра, часто лишая себя отдыха и сна. К счастью, оказалось, что принимать решения - это так же просто, как, скажем, ез­дить на велосипеде. Требовался лишь навык, и его я приобрел за несколько недель.

Работу удалось организовать нестандартным образом. Я рас­суждал так: есть дирижер, знающий, куда надо идти и как это движение обеспечить технически, - это я. Есть три-четыре со­листа, которые могут исполнять свои партии, - это элита сек­тора. Остальные, а их было около 25 человек, должны обслу­живать меня и элиту.

Обслуживающая часть сектора была разделена на четыре группы:

1) группа документации. В ее функции входило превращать любую почеркушку, исходящую от элиты, в чертеж или тексто­вый документ;

2) группа информации. Занималась добыванием зарубежной информации о hi-fi, причем не только текущей, но и всего, что было на эту тему опубликовано за последние 10-15 лет. В за­дачу группы также входило оперативно готовить переводы ста­тей с английского, немецкого и японского языков;

3) группа субъективной экспертизы. Должна была занимать­ся сравнением звучания разработанных нами образцов и ино­странной аппаратуры. Помню, что руководство „Морфизприбора” никак не могло взять в толк, зачем для этого понадобил­ся старший научный сотрудник с большим окладом и специ­альная, отделанная деревом и звукопоглощающими материа­лами комната прослушивания. Позже эта комната была оценена по достоинству, так как стала местом посиделок высшего руководства;

4) четвертая группа размещалась в отдельной комнате и име­ла загадочную вывеску „Группа ресурсов”. Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, включая бериллий, в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем. Мне кажется, именно благодаря такому разделению труда деятельность сектора разворачивалась в разных направлениях и очень быстро.

Чтобы обезопасить нашу работу от не­ожиданных срывов, а также освободить себя от мелочевки, я внедрил в секторе сетевое планирование с текущим расче­том критического пути на ЭВМ. Но про­ектирование „Брига” по-прежнему оставалось под моим неусыпным и детальнейшим контролем. Даже Владимир Ратаев, входивший в элиту сектора вполне самостоя­тельный специалист по усилителям, ежедневно получал от меня жесткие письменные задания: что отмакетировать, что измерить и т. п. Даже художественный проект усилителя делался в стро­гом соответствии с моим эскизом. Я признателен автору проекта Н. Слесареву за то, что он с исключительной деликатностью, уточ­нив в основном размеры ручек и расположение надписей, отнес­ся к предложенному мной облику „Брига”.

Романтическая стадия создания образцов „Брига” конча­лась. Начинался скучный этап разработки и согласования кон­структорской документации на усилитель. На согласование до­кументации по стандарту отпускалось в общей сложности де­вять месяцев. Нас, естественно, это не устраивало. Впрочем, я заметил тогда, что больше всего времени уходит на предвари­тельное рассмотрение документов мелкими служащими, а на­чальники, от которых, собственно, требуется только подпись, в них даже не заглядывают, - и стал применять следующую тактику. Минуя клерков, я стремительно врывался в кабинет их шефа и нагло, без предисловий требовал: „Подпишите!” Как ни странно, этот прием действовал безотказно. Объяснение тут простое: даже в самых важных чиновниках жил затаенный страх, который просыпался в них при одном предположении, что за нахальством посетителя „кто-то стоит”. Когда же при­ходилось работать с клерками, решение любого вопроса не толь­ко затягивалось, но и сопровождалось пустяковым по сего­дняшним меркам вымогательством некондиционного образца аппаратуры, коньяка или конфет.

···

И все же самым серьезным испытанием для меня, не имевше­го опыта работы на производстве, было освоение „Брига” на за­воде „Водтрансприбор”, которое к тому же неожиданно приоб­рело идеологическую окраску. По решению Ленинградского об­кома КПСС разработка и освоение усилителя „Бриг” попали в список социалистических обязательств[8] Ленинградской обла­сти, которые должны были быть выполнены в 1975 году.

Освоение началось в июне 1975 года, и, хотя оно было труд­ным, ничто тогда не предвещало грозы. Понимая, что наиболь­шие усилия придется затратить в конце дистанции, в августе месяце я попросился в отпуск. Причин не отпустить меня то­гда вроде не было, и я улетел в Закарпатье подкормиться фрук­тами и отведать молодого вина. Через 20 дней, можно сказать в разгар моего отдыха, я был вызван из отпуска телеграммой.

У дверей своей квартиры я увидел заплаканную Машку-Бу­мажку, которая дрожащим голосом сообщила мне: „Твой „Бриг” горит!” Я бросил дома вещи, и мы поехали на завод. По дороге я узнал, что за время моего отсутствия было изготовле­но 300 усилителей, что в процессе настройки все они сгорали и что начальник цеха, где осваивался „Бриг”, демонстративно сложил сожженные выходные транзисторы в два ведра и по­ставил их на стол генеральному директору объединения „Океанприбор”. Об угрозе невыполнения социалистических обяза­тельств было доложено министру и в Ленинградский обком КПСС. По приказу министра начались кадровые перестанов­ки. Решение обкома было лаконичным: если „Бриг” не будет освоен в срок, все руководство объединения „Океанприбор” и завода „Водтрансприбор” положит партбилеты на стол. Нача­лись гигантские по масштабу разборки и поиски виновного. На производственных совещаниях произносились пламенные ре­чи о том, что усилитель „Бриг” „не серийно-пригоден”. Надо мной и Каляевой нависла тогда грозо­вая туча. Естественно, в отделе нача­лась паника. Все разработчики из мое­го сектора были мобилизованы на на­стройку „Бригов”, как на фронт.

Когда я, отдохнувший и загорелый, а главное, совершенно спокойный, поя­вился на заводе, в доведенных до отчаяния людях вдруг пробудилась надежда - хотя спокойствие мое объяснялось отдыхом в Закарпатье и, наверное, тем, что я был беспартийный, а значит, кроме увольнения мне ничего не уг­рожало. Не помню, как это было в деталях, только я взял то­гда на себя ответственность за освоение „Брига” при условии, что мне будут предоставлены широкие права вмешательства в технологию и организацию производства. И такие права были мне даны. В первую очередь, я считал необходимым перело­мить сложившееся у всех мнение, что усилитель „Бриг” не се­рийно-пригоден. Для этого нужно было быстро найти грубые нарушения технологии, которые допустил завод, и которые бы как-то объясняли положение дел. Долго искать не пришлось. Таких нарушений набралось много, но главные из них - это превышение температуры распайки печатных плат на установ­ке „волна” примерно на 50°С по сравнению с требованиями тех­нологических стандартов, а также неправильное нанесение теплопроводящей пасты в месте соединения выходных транзи­сторов и теплоотвода.

Когда я доложил обо всем этом на производственном сове­щании, возглавлявшемся заместителем министра, гонор у заводчан мгновенно пропал, они, похоже, растерялись, ожидая больших разоблачений. А я уже знал главную причину сло­жившейся катастрофической ситуации. Дело в том, что освое­нием „Брига” занимался цех, который до этого собирал спец­технику, и работавшие в нем регулировщики получали на ней бешеные деньги. Переход на бытовую технику грозил сниже­нием заработка приблизительно в 2-3 раза. В период же освое­ния изделий рабочие по закону получали средний заработок за предыдущий период и потому были заинтересованы в том, что­бы освоение тянулось как можно дольше. Регулировщики це­ха были настоящие асы, и разоблачить их было сложно. Мы никак не могли уловить момент, когда сгорал усилитель. Но выход из положения был найден. Я предложил цеху ввести по­операционную настройку и регулировку „Брига”. Технологию мы составили таким образом, что каждый регулировщик, пе­ред тем как начать свою операцию, должен был принять рабо­ту у предыдущего. Поскольку виновный в сжигании усилите­ля тут же локализовался, „саботаж” прекратился. С этого вре­мени на складе готовой продукции появились первые образ­цы. Хотя успех был налицо, ситуация казалась мне неустой­чивой, и я, не теряя времени, потребовал от уже пришедшего в себя руководства перевести цех из режима освоения в режим серийного производства со сдельной оплатой труда. Руковод­ству хотелось побыстрее отчитаться перед обкомом партии, по­этому моя идея была принята, несмотря на возмущение рабо­чих. Дальше все пошло как по маслу. К намеченному обкомом сроку 100 изготовленных цехом усилителей „Бриг” лежали на складе готовой продукции, а среди любителей hi-fi постепен­но начинался ажиотаж.

Усилитель еще не поступил в продажу, а уже два образца были тайно вывезены со склада на прослушивание к моему при­ятелю М. Юдковскому, который был тогда счастливым обладателем акустических систем „Lancaster” фирмы „Tannoy” и моего самодельного усилителя, о котором я рассказал внача­ле. Меня на этом прослушивании не было, и поэтому, когда мне позвонил В. Зуев и сообщил: „Бриг” звучит хуже, чем твой старый усилитель”, - я не поверил и поехал к Юдковскому разобраться, что там происходит.

А. Лихницкий

Журнал АудиоМагазин

№ 4(9) 1996

--------------------------------------------------------------------------------

[1] В настоящее время музыкальный комментатор русской службы „Би-Би-Си", известный под псевдонимом Джеральд Вуд.

[2] Научно-исследовательский институт в составе объединения „Океанприбор”.

[3] См. „АМ” № 3 (4) 95, с. 60.

[4] Бериллиевая пыль, вдыхаемая человеком, вызывает неизлечимое воспаление легких, которое влечет за собой смертельный исход.

[5] См. АС № 858078, заявлено А. Лихницким и А. Гребинским 14.03.75г.

[6] Всесоюзный научно-исследовательский институт радиовеща­тельного приема и акустики, который считался тогда мозговым центром страны по созданию звукотехники.

[7] Потому что во ВНИИРПА тогда не было меня. — С. Таранов. И меня. — Ю. Цеберс.

[8] См. статью „Родине ударный труд”. — „Правда”, 19.01.1975г.

 
Комментарии
добавил milstar 5875 дней 10 часов 16 минут назад
Фирма Нева Аудио была создана в Санкт-Петербурге в январе 1991 года. Главным кредо фирма выбрала для себя высокое качество звука и высокую надежность. Технический директор фирмы Нева Аудио Ратаев Владимир Васильевич имеет 25-и летний опыт разработок усилителей. За свои работы он получил 20 авторских свидетельств, золотую, две серебряных и одну бронзовую медаль ВДНХ и золотую медаль Международной Лейпцигской выставки. А когда рухнул железный занавес и его усилитель "Корвет 88" оказался в Америке, то в журнале "Fortune" за май 1992 появилась восторженная статья с заголовком "Стереозверь из России", в которой Уолтер Шофилд, управляющей готовой продукции фирмы "Cambrige Soundworks", совладельцем которой является легендарный новатор "Hi-Fi" Генри Клосс, в восторге сказал: "Это зверь. Его басы совершенно потрясающие".

Фирма полностью сосредоточилась на разработке и производстве только профессиональных усилителей большой мощности. Первые сотни моно усилителей КИТ PA-500 с успехом разошлись по всей стране. Ими комплектовались студийные мониторы производства ВНИИРПА им. Попова разработки И. А. Алдошиной для "Гостелерадио". В 1994 году пришло признание и на Западе.

"Мои деловые контакты с Россией начались приблизительно тогда, когда я случайно услышал усилители Фирмы Нева Аудио в Западной Европе. Я начал использовать их в своих мониторных системах не потому, что они были в два раза дешевле аналогичных западных, а потому, что они звучали в два раза лучше..."

Philip Newell, studio designer, Show-Master
February, 1994

С открытием торговых границ профессиональное аудио оборудование из бывшего Восточного блока начинает прокладывать свой путь на Запад, причем результаты поразительны. Сэм Вайс проводит испытания профессионального усилителя мощности Нева Аудио.

Russian Amplifier Neva Audio, Sam Wise, Studio Sound
December, 1994
В номере журнала "Studio Sound" за май 2001 Paul Miller опубликовал отчет по испытаниям усилителя Neva Audio PA-2000AG.

"Несмотря на высокую выходную мощность и низкую рабочую температуру, источник питания не импульсного типа, и выходной каскад не класса Д или ему подобного. Вместо этого, основная масса приходится на громадный источник питания линейного типа".

"...После всего сказанного, PA-2000AG несомненно не нежная мимоза и вполне может потягаться с наисильнейшим соперником. Это тот тип усилителя, который не боится жесткого обращения. Просто воткни в розетку, вруби громкость и PA-2000 ответит в жилу".

А вот мнение Philip Newell, который работал с такими звездами как Royal Philharmonic Orchestra, the Duke Ellington Orchestra, Dizzy Gillespie, Crosby Stills Nash and Young, Alvin Lee (Ten Years after), Queen, the Stan Kenton Orchestra, Captain Beefheart and the Magic Band, The Who, Mike Oldfield, the London Symphony Orchestra, the Warsaw Philharmonic Orchestras, Jethro Tull, Genesis, Little Feat, the Small Faces и еще с множеством других знаменитостей. Построил более 100 студий в 32 странах мира.

"Усилители, которые я использовал в течение больше чем четырех лет теперь - все из Санкт-Петербурга, России, сделанные компанией Нева Аудио. Они обладают ошеломляющим звуковым качеством, невероятным разрешением и прекрасной деталировкой".

The Wish List. Philip Newell’s Mobile, Studio Sound
May, 2001

http://www.nevaaudio.ru/info/about.html
добавил milstar 5879 дней 7 часов 52 минуты назад
Wische ...И все же самым серьезным испытанием для меня, не имевше­го опыта работы на производстве, было освоение „Брига” на за­воде „Водтрансприбор”, которое к тому же неожиданно приоб­рело идеологическую окраску. По решению Ленинградского об­кома КПСС разработка и освоение усилителя „Бриг” попали в список социалистических обязательств[8] Ленинградской обла­сти, которые должны были быть выполнены в 1975 году.
добавил milstar 5879 дней 7 часов 56 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=xl0HEUg6DD8
добавил milstar 5879 дней 10 часов 18 минут назад
Wische ....Чтобы обезопасить нашу работу от не­ожиданных срывов, а также освободить себя от мелочевки, я внедрил в секторе сетевое планирование с текущим расче­том критического пути на ЭВМ.

PERT -sistema planirowanija

This model was invented by Booz Allen Hamilton, Inc. under contract to the United States Department of Defense's US Navy Special Projects Office in 1958 as part of the Polaris mobile submarine-launched ballistic missile project. This project was a direct response to the Sputnik crisis. Some US government contracts required that PERT be used as part of management supervision

http://en.wikipedia.org/wiki/Program_Evaluation_and_Review_Technique
добавил milstar 5879 дней 10 часов 27 минут назад
http://www.youtube.com/watch?v=y41DykcpgRg&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=FGPSnB93vo4

http://www.youtube.com/watch?v=4RgHYcmK_-g
добавил milstar 5879 дней 10 часов 32 минуты назад
W nachale 80 godow radioregulirowschik s lichnim klejmom kachestwa poluchal 330-350 rub ,woditel' Ikarusa w gorode ot 1mln chel.
350 rub.

Znal studenta iz prostoj sem'i kotorij imel Elektronniku 001 ( s pepreplatoj 1600 rub)

Nabor ,y molodezi (23-25 let) interessowalas' bil primerno sledujuschim

Dual 731 primerno 2000 rub kuplen nowij w ypakowke ( Korwet 001 za 680 rub toze bil)
Preamp Nikko -novij 1500 rub
Amp -Brig -001 ( 625 rub)
Mayak 001 2 schtuki novie (kazdij s pereplatoj 1300 rub)
35 AS ( skol'ko nuzno 2 scht 220 -300 rub)

Revox B77 (4500 rub) , kassetniki Tandberg so skwoznim traktom , Golowki Moving Coil ,Ysiliteli Hafler s polewikami na wixode bili redkost'ju
neskol#ko obladatelej na gorod s millionnim naseleniem

Moskwa konechno drugoj wopros

Y "Maschini Wremeni" w 1981 stojali 400 wt Gaussi w 1981

Ysiliteli dlja dom. Hi-Fi Yamaha c-1/b-1 s polewikami toze werojanno w Moskwe bili

Igrajuschij sekretarej rajkoma Oleg Jankowskij w zisni ezdil na krasnom Volvo
S domom Bol'schogo teatra w Moskwe ( inogda na ylizax Erewana ) mozno bilo widet' Volvo 740
добавил milstar 5879 дней 10 часов 54 минуты назад
http://korvet150as.narod.ru/

ranee oni naziwalis' 50AS

После прослушивания в течение двух лет своих S-90 мне наконец-то
захотелось их сменить на что-то более качественное и мощное. Отдавать
тысячи долларов мне не хотелось к тому же я начитался в интернет
невероятное множество хвалебных статей о Корвет 75АС-001 которые
при соответствующей переделке переигрывают многие АС в ценовом
диапазоне от 500 до 1000 долларов. Вот я и решил купить их и переделать.
В Минске эти Корветы очень редко появляются и вот после месяцев
штудирования "Из рук в руки" я увидел Корвет 150АС-001. Все статьи
в интернет как в один голос утверждают что 75АС-001 и 150АС-001 одно
и то же, поэтому я с радостью приобрел долгожданные последние. К тому
же продавец заявил что это переделанный вариант вручив мне извлеченные
платы защиты от прегрузок. Я был рад еще больше потому что мне даже
не придется их переделывать самому. У продавца я проверил работоспособность
динамиков на его композициях абсолютно не пытаясь протестировать их на
качество, потому что был уверен что если они не спалены, то играть плохо
не будут.

Привез домой, подключил к своему старенькому 20-ти летнего возраста
усилку Sharp, 80 ватт на канал. И о ужас, Корветы играли ужасно глухо,
уступая моим S-90-м в разы! Но вот низы меня конечно порадовали и
мощностью и глубиной. В итоге я решил не делать поспешных выводов до
замены усилителя и проводов - у меня были простые электрические.
Колонки у меня так стоят, что кабеля нужно 12 метров, поэтому я купил
кабель всего за 2 доллара за метр - Phoenix Gold (super OFC series SS162).
Усилитель Yamaha A-700 - 150 ватт на канал на 8 Ом, сигнал/шум 106 dB,
интермодуляционные искажения 0,005%. Ничего не изменилось! Почитал в
и-нете про S-90 и узнал что у них завышены верхи и середина не правильная.
Пришла мысль - может я совсем не разбираюсь в качественном звучании или
у меня вовсе отсутствует нормальный слух, а это звучание и есть правильное?
Тогда я решил сравнить их с моими наушниками Sennheiseh HD-590 - их звучание
по сравнению с акустикой за $1000 можно считать эталонным. Конечно не совсем
правильно проводить такие сравнения, но в результате я понял что S-90
завышают верхний диапазон середины и верхи, а Корвет эти диапазоны заглушает
еще в большей степени чем S-90 завышает. Послушав Корветы еще и покрутив
эквалайзер я пришел к выводу что наибольшая проблема в диапазоне 6-7 кГц.
Были мысли завезти колонки назад продавцу, набить морду и забрать деньги.
Но немного подумав я решился открыть колонки.
У меня была вот эта принципиальная схема платы фильтров 75АС-001 с защитой

от перегрузок. Так же у меня были статьи по переделке. Сразу же я увидел
что катушки стоят на пластмассовой раме, а не на плате как у 75АС-001.
Дальнейший анализ показал что и сама плата фильтров отличается.
Но посмотрев повнимательнее я нашел и некоторое сходство. И тут я понял
что продавец переделавший эти колонки увидев эти расхождения не полез
дальше и просто выбросил плату защиты от прегрузок. А в статьях по
переделке написано что нужно выпаять несколько резисторов (на схеме помечены
красным). Все сопоставив и проверив я выпаял нужные резисторы и запаял минусы

динамиков в одну точку. Собрал колонки и услышал что середина и верхи стали
звучать громче, меньше заглушаться низами, но провал в диапазоне 6-7 кГц
все-равно оставался.
Тогда я решил проследить все дорожки на плате фильтров и составить схему,
подозревая что есть какие-то различия. И я их нашел. Вот окончательная
версия переделанной платы фильтров 75АС-001 с помеченными элементами
которые в 150АС-001 просто отсутствуют.

А вот собственно и схема платы фильтров 150АС-001 составленная мной после
переделки и если внимательно посмотреть то видно что значения многих элементов
немного отличаются от 75АС-001.

Насколько влияют эти изменения? Может дело вовсе не в плате фильтров? Может
просто в 91-м году стали плохо делать все?
И вот я наткнулся в и-нете на упоминание о программах которые расчитавают
электрические схемы. Я нашел Electronic Work Bench Multisim 7. Скачал
демо версию на 70 мб - ограничение демо в том что нельзя сохранить файл.
Два дня я искал крэк, но так и не нашел и решил просто не выключать компьютер.
На то чтобы разобраться с программой тоже ушло несколько дней.
Вот что я получил для среднечастотника. Красная линия - 75АС-001. Синяя -
150АС-001 до переделки. Зеленая 150АС-001 после переделки.

Звучание сильно изменилось, больше всего это было слышно на голосе, но левая
колонка звучала несколько глуше чем правая и тогда я поэксперементировав в
Multisim обнаружил что увелечение сопротивления резистора R2 сдвигает
отсекание высоких частот вправо на графике. Экспериментально на слух
значение получилось 22 Ом.
Вот что я получил для высокочастотника. Графики для 150-х и 75-х
совпадают на процентов 99.

Вот график для низкочастотника. Красная линия - 75-е, зеленая 150-е.

Как я понимаю это не так страшно. Просто 150-е в диапазоне 3.5 - 3.8 кГц
будут звучать несколько тише чем 75-е. Но этот диапазон отлично подхватывается
среднечастотником, поэтому никаких проблем не слышно.
В итоге АС стали звучать гораздо лучше, но все-равно средне-высоких частот
не совсем достаточно и это приходится корректировать эквалайзером.
В и-нете я наткнулся на инфомацию что 75-е шли даже еще в 90-м году. На моих
150-х дата не стоит, но на низкочастотниках указано 91г, 11-й месяц, поэтому
скорее всего что все 150-е такие, но не факт.

Вот немного фото.

Кроссовер слева до переделки и справа после.

Здесь можно увидеть катушку для низкочастотника и большие конденсаторы
для среднечастотника

Так они у меня расположены для прослушивания, в фазоинверторе паралоновый
круг толщиной около сантиметра - для моей комнаты это лучше.

Надеюсь что эта статья хоть чем-то поможет несчастным обладателям 150АС-001
того же выпуска что и мои. Сейчас я думаю попробовать найти плату фильтров от
75АС-001 или вообще найти 75-е до 90-го года. Пока не нашел.
Несмотря на проделанную работу желаемый результат не достигнут. Если у
кого-то есть предложения или вопросы - Yury_Rybakov@tut.by

Яндекс.Открытки
Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru