|
Техническая разведка США пытается найти средство борьбы с российским истребителем
опубликовал
milstar
5899 дней 5 часов 45 минут назад
Руководство ВВС Индии изучает результаты совместных с США учений «Рэд Флэг» («Красный флаг» Red Flag), в ходе которых американцы откровенно пытались выявить технические характеристики радаров российского производства Н-011М «Барс» самолетов Су-30МКИ.
Су-30МКИ. http://nvo.ng.ru/notes/2008-09-26/16_su.html
Многосторонние военные учения «Рэд Флэг 2008» проходили на авиабазе Неллис в районе Лас-Вегаса (штат Невада). Индийские летчики впервые приняли участие в этих военных играх, которые регулярно проводятся с 1970-х годов. Индийские ВВС представляли шесть истребителей Су-30МКИ, два топливозаправщика Ил-78 и транспортный самолет Ил-76 – все российского производства.
Как утверждает индийский телеинформационный канал Headlines Today, во время перелета индийской авиагруппы через океан ее сопровождали два разведывательных самолета США RC-135, пытаясь засечь радиокоды и рабочие частоты радаров. Во время учений эти попытки были продолжены. Кроме радара американцев интересовали характеристики и другого бортового оборудования, в частности система защиты и противодействия ракетам «земля–воздух», которыми оснащен Су-30МКИ.
Для Дели не секрет, что США являются союзником Пакистана и вооружают его, в том числе современными истребителями. Несколько лет назад американцы начали поставки Исламабаду партии самолетов F-16. Нынешним летом ВВС Индии разместили свои истребители Су-30МКИ на авиабазе возле города Сринагар в Кашмирской долине, в непосредственной близости от границы с Пакистаном и Китаем. В их задачи входит патрулирование над Кашмиром с заходом на высокогорное плато Ладкх, где в районе Каргила в 1999 году проходили ожесточенные вооруженные столкновения между пакистанскими и индийскими войсками. Тогда большую роль сыграли ударные самолеты ВВС Индии.
Приглашая Индию принять участие в учениях, американцы хотели ознакомиться с возможностями именно Су-30. Этот самолет, по своим характеристикам близок к новому российскому самолету Су-35, который за океаном рассматривается как наиболее вероятный противник американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35. Исследование сигналов РЛС «Барс» позволило бы не только определить рабочие частоты станции. Это информация для распознавания по сигналу типа радара на больших расстояниях, возможность определить его тактико-технические характеристики. Информация о сигнале – это основа его успешного подавления средствами радиоэлектронной борьбы.
Подобные попытки американцы предпринимали и раньше. На первые совместные американско-индийские учения «Коуп Индиа» в 2004 году они направили в Индию свои самолеты F-15 с пожеланием увидеть с индийской стороны Су-30МКИ. Но индийцы ожидали увидеть F-16, какие поставляются Пакистану. В их отсутствие они и свои «сушки» не стали показывать.
На нынешних учениях «Рэд Флэг» кроме индийских Су-30МКИ были южнокорейские F-15К, истребители «Рафаль» французских ВВС, F-16 и F-15 ВВС США, а также самолеты системы АВАКС и топливозаправщики КС-135. Всего 64 самолета из разных стран. Этап учений с участием индийских летчиков проходил с 11 по 22 августа. Перед этим совместно с американцами тренировались бразильцы и шведы. На авиабазе также присутствовали летчики из Великобритании, Германии и Саудовской Аравии. А всего в учениях в разные годы участвовали представители 28 стран.
Из названия учений «Красный флаг» понятно, кто считается потенциальным противником. Во времена СССР на авиабазе Неллис базировались специальные «агрессорские» эскадрильи, самолеты в которых были расписаны советскими опознавательными знаками. В начале 1990-х «агрессоров» расформировали, но в 2003 году была вновь сформирована 64-я летно-испытательная эскадрилья ВВС США, традиционно именуемая «агрессором». Она вошла в подразделение Антагонистическая тактическая группа (ATG). В задачи группы входит моделирование воздушно-космических угроз. Совместно с летчиками в моделировании и учениях заняты операторы Объединенных центров управления воздушных и космических сил США. Это позволило поднять уровень учений с тактического до операционного. С 2005 года учения стали более широкими и сложными, проходят в круглосуточном режиме, с участием зенитно-ракетных средств ПВО и наземных сил.
Во время учений «Рэд Флэг» молодые летчики получают адаптацию к боевым действиям. Сначала с имитаторами более старых российских истребителей МИГ-21, затем условия учений все более усложняются. На последний этап на роль «агрессора» и были приглашены индийские Су-30МКИ, поскольку качественно имитировать современные российские истребители своими средствами американцам не удается.
lНо главной задачей для индийских самолетов в ситуации, максимально приближенной к реальным боевым действиям, стал прорыв обороны «синих» в условиях сильного противодействия со стороны перехватчиков и наземных сил ПВО. При этом их условно обстреливали ракетами «воздух-воздух» и «земля-воздух». Летчики индийских ВВС обстоятельно готовились к учениям, совершив более 120 тренировочных полетов. Участие в маневрах на авиабазе Неллис с учетом перелета через океан обошлось Минобороны страны в миллиард рупий (около 24 млн. долл.). Но, как заявил представитель индийских ВВС Махеш Упасани, о расходах не жалеют. А приглашение на учения «Рэд Флэг» расценивают как свидетельство более высоко уровня индийско-американского военного сотрудничества. На обратном пути Су-30МКИ приняли участие в первых совместных учениях с ВВС Объединенных Арабских Эмиратов.
####################################
Согласно контракту с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На первом этапе модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе - двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в настоящее время уже доведены до стадии позволяющей без каких либо проблем при необходимости устанавливать их на обычные серийные Су-27. Предполагалось также что на истребитель будет устанавливаться российская система управления вооружением основу которой составит новая много функциональная радиолокационная станция Н011М "Барс" с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М "Барс" с ПФАР Х-диапазона в режиме "воздух-воздух" обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме "воздух-поверхность" БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей. Дальность захвата цели типа "истребитель": в ППС - 120-140 км, в ЗПС - 60 км. Дальность обнаружения в режиме "воздух-поверхность" не менее: железнодорожный мост - 80-120 км, группа танков - 40-50 км, эсминец - 120-150 км.
На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности как до воздушных, так и до наземных целей Она имеет два канала (с теплопеленгатором и лазерным дальномером), снабжена виброустойчивым приемником микрокриогенной системой охлаждения с увеличенным ресурсом, для нее разработано новое математическое обеспечение Диапазон углов обзора станции по азимуту - 60е, по углу места - 60╟ вверх и 15╟ вниз, а ее масса составляет 182 кг.
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su30mki.html
Основные характеристики устройств:
Антенна
тип: фазированная антенная решетка с гидравлическим приводом
максимальные углы отклонения при сопровождении одиночной цели
по азимуту: +-70 град.
по углу места: +-40 град.
зона сканирования при одновременном сопровождении целей: 5.500 кв. град.
зона сканирования при поиске и захвате цели в БМБ, град.
по азимуту: +3; +10
по углу места: -15...+40; +7,5
масса: 100 кг
Приемник
количество каналов: 3
коэффициент шума : 3 дб
Передатчик
импульсная мощность: 4-5 квт
средняя мощность: 1,2 квт
мощность подсвета (радиокоррекции): 1 квт
Дальность захвата цели типа истребитель
в переднюю полусферу: 120-140 км
в заднюю полусферу: 60 км
Дальность обнаружения
железнодорожный мост: 80-120
группа танков: 40-50
эсминец: 120-150
Картографирование
максимальная разрешающая способность: около 10 м
Основные характеристики вычислительной системы
Программируемый процессор сигнала
скорость ввода данных: 28 мгц
пиковая производительность при выполнении операции типа “бабочка”: 75 мопс
Процессор управления радаром
количество процессоров: 3
ППЗУ: 16 мб
ОЗУ: 16 мб
Источники
Рекламмный проспект с МАКС 2003
http://airbase.ru/alpha/rus/b/bars/
http://www.niip.ru/main.php?page=library_sky17
Передающее устройство, выполненное на базе твердотельного задающего генератора «Олива» и цепочки из двух усилителей мощности на лампах бегущей волны типа «Челнок», обеспечивает:
- максимальную пиковую мощность на обзорных частотах не менее 20 кВт при средней мощности 5 кВт;
- среднюю дискретную непрерывную мощность передачи на частотах подсвета не менее 2 кВт;
- генерацию и излучение всех видов сигналов с высокой, средней и низкой частотами повторения и различными видами модуляции.
Четырёхканальное приёмное устройство на базе малошумящего входного усилителя принимает и первично преобразовывает ВЧ - сигналы при коэффициенте шума (с устройством защиты} 3,5 дБ. Первичная цифровая обработка принятых сигналов происходит в программируемом сигнальном процессоре на базе БЦВМ «Соло-35.01», а обработка данных и управление работой РЛСУ - в БЦВМ «Соло-35.02», которые совместно образуют БЦВС «Ирбиса-Э». При этом в режиме дальнего обнаружения в зоне 100 кв. градусов, в пределах ± 60° от строительной оси самолёта, РЛСУ «Ирбис-Э» должна обнаруживать воздушные цели с ЭПР в 3 м2 и измерять их дальность:
- на встречных курсах - не менее 350-400 км (при высоте цели более 5000 м на фоне неба-не менее 400 км);
- на догонных курсах - не менее 150 км (при высоте цели не менее 10.000 м на фоне неба).
Обнаруживать «сверхмалозаметные» цели (с ЭПР в 0,01 м2) РЛСУ должна на дальностях до 90 км (это практически соответствует максимальной дальности обнаружения цели класса «истребитель» станциями 4-го поколения на истребителях Су-27 и F-15C). Разрешающая способность при распознавании плотной групповой цели (на расстоянии 50 км) должна составлять 50-100 м по дальности, 5 м/с по скорости и 2,5° по угловым координатам.
При использовании заданной заказчиком номенклатуры авиационных средств поражения в режиме «воздух-воздух» система «Ирбис-Э» должна обеспечивать возможность одновременно обстреливать до четырёх воздушных целей ракетами большой (300 км и более) дальности или до восьми целей ракетами средней дальности РВВ-АЕ.
При разработке РЛСУ «Ирбис-Э» используется хорошо отработанный ряд устройств из состава РЛСУ «Барс», а именно:
- синхронизатор;
- НЧ - приёмник с АЦП;
- СВЧ - приёмник на базе ЭСУ «Шарнир»;
- задающий генератор «Ольха» (теперь он - «Олива»).
А двухстепенной привод ЭГСП-27 РЛСУ «Ирбис-Э» является дальнейшим развитием одностепенного привода ЭГСП-6А БРЛС «Барс».
ФАР системы «Ирбис-Э» разработана на основе технических и технологических решений, апробированных при разработке ФАР «Оса» и «Барс», рототипом мощного выходного усилителя передающего канала «Ирбиса-Э» послужил выходной усилитель мощности на базе лампы бегущей волны «Челнок», созданной в рамках программы БРЛС Н011М. Прототип выходного усилителя прошёл проверку в составе БРЭО опытного самолёта Су-27М (бортовой 712) на этапе лётно-конструкторских испытаний, обеспечив значительное увеличение дальности действия системы. Именно это позволило ввести в РЛСУ «Ирбис-Э» режим дальнего обнаружения.
Математическое и алгоритмическое обеспечение РЛСУ «Ирбис-Э» включает в себя всё лучшее, что было разработано, апробировано и испытано специалистами НИИП имени В.В.Тихомирова на самолётах Су-ЗОМКИ, Су-ЗОМК2, а также Су-27СМ. В то же время в РЛСУ «Барс» применяются вычислительные машины RC1, RC2, разработанные инозаказчиком.В РЛПК «Оса» и других наиболее современных отечественных бортовых системах БЦВМ семейства «Багет»,
которые в настоящее время уже исчерпали своё потенциал по производительности. В связи с этим в РЛСУ «Ирбис-Э» используют перспективные, в десятки раз более быстродействующие вычислительные средства на основе БЦВМ «Соло».
По сравнению с «Барсом», его «младший брат» «Ирбис-Э» должен обеспечить следующие преимущества:
- расширенную (более чем вдвое) полосу рабочих частот;
- обнаружение и сопровождение воздушных целей, картографирование и поиск морских (наземных) целей в зоне 120° по азимуту (вместо 70°) за счёт улучшения параметров ФАР и применения двухстепенного гидропривода;
- увеличенную дальность действия по воздушным (до 400 км) и наземным (надводным) целям, а также улучшенную помехозащищённость за счёт повышения выходной мощности передатчика и глубокой интеграции с другими информационными датчиками КБО;
- возможность применять УР класса «воздух-воздух» большей дальности;
- улучшение обзора на море за счёт поворота плоскости поляризации излучаемой волны и благодаря новому гидроприводу, обеспечивающему поворот полотна ФАР по крену на 90°;
- возможность распознавать морские и наземные цели в режиме сверхвысокого разрешения и повышенную разрешающую способность по дальности в режиме картографирования (до 3 м и менее).
Сравнение заданных ТТХ РЛСУ «Ирбис-Э» с зарубежными аналогами затруднительно , поскольку информация по разрабатываемым системам с ФАР и АФАР носит, как правило, рекламный, оценочный характер.
Наиболее «продвинута» по степени готовности сегодня американская БРЛС Northrop Grumman/Raytheon AN/APG-77 для истребителя Lockheed Martin F/A-22A Raptor. Предполагается, что основные наработки в области оборудования и программного обеспечения БРЛС APG-77 будут перенесены в новейший проект 21 века - истребитель JSF.
Основываясь на имеющейся информации, можно сделать вывод, что в РЛСУ «Ирбис-Э» заложено подавляющее большинство РЛ - режимов, используемых в перспективных зарубежных БРЛС. При этом ряд заявленных характеристик не только не уступает, но и превосходит характеристики лучших зарубежных аналогов.
Так, заявленная в ТТЗ системы «Ирбис-Э» дальность обнаружения малоразмерной воздушной цели класса «истребитель» значительно превосходит аналогичные характеристики зарубежных аналогов. Обнаружение адекватного противника (истребителя) станцией AN/APG-62(V)1 модернизированного самолёта F-15C составляет 100-120 км, а модификации с БРЛС, снабжённой АФАР (AESA) - 160 км. Более «продвинутая» станция с АФАР многофункционального истребителя F-35 (JSF) может работать в см-диапазоне на дальности 170-180 км.
Однако по своей «весовой категории» и кругу решаемых задач разрабатываемой РЛСУ «Ирбис-Э» более соответствует РЛ - система управления вооружением самолета 5-го поколения Lockheed Martin F/A-22A Raptor. He требуется быть прорицателем, чтобы утверждать, что противоборство этих систем в значительной степени определит боевой потенциал (до появления российского авиакомплекса 5-го поколения) авиационных группировок основных «авиационных держав».
Видимо, следует сравнить и «дуэльные» возможности Су-35 и F/A-22A. По заявленным характеристикам F/A-22A не имеет реального преимущества перед Су-35 с РЛСУ «Ирбис-Э» в дальнем ракетном воздушном бою. О том же, чем закончится ближний маневренный воздушный бой между юрким Су-35 (с управляемым вектором тяги) и Raptor в классической конфигурации, лучше уж промолчать - сравнение будет явно не в пользу наших заокеанских коллег.
|