Лениградская Правда
22 NOVEMBER 2024, FRIDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
| |
все | лучшие за неделю | лучшие за месяц | лучшие за год


4
Техническая разведка США пытается найти средство борьбы с российским истребителем
опубликовал milstar 5899 дней 27 минут назад
Руководство ВВС Индии изучает результаты совместных с США учений «Рэд Флэг» («Красный флаг» Red Flag), в ходе которых американцы откровенно пытались выявить технические характеристики радаров российского производства Н-011М «Барс» самолетов Су-30МКИ.

Су-30МКИ. http://nvo.ng.ru/notes/2008-09-26/16_su.html

Многосторонние военные учения «Рэд Флэг 2008» проходили на авиабазе Неллис в районе Лас-Вегаса (штат Невада). Индийские летчики впервые приняли участие в этих военных играх, которые регулярно проводятся с 1970-х годов. Индийские ВВС представляли шесть истребителей Су-30МКИ, два топливозаправщика Ил-78 и транспортный самолет Ил-76 – все российского производства.

Как утверждает индийский телеинформационный канал Headlines Today, во время перелета индийской авиагруппы через океан ее сопровождали два разведывательных самолета США RC-135, пытаясь засечь радиокоды и рабочие частоты радаров. Во время учений эти попытки были продолжены. Кроме радара американцев интересовали характеристики и другого бортового оборудования, в частности система защиты и противодействия ракетам «земля–воздух», которыми оснащен Су-30МКИ.

Для Дели не секрет, что США являются союзником Пакистана и вооружают его, в том числе современными истребителями. Несколько лет назад американцы начали поставки Исламабаду партии самолетов F-16. Нынешним летом ВВС Индии разместили свои истребители Су-30МКИ на авиабазе возле города Сринагар в Кашмирской долине, в непосредственной близости от границы с Пакистаном и Китаем. В их задачи входит патрулирование над Кашмиром с заходом на высокогорное плато Ладкх, где в районе Каргила в 1999 году проходили ожесточенные вооруженные столкновения между пакистанскими и индийскими войсками. Тогда большую роль сыграли ударные самолеты ВВС Индии.

Приглашая Индию принять участие в учениях, американцы хотели ознакомиться с возможностями именно Су-30. Этот самолет, по своим характеристикам близок к новому российскому самолету Су-35, который за океаном рассматривается как наиболее вероятный противник американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35. Исследование сигналов РЛС «Барс» позволило бы не только определить рабочие частоты станции. Это информация для распознавания по сигналу типа радара на больших расстояниях, возможность определить его тактико-технические характеристики. Информация о сигнале – это основа его успешного подавления средствами радиоэлектронной борьбы.

Подобные попытки американцы предпринимали и раньше. На первые совместные американско-индийские учения «Коуп Индиа» в 2004 году они направили в Индию свои самолеты F-15 с пожеланием увидеть с индийской стороны Су-30МКИ. Но индийцы ожидали увидеть F-16, какие поставляются Пакистану. В их отсутствие они и свои «сушки» не стали показывать.

На нынешних учениях «Рэд Флэг» кроме индийских Су-30МКИ были южнокорейские F-15К, истребители «Рафаль» французских ВВС, F-16 и F-15 ВВС США, а также самолеты системы АВАКС и топливозаправщики КС-135. Всего 64 самолета из разных стран. Этап учений с участием индийских летчиков проходил с 11 по 22 августа. Перед этим совместно с американцами тренировались бразильцы и шведы. На авиабазе также присутствовали летчики из Великобритании, Германии и Саудовской Аравии. А всего в учениях в разные годы участвовали представители 28 стран.

Из названия учений «Красный флаг» понятно, кто считается потенциальным противником. Во времена СССР на авиабазе Неллис базировались специальные «агрессорские» эскадрильи, самолеты в которых были расписаны советскими опознавательными знаками. В начале 1990-х «агрессоров» расформировали, но в 2003 году была вновь сформирована 64-я летно-испытательная эскадрилья ВВС США, традиционно именуемая «агрессором». Она вошла в подразделение Антагонистическая тактическая группа (ATG). В задачи группы входит моделирование воздушно-космических угроз. Совместно с летчиками в моделировании и учениях заняты операторы Объединенных центров управления воздушных и космических сил США. Это позволило поднять уровень учений с тактического до операционного. С 2005 года учения стали более широкими и сложными, проходят в круглосуточном режиме, с участием зенитно-ракетных средств ПВО и наземных сил.

Во время учений «Рэд Флэг» молодые летчики получают адаптацию к боевым действиям. Сначала с имитаторами более старых российских истребителей МИГ-21, затем условия учений все более усложняются. На последний этап на роль «агрессора» и были приглашены индийские Су-30МКИ, поскольку качественно имитировать современные российские истребители своими средствами американцам не удается.

lНо главной задачей для индийских самолетов в ситуации, максимально приближенной к реальным боевым действиям, стал прорыв обороны «синих» в условиях сильного противодействия со стороны перехватчиков и наземных сил ПВО. При этом их условно обстреливали ракетами «воздух-воздух» и «земля-воздух». Летчики индийских ВВС обстоятельно готовились к учениям, совершив более 120 тренировочных полетов. Участие в маневрах на авиабазе Неллис с учетом перелета через океан обошлось Минобороны страны в миллиард рупий (около 24 млн. долл.). Но, как заявил представитель индийских ВВС Махеш Упасани, о расходах не жалеют. А приглашение на учения «Рэд Флэг» расценивают как свидетельство более высоко уровня индийско-американского военного сотрудничества. На обратном пути Су-30МКИ приняли участие в первых совместных учениях с ВВС Объединенных Арабских Эмиратов.
####################################
Согласно контракту с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На первом этапе модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе - двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в настоящее время уже доведены до стадии позволяющей без каких либо проблем при необходимости устанавливать их на обычные серийные Су-27. Предполагалось также что на истребитель будет устанавливаться российская система управления вооружением основу которой составит новая много функциональная радиолокационная станция Н011М "Барс" с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М "Барс" с ПФАР Х-диапазона в режиме "воздух-воздух" обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме "воздух-поверхность" БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей. Дальность захвата цели типа "истребитель": в ППС - 120-140 км, в ЗПС - 60 км. Дальность обнаружения в режиме "воздух-поверхность" не менее: железнодорожный мост - 80-120 км, группа танков - 40-50 км, эсминец - 120-150 км.

На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности как до воздушных, так и до наземных целей Она имеет два канала (с теплопеленгатором и лазерным дальномером), снабжена виброустойчивым приемником микрокриогенной системой охлаждения с увеличенным ресурсом, для нее разработано новое математическое обеспечение Диапазон углов обзора станции по азимуту - 60е, по углу места - 60╟ вверх и 15╟ вниз, а ее масса составляет 182 кг.
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su30mki.html

Основные характеристики устройств:

Антенна
тип: фазированная антенная решетка с гидравлическим приводом
максимальные углы отклонения при сопровождении одиночной цели
по азимуту: +-70 град.
по углу места: +-40 град.
зона сканирования при одновременном сопровождении целей: 5.500 кв. град.
зона сканирования при поиске и захвате цели в БМБ, град.
по азимуту: +3; +10
по углу места: -15...+40; +7,5
масса: 100 кг

Приемник
количество каналов: 3
коэффициент шума : 3 дб

Передатчик
импульсная мощность: 4-5 квт
средняя мощность: 1,2 квт
мощность подсвета (радиокоррекции): 1 квт

Дальность захвата цели типа истребитель
в переднюю полусферу: 120-140 км
в заднюю полусферу: 60 км

Дальность обнаружения
железнодорожный мост: 80-120
группа танков: 40-50
эсминец: 120-150

Картографирование
максимальная разрешающая способность: около 10 м

Основные характеристики вычислительной системы

Программируемый процессор сигнала
скорость ввода данных: 28 мгц
пиковая производительность при выполнении операции типа “бабочка”: 75 мопс

Процессор управления радаром
количество процессоров: 3
ППЗУ: 16 мб
ОЗУ: 16 мб

Источники

Рекламмный проспект с МАКС 2003
http://airbase.ru/alpha/rus/b/bars/

http://www.niip.ru/main.php?page=library_sky17
Передающее устройство, выполненное на базе твердотельного задающего генератора «Олива» и цепочки из двух усилителей мощности на лампах бегущей волны типа «Челнок», обеспечивает:
- максимальную пиковую мощность на обзорных частотах не менее 20 кВт при средней мощности 5 кВт;
- среднюю дискретную непрерывную мощность передачи на частотах подсвета не менее 2 кВт;
- генерацию и излучение всех видов сигналов с высокой, средней и низкой частотами повторения и различными видами модуляции.
Четырёхканальное приёмное устройство на базе малошумящего входного усилителя принимает и первично преобразовывает ВЧ - сигналы при коэффициенте шума (с устройством защиты} 3,5 дБ. Первичная цифровая обработка принятых сигналов происходит в программируемом сигнальном процессоре на базе БЦВМ «Соло-35.01», а обработка данных и управление работой РЛСУ - в БЦВМ «Соло-35.02», которые совместно образуют БЦВС «Ирбиса-Э». При этом в режиме дальнего обнаружения в зоне 100 кв. градусов, в пределах ± 60° от строительной оси самолёта, РЛСУ «Ирбис-Э» должна обнаруживать воздушные цели с ЭПР в 3 м2 и измерять их дальность:
- на встречных курсах - не менее 350-400 км (при высоте цели более 5000 м на фоне неба-не менее 400 км);
- на догонных курсах - не менее 150 км (при высоте цели не менее 10.000 м на фоне неба).
Обнаруживать «сверхмалозаметные» цели (с ЭПР в 0,01 м2) РЛСУ должна на дальностях до 90 км (это практически соответствует максимальной дальности обнаружения цели класса «истребитель» станциями 4-го поколения на истребителях Су-27 и F-15C). Разрешающая способность при распознавании плотной групповой цели (на расстоянии 50 км) должна составлять 50-100 м по дальности, 5 м/с по скорости и 2,5° по угловым координатам.
При использовании заданной заказчиком номенклатуры авиационных средств поражения в режиме «воздух-воздух» система «Ирбис-Э» должна обеспечивать возможность одновременно обстреливать до четырёх воздушных целей ракетами большой (300 км и более) дальности или до восьми целей ракетами средней дальности РВВ-АЕ.
При разработке РЛСУ «Ирбис-Э» используется хорошо отработанный ряд устройств из состава РЛСУ «Барс», а именно:
- синхронизатор;
- НЧ - приёмник с АЦП;
- СВЧ - приёмник на базе ЭСУ «Шарнир»;
- задающий генератор «Ольха» (теперь он - «Олива»).
А двухстепенной привод ЭГСП-27 РЛСУ «Ирбис-Э» является дальнейшим развитием одностепенного привода ЭГСП-6А БРЛС «Барс».
ФАР системы «Ирбис-Э» разработана на основе технических и технологических решений, апробированных при разработке ФАР «Оса» и «Барс», рототипом мощного выходного усилителя передающего канала «Ирбиса-Э» послужил выходной усилитель мощности на базе лампы бегущей волны «Челнок», созданной в рамках программы БРЛС Н011М. Прототип выходного усилителя прошёл проверку в составе БРЭО опытного самолёта Су-27М (бортовой 712) на этапе лётно-конструкторских испытаний, обеспечив значительное увеличение дальности действия системы. Именно это позволило ввести в РЛСУ «Ирбис-Э» режим дальнего обнаружения.
Математическое и алгоритмическое обеспечение РЛСУ «Ирбис-Э» включает в себя всё лучшее, что было разработано, апробировано и испытано специалистами НИИП имени В.В.Тихомирова на самолётах Су-ЗОМКИ, Су-ЗОМК2, а также Су-27СМ. В то же время в РЛСУ «Барс» применяются вычислительные машины RC1, RC2, разработанные инозаказчиком.В РЛПК «Оса» и других наиболее современных отечественных бортовых системах БЦВМ семейства «Багет»,
которые в настоящее время уже исчерпали своё потенциал по производительности. В связи с этим в РЛСУ «Ирбис-Э» используют перспективные, в десятки раз более быстродействующие вычислительные средства на основе БЦВМ «Соло».
По сравнению с «Барсом», его «младший брат» «Ирбис-Э» должен обеспечить следующие преимущества:
- расширенную (более чем вдвое) полосу рабочих частот;
- обнаружение и сопровождение воздушных целей, картографирование и поиск морских (наземных) целей в зоне 120° по азимуту (вместо 70°) за счёт улучшения параметров ФАР и применения двухстепенного гидропривода;
- увеличенную дальность действия по воздушным (до 400 км) и наземным (надводным) целям, а также улучшенную помехозащищённость за счёт повышения выходной мощности передатчика и глубокой интеграции с другими информационными датчиками КБО;
- возможность применять УР класса «воздух-воздух» большей дальности;
- улучшение обзора на море за счёт поворота плоскости поляризации излучаемой волны и благодаря новому гидроприводу, обеспечивающему поворот полотна ФАР по крену на 90°;
- возможность распознавать морские и наземные цели в режиме сверхвысокого разрешения и повышенную разрешающую способность по дальности в режиме картографирования (до 3 м и менее).
Сравнение заданных ТТХ РЛСУ «Ирбис-Э» с зарубежными аналогами затруднительно , поскольку информация по разрабатываемым системам с ФАР и АФАР носит, как правило, рекламный, оценочный характер.
Наиболее «продвинута» по степени готовности сегодня американская БРЛС Northrop Grumman/Raytheon AN/APG-77 для истребителя Lockheed Martin F/A-22A Raptor. Предполагается, что основные наработки в области оборудования и программного обеспечения БРЛС APG-77 будут перенесены в новейший проект 21 века - истребитель JSF.
Основываясь на имеющейся информации, можно сделать вывод, что в РЛСУ «Ирбис-Э» заложено подавляющее большинство РЛ - режимов, используемых в перспективных зарубежных БРЛС. При этом ряд заявленных характеристик не только не уступает, но и превосходит характеристики лучших зарубежных аналогов.
Так, заявленная в ТТЗ системы «Ирбис-Э» дальность обнаружения малоразмерной воздушной цели класса «истребитель» значительно превосходит аналогичные характеристики зарубежных аналогов. Обнаружение адекватного противника (истребителя) станцией AN/APG-62(V)1 модернизированного самолёта F-15C составляет 100-120 км, а модификации с БРЛС, снабжённой АФАР (AESA) - 160 км. Более «продвинутая» станция с АФАР многофункционального истребителя F-35 (JSF) может работать в см-диапазоне на дальности 170-180 км.
Однако по своей «весовой категории» и кругу решаемых задач разрабатываемой РЛСУ «Ирбис-Э» более соответствует РЛ - система управления вооружением самолета 5-го поколения Lockheed Martin F/A-22A Raptor. He требуется быть прорицателем, чтобы утверждать, что противоборство этих систем в значительной степени определит боевой потенциал (до появления российского авиакомплекса 5-го поколения) авиационных группировок основных «авиационных держав».
Видимо, следует сравнить и «дуэльные» возможности Су-35 и F/A-22A. По заявленным характеристикам F/A-22A не имеет реального преимущества перед Су-35 с РЛСУ «Ирбис-Э» в дальнем ракетном воздушном бою. О том же, чем закончится ближний маневренный воздушный бой между юрким Су-35 (с управляемым вектором тяги) и Raptor в классической конфигурации, лучше уж промолчать - сравнение будет явно не в пользу наших заокеанских коллег.

Для того, чтобы оставить комментарий к этому материалу, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru