![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
Что ты молчишь, "Ленфильм", как рыба об лёд?
5.03.2025 16:58
![]() Студия давно никому не конкурент и не игрок кинорынка. При всей своей истории и
утраченном на сегодня статусе флагмана киноиндустрии она давно никого не интересует.
«Ленфильм» напоминает Золушку, череда директоров — злую мачеху, которой
«королевство маловато». В условиях рыночной экономики и «перегретой» отрасли
здравомыслящий, уважаемый и успешный «творец» и медиаменеджер не поставит на кон
свои интересы ради умирающего киноквартала на Каменноостровском, 10. Пусть и под
красивым брендом «Ленфильм». Гораздо практичнее загружать свой личный бизнес
легкопродаваемым ширпотребным кинопродуктом, чем сохранять историю, что-то
возрождать и развивать. Имея под рукой площади, помещения и безвозвратные
многомиллионные вливания государства на спасение студии, можно не напрягаться и,
например, сделать из «Ленфильма» гостиницу или ресторанный комплекс с кинобрендом
на вывеске, или попытаться победить бывших неблагонадежных партнеров
эпистолярными исками, в итоге загоняющими студию в долговую дыру. Еще можно,
например, раздать авансом государственные деньги разным контрагентам, забыв потом,
что за выполненные работы надо платить. Ведь, когда время придет платить по счетам,
государство снова спасет «Ленфильм» — не даст же оно утонуть старейшей киностудии
страны! Всегда же так можно было! Поэтому можно снимать на студии на деньги
Минкульта и медиакорпораций «бесподобные шедевры», которые никуда не сдать и не
запустить в широкий прокат. А вот фильмы, которые имеют признание и кассовый успех (например, «Воздух», снятый
при участии киностудии), невероятным образом получают лавры без упоминания
киностудии. Современное состояние «Ленфильма» — российский киномир в миниатюре. Мир, где нет
или почти нет места уважению к истории, нормальным ценностям, а есть лишь
стремление к покорению все новых и новых финансовых олимпов, пусть даже
конъюнктурно — под лозунгом «патриотизма». Много раз менялись руководители, приходили и уходили их «эффективные» команды,
мечтательно ассоциирующие себя с легендарным кинобрендом. Но никто и никогда
по-настоящему не вкладывался в людей «Ленфильма» и лишь, как Попандопуло из
«Свадьбы в Малиновке», придирчиво оценивал: «Я себя не обделил?» Создавались
вывески, открывались рестораны, красились гипсокартонные стены, мостилась
тротуарная плитка на крыше МТК (предмет особой гордости), небрежно перемещался с
места на место реквизит… А по дороге в кармане «хозяев» оседали трофейные образцы
исторической памяти. Но творческой Мекки, отражающей особый
ленинградско-петербургский дух и не отстаивающей интересы какой-то одной группы,
никто так и не создал. «Ленфильм» похож на героя анекдота: врачи долго боролись за жизнь пациента, но он
все-таки выжил. Студия, скорее, жива, в том числе благодаря людям, которые
перетерпели не одну смену «эффективных». И что теперь? Тишина. То ли «молчание
ягнят», то ли, как в классике советского кино: «А вдоль дороги мертвые с косами стоять. И
тишина…». Возможно, затишье перед бурей? В декабре назначен очередной директор. Вместо кинопродюсера Эдуарда Суворова
кресло генерального заняла никому не известная в киноотрасли экономист Надежда
Андрющенко. В этот раз не слышно громких лозунгов о планах на успех. Нет и ставших
традицией для «Ленфильма» публичных обвинений в адрес предыдущего руководства: о
коллегах, как о покойниках, — хорошо или никак. Из существенного — после 12 лет под
предлогом высокой занятости покинул пост председателя Совета директоров киностудии
Фёдор Бондарчук. Новый гендир особо не идет на контакт со СМИ, не раскрывает цели и задачи своей
работы, не придает гласности реальное положение дел «Ленфильма». О встрече с
Министром культуры протокольно сообщил ТГ-канал Ольги Любимовой. Разве что
засветилась Андрющенко на вечере памяти Анатолия Собчака с участием Президента
РФ. Из открытых источников можно сделать вывод о возобновлении контактов киностудии
с петербургским Союзом кинематографистов, а также о поддержке Минкультуры России
нескольких проектов студии на 2025 год. А вот данных о новых проектах по линии
кинопроизводства пока нет. На условиях анонимности удалось пообщаться с бывшими и действующими сотрудниками
«Ленфильма», чтобы прояснить, что все-таки происходит на студии. «Ленфильм» порос
исполнительными производствами: общая задолженность перед контрагентами медленно
приближается к чеверти миллиарда рублей, (основной кредитор, кстати, — бывший
генеральный директор Эдуард Пичугин). Есть долги перед государством: Госфильмофонд,
Минкульт, Росимущество и др. Кто-то отмечает кабальные для киностудии договоров как в творческом поле, так и в
сфере коммерческой аренды. На фоне хаоса в бухгалтерском учете в 2024-м
выплачивали премии и выходные пособия в обход запретам и ограничениям акционера.
На счета предприятия и любые сделки с недвижимостью наложен арест. Состояние
многих помещений аварийное, отсутствует элементарная инвентаризация имущества, не
выполнялись условия сдачи проектов в Минкультуры России, нет документов по двум
крупным кинопроектам. (Кстати, почти вся съемочная команда одного из них
(«Монохром») умотала за границу после начала СВО). Не завершены проекты по одному
художественному и нескольким документальным фильмам, зато в изобилии — претензии
от фондов и медиаплатформ, просрочки по соцвыплатам, коммунальным услугам и
налогам. Как говорил герой Машкова в сериале «Ликвидация», «картина маслом». По всем законам жанра, с приходом нового гендира большая часть ответсвенных за все
это с киностудии уволилась. Кто-то не преминул поощрить себя выплатами за
«продуктивную» работу, заручившись подписями экс-руководителя. Возможно, откровения
сотрудников требуют проверки и уточнения. Официально — тишина. Но, даже если
половина из этого правда, «Ленфильму» не до кино и творчества. Вместе с тем вокруг полуживого «Ленфильма» бушуют страсти, раскачивая еще сильнее и
без того терпящее бедствие судно. Под знаменем любви и битвы за судьбу
«колыбели» российского кино с сентября прошлого года ведется анонимный ТГ-канал.
Авторам канала, словно, полжизни вложившим в «Ленфильм», впору повторять за героем
«Укротительницы тигров»: «У меня любовь — дна не достанешь». «Ламповая редакция», не обремененная чувством такта и соблюдением коммерческой
тайны, сперва полоскала экс-директора Суворова и его команду. С горе-командой (хотя
люди и не плохие уж совсем были, наследство им досталось некудышное, а кино снимать
хотелось) вроде распрощались, но авторы телеграм-кабаре решили продолжить свои
«разоблачения», почувствовав медийный успех и не получив вожделенных личных
преференций. Они-то знают, как исправить судьбу «колыбели» легким движением руки:
как в анекдоте, «…и тут выхожу я весь в ослепительно-белом». Как известно, если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно… И вот в игривой
переписке на tuta.com выяснилось, что за анонимностью камерного «телеграм-кабаре»
стоят милые сотрудницы киностудии. Если нас не подводят источники, одна отвечает за
связи с общественностью, а вторая до недавнего момента трудилась в юридическом
отделе. Обе пришли на «Ленфильм» при гендире Фёдоре Щербакове, который
совершенно случайно оказался в розыске за вымогательство с помощью подобной
медиапартизанщины, как карлик в ленфильмовском «Дон Кихоте»: «Дай золотой, а то
осрамлю». Щербаков — тот самый руководитель, который распорядился господдержкой
«Ленфильма» так, что у служебного входа до сих пор стоит очередь ждущих деньги за
выполненные работы. Злые языки говорят о некой особой (18+) связи одной из
вышеуказанных авторок канала со скрывающимся за границей Щербаковым: «Сердечный
друг сделал ей амур и уплыл – видите – парус… Называется – «Ариадна брошенная»…».
Но эти детали точно надо проверять, мало ли что болтают. Но по официальному запросу
суда, следователя или прокурора обязательно предоставим имена милых дам, пляшущих
на костях в «телеграм-кабаре». Возвращаясь к «Ленфильму», подчеркнем, что необходимо на всех уровнях перестать
игнорировать кризис, в котором находится студия. Губительно надеяться на «невидимую
руку» рыночной экономики — нужные основанные на объективных данных верные
политические решения. А деятели культуры, которым искренне небезразлична судьба
Ленфильма, наверняка поддержат «колыбель» своим творчеством и опытом. Говорят,
сейчас эти решения готовятся. Ну а пока — официально тишина.
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
|
||||||||
![]() |
||||||||
![]() |
||||||||
© 2001-2025, Ленправда info@lenpravda.ru |