Лениградская Правда
6 MARCH 2025, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Что ты молчишь, "Ленфильм", как рыба об лёд?
5.03.2025 16:58
В конце прошлого года вновь появились новости о предбанкротном состоянии и неизбежном крахе киностудии «Ленфильм». Несмотря на предшествовавшие этому эпические заявления ответственных лиц и уважаемых директоров о возрождении из пепла и инновационном развитии «Ленфильма», конец года киностудия встретила с опустошенными счетами, долгами, исками о банкротстве, кадровым дефицитом, отсутствием каких-либо планов на творческий рост. Ни новых проектов, ни диалога с мастерами кинематографа, ни конкретных путей развития… Собственно, зачем? 

Студия давно никому не конкурент и не игрок кинорынка. При всей своей истории и утраченном на сегодня статусе флагмана киноиндустрии она давно никого не интересует. «Ленфильм» напоминает Золушку, череда директоров — злую мачеху, которой «королевство маловато». В условиях рыночной экономики и «перегретой» отрасли здравомыслящий, уважаемый и успешный «творец» и медиаменеджер не поставит на кон свои интересы ради умирающего киноквартала на Каменноостровском, 10. Пусть и под красивым брендом «Ленфильм». Гораздо практичнее загружать свой личный бизнес легкопродаваемым ширпотребным кинопродуктом, чем сохранять историю, что-то возрождать и развивать. Имея под рукой площади, помещения и безвозвратные многомиллионные вливания государства на спасение студии, можно не напрягаться и, например, сделать из «Ленфильма» гостиницу или ресторанный комплекс с кинобрендом на вывеске, или попытаться победить бывших неблагонадежных партнеров эпистолярными исками, в итоге загоняющими студию в долговую дыру. Еще можно, например, раздать авансом государственные деньги разным контрагентам, забыв потом, что за выполненные работы надо платить. Ведь, когда время придет платить по счетам, государство снова спасет «Ленфильм» — не даст же оно утонуть старейшей киностудии страны! Всегда же так можно было! Поэтому можно снимать на студии на деньги Минкульта и медиакорпораций «бесподобные шедевры», которые никуда не сдать и не запустить в широкий прокат. 

А вот фильмы, которые имеют признание и кассовый успех (например, «Воздух», снятый при участии киностудии), невероятным образом получают лавры без упоминания киностудии. 

Современное состояние «Ленфильма» — российский киномир в миниатюре. Мир, где нет или почти нет места уважению к истории, нормальным ценностям, а есть лишь стремление к покорению все новых и новых финансовых олимпов, пусть даже конъюнктурно — под лозунгом «патриотизма». 

Много раз менялись руководители, приходили и уходили их «эффективные» команды, мечтательно ассоциирующие себя с легендарным кинобрендом. Но никто и никогда по-настоящему не вкладывался в людей «Ленфильма» и лишь, как Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке», придирчиво оценивал: «Я себя не обделил?» Создавались вывески, открывались рестораны, красились гипсокартонные стены, мостилась тротуарная плитка на крыше МТК (предмет особой гордости), небрежно перемещался с места на место реквизит… А по дороге в кармане «хозяев» оседали трофейные образцы исторической памяти. Но творческой Мекки, отражающей особый ленинградско-петербургский дух и не отстаивающей интересы какой-то одной группы, никто так и не создал. 

«Ленфильм» похож на героя анекдота: врачи долго боролись за жизнь пациента, но он все-таки выжил. Студия, скорее, жива, в том числе благодаря людям, которые перетерпели не одну смену «эффективных». И что теперь? Тишина. То ли «молчание ягнят», то ли, как в классике советского кино: «А вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина…». Возможно, затишье перед бурей? 

В декабре назначен очередной директор. Вместо кинопродюсера Эдуарда Суворова кресло генерального заняла никому не известная в киноотрасли экономист Надежда Андрющенко. В этот раз не слышно громких лозунгов о планах на успех. Нет и ставших традицией для «Ленфильма» публичных обвинений в адрес предыдущего руководства: о коллегах, как о покойниках, — хорошо или никак. Из существенного — после 12 лет под предлогом высокой занятости покинул пост председателя Совета директоров киностудии Фёдор Бондарчук. 

Новый гендир особо не идет на контакт со СМИ, не раскрывает цели и задачи своей работы, не придает гласности реальное положение дел «Ленфильма». О встрече с Министром культуры протокольно сообщил ТГ-канал Ольги Любимовой. Разве что засветилась Андрющенко на вечере памяти Анатолия Собчака с участием Президента РФ. Из открытых источников можно сделать вывод о возобновлении контактов киностудии с петербургским Союзом кинематографистов, а также о поддержке Минкультуры России нескольких проектов студии на 2025 год. А вот данных о новых проектах по линии кинопроизводства пока нет. 

На условиях анонимности удалось пообщаться с бывшими и действующими сотрудниками «Ленфильма», чтобы прояснить, что все-таки происходит на студии. «Ленфильм» порос исполнительными производствами: общая задолженность перед контрагентами медленно приближается к чеверти миллиарда рублей, (основной кредитор, кстати, — бывший генеральный директор Эдуард Пичугин). Есть долги перед государством: Госфильмофонд, Минкульт, Росимущество и др. 

Кто-то отмечает кабальные для киностудии договоров как в творческом поле, так и в сфере коммерческой аренды. На фоне хаоса в бухгалтерском учете в 2024-м выплачивали премии и выходные пособия в обход запретам и ограничениям акционера. На счета предприятия и любые сделки с недвижимостью наложен арест. Состояние многих помещений аварийное, отсутствует элементарная инвентаризация имущества, не выполнялись условия сдачи проектов в Минкультуры России, нет документов по двум крупным кинопроектам. (Кстати, почти вся съемочная команда одного из них («Монохром») умотала за границу после начала СВО). Не завершены проекты по одному художественному и нескольким документальным фильмам, зато в изобилии — претензии от фондов и медиаплатформ, просрочки по соцвыплатам, коммунальным услугам и налогам. Как говорил герой Машкова в сериале «Ликвидация», «картина маслом». 

По всем законам жанра, с приходом нового гендира большая часть ответсвенных за все это с киностудии уволилась. Кто-то не преминул поощрить себя выплатами за «продуктивную» работу, заручившись подписями экс-руководителя. Возможно, откровения сотрудников требуют проверки и уточнения. Официально — тишина. Но, даже если половина из этого правда, «Ленфильму» не до кино и творчества. 

Вместе с тем вокруг полуживого «Ленфильма» бушуют страсти, раскачивая еще сильнее и без того терпящее бедствие судно. Под знаменем любви и битвы за судьбу «колыбели» российского кино с сентября прошлого года ведется анонимный ТГ-канал. Авторам канала, словно, полжизни вложившим в «Ленфильм», впору повторять за героем «Укротительницы тигров»: «У меня любовь — дна не достанешь». 

«Ламповая редакция», не обремененная чувством такта и соблюдением коммерческой тайны, сперва полоскала экс-директора Суворова и его команду. С горе-командой (хотя люди и не плохие уж совсем были, наследство им досталось некудышное, а кино снимать хотелось) вроде распрощались, но авторы телеграм-кабаре решили продолжить свои «разоблачения», почувствовав медийный успех и не получив вожделенных личных преференций. Они-то знают, как исправить судьбу «колыбели» легким движением руки: как в анекдоте, «…и тут выхожу я весь в ослепительно-белом». 

Как известно, если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно… И вот в игривой переписке на tuta.com выяснилось, что за анонимностью камерного «телеграм-кабаре» стоят милые сотрудницы киностудии. Если нас не подводят источники, одна отвечает за связи с общественностью, а вторая до недавнего момента трудилась в юридическом отделе. Обе пришли на «Ленфильм» при гендире Фёдоре Щербакове, который совершенно случайно оказался в розыске за вымогательство с помощью подобной медиапартизанщины, как карлик в ленфильмовском «Дон Кихоте»: «Дай золотой, а то осрамлю». 

Щербаков — тот самый руководитель, который распорядился господдержкой «Ленфильма» так, что у служебного входа до сих пор стоит очередь ждущих деньги за выполненные работы. Злые языки говорят о некой особой (18+) связи одной из вышеуказанных авторок канала со скрывающимся за границей Щербаковым: «Сердечный друг сделал ей амур и уплыл – видите – парус… Называется – «Ариадна брошенная»…». Но эти детали точно надо проверять, мало ли что болтают. Но по официальному запросу суда, следователя или прокурора обязательно предоставим имена милых дам, пляшущих на костях в «телеграм-кабаре». 

Возвращаясь к «Ленфильму», подчеркнем, что необходимо на всех уровнях перестать игнорировать кризис, в котором находится студия. Губительно надеяться на «невидимую руку» рыночной экономики — нужные основанные на объективных данных верные политические решения. А деятели культуры, которым искренне небезразлична судьба Ленфильма, наверняка поддержат «колыбель» своим творчеством и опытом. Говорят, сейчас эти решения готовятся. Ну а пока — официально тишина.



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2025
01 02 03
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2025
01 02
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2025
01 02
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2025, Ленправда
info@lenpravda.ru