|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Экологическая катастрофа в Черном море произошла из-за танкеров, которые следовало давно списать
20.12.2024 13:48
Cтало известно о задержании в Анапе капитана одного из потерпевших крушение в Керченском проливе нефтяных танкеров. Это может говорить о том, что власти решили переложить ответственность за одну из крупнейших экологических катастроф в Черном море на экипажи судов. При этом в экспертном сообществе еще несколько лет назад говорили о необходимости отказаться от использования танкеров серии «Волгонефть», средний возраст которых около 50 лет.
Как сообщила Baza, капитана танкера «Волгонефть-212» Леонида Волегова задержали по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации морского транспорта.
Танкер потерпел крушение в воскресенье утром недалеко от южной части Керченского пролива во время сильного шторма. Судно разломилось на две части и ушло на дно. Спасатели эвакуировали 12 членов экипажа, один человек погиб. Спустя 1,5 часа в том же районе потерпел крушение второй танкер — «Волгонефть-239». Судно село на мель в 80 метрах от берега в районе мыса Панагея.
Танкеры перевозили около 9 тысяч тонн мазута. В воду, по данным госагентств ТАСС и РИА Новости, попало около трети перевозимых нефтепродуктов.
Капитан «Волгонефти-212» 10 дней буквально уговаривал разгрузить танкер — на борту сломался один из котлов, груз остывал. По документам нефтепродукты должны были выгрузить до 30 ноября, но мазут оставался на судне до 15 декабря — и в итоге вытек в Чёрное море.
Экипаж планировал выгрузить груз до 25 ноября, чтобы успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море (документы на пребывание в порту действовали до 30 ноября). Однако выгрузка застопорилась — то погода мешала, то разгружали другие корабли. С первых чисел декабря экипаж переживал за груз и почти ежедневно спрашивал, когда же нефтепродукты разгрузят.
10 декабря на «Волгонефти-212» сломался один из котлов. Капитан Леонид Волегов просил скорейшей выгрузки, потому что одним котлом отапливать весь груз нельзя. «За сутки температура груза упала на 3 градуса. Боюсь, что такими темпами вообще не сможем выгрузить», — писало руководство транспортной компании представителям заказчика. Волегов тем временем подготовил рапорт с просьбой скорейшей выгрузки. Последний раз капитан Волегов просил разгрузить танкер 14 декабря — за день до катастрофы.
Выгрузить мазут не успели — в Керченском проливе начался шторм, два танкера («Волгонефть-212» и «Волгонефть-239»), на борту которых находились более 9000 тонн нефтепродуктов, потерпели крушение.
Кому принадлежат танкеры? «Волгонефть-212» принадлежала пермской компании «Кама Шиппинг». Фирма была создана в 2016 году и, по данным «СПАРК-Интерфакс», была убыточной — в 2023 году при выручке 228 млн рублей она получила убыток почти 15 млн.
Танкер «Волгонефть-239» принадлежал московской фирме «Волгатранснефть». РИА Новости во вторник сообщило, что у танкера не было действующего разрешения на плавание. На сайте Российского классификационного общества указано, что у танкера «приостановлено действие документов». Всего у компании, которая с 2009 года занимается перевозкой нефти внутри России, 14 танкеров «Волгонефть». Среди ее партнеров — «Роснефть» (в 2016 году у нее был годовой контракт с перевозчиком на 7,5 млрд рублей). Согласно «СПАРК», выручка «Волгатранснефти» в 2023 году составила около 90 млн рублей, убыток — 61 млн.
Оба судна старые. Согласно данным издания «Корабел.ру», «Волгонефть-212» была спущена на воду в 1969 году, «Волгонефть-239» — в 1973-м (в 2014-м проходила месячный ремонт).
«Волгонефть» — самая массовая серия нефтеналивных танкеров класса «река-море» в СССР и России. До сих пор в России используются 50 судов этого типа. Средний возраст танкеров «Волгонефть» первых серий еще в 2020 году составлял 50,5 лет, а более свежих серий — 45,4 лет, заявлял директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров. «Нужно уже заканчивать обсуждение перспектив "Волгонефтей" в смысле перевозки опасных грузов, я думаю, что это — игра на грани фола», — предупреждал он.
На возраст судов обращали внимание эксперты и после последней аварии. Директор «Морской академии» Волжского университета водного транспорта Михаил Чурин сказал, что при эксплуатации судов такого возраста нужно пристальнее следить за прогнозами погоды и при штормовом предупреждении «срочно прятать их в укрытие».
Экипаж не мог предотвратить крушения судов, «ресурс которых полностью выработан», сказал российский эколог, участвовавший в ликвидации нескольких разливов нефти (попросил об анонимности). «Главная причина разлива — не погода, не ошибки экипажа, а именно несоответствие судов требованиям. Танкеры были очень старыми», — полагает эксперт.
Еще один вопрос — почему суда, для которых опасны волны высотой выше трех метров, оказались в Черном море зимой, к тому же в шторм. «Эти "Волгонефти" по реке ходят, их на зиму ставят на отстой, как правило. У них навигация только с весны до зимы. Волны были до 3–4 метров, но для таких судов они опасны», — сказал председатель Российского профсоюза моряков Леонид Глушак.
Во вторник третий танкер «Волгонефть» подал сигнал бедствия в районе порта Кавказ на Кубани. У судна оказался поврежден грузовой танк, однако герметичность корпуса нарушена не была, поэтому утечки в море удалось избежать, сообщило РИА Новости.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев опубликовал фото и видео «ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Анапе и Темрюкском районе». На кадрах видно, как несколько десятков сотрудников МЧС с лопатами и мешками ходят по практически чистому берегу, техники в кадре не видно.
Под публикацией Кондратьева пользователи пишут: «Что за кино? Почему бездействуете?», «Пресс-служба губернатора, зачем вы публикуете этот испанский стыд, где несколько чистеньких спасателей ковыряют чистый песок?», «Что-то они не там убираются, очередная показуха?»
В более раннем посте Кондратьев обещал направить на уборку последствий 267 человек и 50 единиц техники. В нем же он занизил реальные последствия разлива нефти. Судя по фото и видео в соцсетях, к полудню вторника мазутное пятно после крушения двух танкеров продвинулось еще на несколько километров вдоль побережья Анапы и достигло района Пионерского проспекта (4 км от центрального пляжа города). Течение гонит пятно как раз в этом направлении, ранее сообщил местный блогер Юрий Озаровский. Сейчас загрязнено около 40 километров береговой линии. Мазут, оказавшийся в Черном море после крушения двух танкеров в воскресенье, дошел до центрального пляжа Анапы, следует из сообщений жителей. Это означает, что загрязнение береговой линии в районе города достигло как минимум 40 км. Эту же цифру назвали РИА Новости в экстренных службах.
Позднее замначальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Андрей Потахов сказал «Интерфаксу», что территория загрязненной мазутом береговой линии в Краснодарском крае выросла до 49 км. Протяженность загрязненного побережья может достичь 50-100 км.Ближайший пляжный сезон в окрестностях Анапы может быть сорван. Напомним, что после крушения танкера «Находка» у берегов японского Хонсю в 1997 году песчаные пляжи острова были потеряны на несколько лет. Такие нефтепродукты впитываются в песок и извлечь их очень сложно. Внешне пляжи могут выглядеть достаточно чистыми, а когда солнце будет припекать, мазут будет испаряться. Часть мазута может опуститься на дно и периодически подниматься с него во время штормов. Комки мазута будет выбрасывать на берег, как минимум, до лета. Более 900 тонн ядовитого грунта с мазутом с пляжей Анапы в лучшем случае вывозятся в неизвестном направлении, а чаще – просто валяются собранные там же, на пляже. Волонтеры работают в буквальном смысле голыми руками и жалуются на ядовитые испарения. Тем временем из публичного поля испарился и сам глава региона, предпочитая давать слово лоялистам.
«Куда везут ядовитый грунт, где СИЗы для добровольцев, почему не были установлены боновые заграждения?!», – эти и другие очевидные для любого разумного человека вопросы возникают в голове сами собой, когда видишь ужасающие фотографии с места событий. Но Кондратьев как воды в рот набрал. Вероятно, воды без мазута.
А мазут настолько токсичен, что может вызывать рак и проблемы с репродуктивной системой. Десятки людей уже обратились в больницу с признаками отравлений нефтепродуктами. А если люди получат инвалидность – удостоверения ликвидаторов катастрофы им придется вырывать у бюрократов зубами также как в свое время приходилось чернобыльцам?
Десятки тысяч россиян хранят в соцсетях фотографии с пляжного отдыха Анапы прошлых лет: обычные снимки с детьми на руках, улыбчивые лица. Теперь такие семейные кадры уйдут в раздел ретро. Поедут на курорт только самые отчаянные.
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |