Лениградская Правда
22 DECEMBER 2024, SUNDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Экологическая катастрофа в Черном море произошла из-за танкеров, которые следовало давно списать
20.12.2024 13:48
Cтало известно о задержании в Анапе капитана одного из потерпевших крушение в Керченском проливе нефтяных танкеров. Это может говорить о том, что власти решили переложить ответственность за одну из крупнейших экологических катастроф в Черном море на экипажи судов. При этом в экспертном сообществе еще несколько лет назад говорили о необходимости отказаться от использования танкеров серии «Волгонефть», средний возраст которых около 50 лет. Как сообщила Baza, капитана танкера «Волгонефть-212» Леонида Волегова задержали по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации морского транспорта. Танкер потерпел крушение в воскресенье утром недалеко от южной части Керченского пролива во время сильного шторма. Судно разломилось на две части и ушло на дно. Спасатели эвакуировали 12 членов экипажа, один человек погиб. Спустя 1,5 часа в том же районе потерпел крушение второй танкер — «Волгонефть-239». Судно село на мель в 80 метрах от берега в районе мыса Панагея. Танкеры перевозили около 9 тысяч тонн мазута. В воду, по данным госагентств ТАСС и РИА Новости, попало около трети перевозимых нефтепродуктов.

Капитан «Волгонефти-212» 10 дней буквально уговаривал разгрузить танкер — на борту сломался один из котлов, груз остывал. По документам нефтепродукты должны были выгрузить до 30 ноября, но мазут оставался на судне до 15 декабря — и в итоге вытек в Чёрное море. Экипаж планировал выгрузить груз до 25 ноября, чтобы успеть уйти из Керченского пролива в Азовское море (документы на пребывание в порту действовали до 30 ноября). Однако выгрузка застопорилась — то погода мешала, то разгружали другие корабли. С первых чисел декабря экипаж переживал за груз и почти ежедневно спрашивал, когда же нефтепродукты разгрузят. 10 декабря на «Волгонефти-212» сломался один из котлов. Капитан Леонид Волегов просил скорейшей выгрузки, потому что одним котлом отапливать весь груз нельзя. «За сутки температура груза упала на 3 градуса. Боюсь, что такими темпами вообще не сможем выгрузить», — писало руководство транспортной компании представителям заказчика. Волегов тем временем подготовил рапорт с просьбой скорейшей выгрузки. Последний раз капитан Волегов просил разгрузить танкер 14 декабря — за день до катастрофы. Выгрузить мазут не успели — в Керченском проливе начался шторм, два танкера («Волгонефть-212» и «Волгонефть-239»), на борту которых находились более 9000 тонн нефтепродуктов, потерпели крушение. Кому принадлежат танкеры? «Волгонефть-212» принадлежала пермской компании «Кама Шиппинг». Фирма была создана в 2016 году и, по данным «СПАРК-Интерфакс», была убыточной — в 2023 году при выручке 228 млн рублей она получила убыток почти 15 млн. Танкер «Волгонефть-239» принадлежал московской фирме «Волгатранснефть». РИА Новости во вторник сообщило, что у танкера не было действующего разрешения на плавание. На сайте Российского классификационного общества указано, что у танкера «приостановлено действие документов». Всего у компании, которая с 2009 года занимается перевозкой нефти внутри России, 14 танкеров «Волгонефть». Среди ее партнеров — «Роснефть» (в 2016 году у нее был годовой контракт с перевозчиком на 7,5 млрд рублей). Согласно «СПАРК», выручка «Волгатранснефти» в 2023 году составила около 90 млн рублей, убыток — 61 млн. Оба судна старые. Согласно данным издания «Корабел.ру», «Волгонефть-212» была спущена на воду в 1969 году, «Волгонефть-239» — в 1973-м (в 2014-м проходила месячный ремонт). «Волгонефть» — самая массовая серия нефтеналивных танкеров класса «река-море» в СССР и России. До сих пор в России используются 50 судов этого типа. Средний возраст танкеров «Волгонефть» первых серий еще в 2020 году составлял 50,5 лет, а более свежих серий — 45,4 лет, заявлял директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров. «Нужно уже заканчивать обсуждение перспектив "Волгонефтей" в смысле перевозки опасных грузов, я думаю, что это — игра на грани фола», — предупреждал он. На возраст судов обращали внимание эксперты и после последней аварии. Директор «Морской академии» Волжского университета водного транспорта Михаил Чурин сказал, что при эксплуатации судов такого возраста нужно пристальнее следить за прогнозами погоды и при штормовом предупреждении «срочно прятать их в укрытие». Экипаж не мог предотвратить крушения судов, «ресурс которых полностью выработан», сказал российский эколог, участвовавший в ликвидации нескольких разливов нефти (попросил об анонимности). «Главная причина разлива — не погода, не ошибки экипажа, а именно несоответствие судов требованиям. Танкеры были очень старыми», — полагает эксперт. Еще один вопрос — почему суда, для которых опасны волны высотой выше трех метров, оказались в Черном море зимой, к тому же в шторм. «Эти "Волгонефти" по реке ходят, их на зиму ставят на отстой, как правило. У них навигация только с весны до зимы. Волны были до 3–4 метров, но для таких судов они опасны», — сказал председатель Российского профсоюза моряков Леонид Глушак. Во вторник третий танкер «Волгонефть» подал сигнал бедствия в районе порта Кавказ на Кубани. У судна оказался поврежден грузовой танк, однако герметичность корпуса нарушена не была, поэтому утечки в море удалось избежать, сообщило РИА Новости.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев опубликовал фото и видео «ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Анапе и Темрюкском районе». На кадрах видно, как несколько десятков сотрудников МЧС с лопатами и мешками ходят по практически чистому берегу, техники в кадре не видно. Под публикацией Кондратьева пользователи пишут: «Что за кино? Почему бездействуете?», «Пресс-служба губернатора, зачем вы публикуете этот испанский стыд, где несколько чистеньких спасателей ковыряют чистый песок?», «Что-то они не там убираются, очередная показуха?» В более раннем посте Кондратьев обещал направить на уборку последствий 267 человек и 50 единиц техники. В нем же он занизил реальные последствия разлива нефти.

Судя по фото и видео в соцсетях, к полудню вторника мазутное пятно после крушения двух танкеров продвинулось еще на несколько километров вдоль побережья Анапы и достигло района Пионерского проспекта (4 км от центрального пляжа города). Течение гонит пятно как раз в этом направлении, ранее сообщил местный блогер Юрий Озаровский. Сейчас загрязнено около 40 километров береговой линии.

Мазут, оказавшийся в Черном море после крушения двух танкеров в воскресенье, дошел до центрального пляжа Анапы, следует из сообщений жителей. Это означает, что загрязнение береговой линии в районе города достигло как минимум 40 км. Эту же цифру назвали РИА Новости в экстренных службах.
Позднее замначальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Андрей Потахов сказал «Интерфаксу», что территория загрязненной мазутом береговой линии в Краснодарском крае выросла до 49 км. Протяженность загрязненного побережья может достичь 50-100 км.

Ближайший пляжный сезон в окрестностях Анапы может быть сорван. Напомним, что после крушения танкера «Находка» у берегов японского Хонсю в 1997 году песчаные пляжи острова были потеряны на несколько лет. Такие нефтепродукты впитываются в песок и извлечь их очень сложно. Внешне пляжи могут выглядеть достаточно чистыми, а когда солнце будет припекать, мазут будет испаряться. Часть мазута может опуститься на дно и периодически подниматься с него во время штормов. Комки мазута будет выбрасывать на берег, как минимум, до лета.

Более 900 тонн ядовитого грунта с мазутом с пляжей Анапы в лучшем случае вывозятся в неизвестном направлении, а чаще – просто валяются собранные там же, на пляже. Волонтеры работают в буквальном смысле голыми руками и жалуются на ядовитые испарения. Тем временем из публичного поля испарился и сам глава региона, предпочитая давать слово лоялистам.

«Куда везут ядовитый грунт, где СИЗы для добровольцев, почему не были установлены боновые заграждения?!», – эти и другие очевидные для любого разумного человека вопросы возникают в голове сами собой, когда видишь ужасающие фотографии с места событий. Но Кондратьев как воды в рот набрал. Вероятно, воды без мазута. А мазут настолько токсичен, что может вызывать рак и проблемы с репродуктивной системой. Десятки людей уже обратились в больницу с признаками отравлений нефтепродуктами. А если люди получат инвалидность – удостоверения ликвидаторов катастрофы им придется вырывать у бюрократов зубами также как в свое время приходилось чернобыльцам? Десятки тысяч россиян хранят в соцсетях фотографии с пляжного отдыха Анапы прошлых лет: обычные снимки с детьми на руках, улыбчивые лица. Теперь такие семейные кадры уйдут в раздел ретро. Поедут на курорт только самые отчаянные.



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru