|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Пятилетка Беглова
9.10.2023 13:59
Александр Беглов ровно пять лет официально руководит Петербургом. На его губернаторство пришлись снегопады, пандемия коронавируса, две большие реформы — и, наконец, СВО и санкции. На фоне всего этого разворачивался конфликт Беглова с Евгением Пригожиным, который даже обвинил главу Петербурга в госизмене. Облик города Идея парка «Тучков буян» на набережной Малой Невы, лично поддержанная Путиным, была хайлайтом предвыборной программы Беглова. Перспектива получить сквер в центре города воодушевила горожан: концепция обещала оранжерею, фруктовый сад, амфитеатр, плавающую сцену и скейт-парк. В итоге же на месте петербургского «Зарядья» возводят судебный квартал и дворец танца Бориса Эйфмана: новое соглашение без шумихи подписали на ПМЭФ-2023. — Благое намерение ничем не закончилось — и это, видимо, относится ко всему губернаторству Беглова, — говорит Мария Элькина, архитекторка и авторка канала «Город, говори». — Ключевые болезненные вопросы для города не разрешили. И мне кажется, это проблема управления, а не злой воли команды губернатора. Ведь «Тучков буян» не построили не из-за того, что Александр Дмитриевич не хотел, а потому, что управленческая ситуация зашла в тупик: так плохо договаривались о передаче территорий [от управделами президента], что идея вернулась к строительству судов. При этом в городе появляются современные общественные пространства: кроме модной набережной Карповки и участка Южной дороги в Петербурге построили и множество менее заметных объектов. За 2020 год, например, обустроили 30 общественных пространств и 200 дворов. — В Петербурге действительно реализуется программа по созданию комфортной городской среды, — считает Мария Элькина. — Незаметно силами правительства строится большое количество общественных пространств. В городе также благоустраивают парки, куда ходят люди. Как только власти переходят в масштаб, когда проекты не затрагивают интересы больших компаний, все работает. Градозащита Диалог между городскими властями и градозащитниками окончательно исчез, а независимые объединения стали системными. Защите зданий от сноса не помогает даже вмешательство СК. Пять лет губернаторства Беглова привели к остановке диалога с градозащитным сообществом. Пиком стал разгром Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 2022-м: из совета ВООПИиКа выгнали известных градозащитников, изначально общественная структура по сути превратилась в подконтрольную городскому комитету. — Катастрофическая ситуация с охраной наследия в 2000-х закончилась встречей Сокурова с Матвиенко и [созданием группы Сокурова], что позволило решить несколько существенных проблем, — и были обещания дальше этот диалог продолжать, — вспоминает Анна Капитонова, градозащитница и ведущая канала «Адвокат наследия». — При Полтавченко он кое-как еще продолжался, но при Беглове прекратился полностью, то есть никаких встреч с градозащитниками по наследию не проходило. На полное отсутствие диалога обращает внимание и Александр Кононов, градозащитник и бывший замглавы петербургского отделения ВООПИиКа: — Сейчас администрация не понимает, что ее обязанность — организовывать конструктивный диалог с общественными градозащитными организациями, выступающими с критикой градостроительных решений. Поэтому она порождает бесконечную череду конфликтов с горожанами, вместо того чтобы разрешать их. Исторический центр Петербурга увядает, по карте города разбросаны очаги сопротивления сносам. Громкие скандалы из-за последних неожиданно вынудили вмешаться главу Следственного комитета Александра Бастрыкина. Это привело к проверкам и даже уголовным делам: из-за сносов особняка Салтыковой на Большой Морской, дома Шагина на набережной Фонтанки, манежа лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове и избиения градозащитника Олега Мухина. Однако внимание СК не спасло некоторые постройки: дом Басевича демонтируют под стройку общежитий Академии танца Бориса Эйфмана, а манеж лейб-гвардии Финляндского полка успели снести — там компания Legenda построит ЖК. Под угрозой и комплекс Нарвской заставы: благодаря новым поправкам в 820-й закон теперь легален снос немецких коттеджей Нарвской заставы, исторических зданий на Обуховской обороны (в том числе школы Ольги Берггольц) и на Лиговском проспекте. — Сейчас неимоверными усилиями градозащитников удается приостановить реализацию некоторых проектов — например, снос особняка Салтыковой или закон о КРТ, — добавляет Анна Капитонова. — Но увы, нет гарантий, что КРТ не возобновится, то же и в ситуации с домом Салтыковой. Застройка города Застройка, и до Беглова болезненная для Петербурга, ориентирована на застройщиков. Под угрозой регулярно оказываются территории, которые петербуржцы отстаивают годами. В начале губернаторства Александр Беглов высказывался за ограничение строительства дешевого жилья и остановку застройки жильем же индустриальных зон. Но на градостроительной политике города эти идеи так и не отразились. — На словах пытались сократить возведение дешевого жилья, но лобби корпораций-застройщиков продолжает действовать, — считает Мария Элькина. — Никакой системы того, как можно было бы развивать те же индустриальные зоны, не придумали. Одним из главных градостроительных провалов экспертка называет намыв Васильевского острова: — То, как «ЛСР» застраивает намыв, — это тоже управленческая проблема, которая не создана Александром Бегловым, но и не решена им. Мы увидели на примере Glorax, которая создает [на намыве] комплекс по проекту голландского бюро KCAP, что в тех же экономических показателях можно строить лучше. То есть частная компания, которая провела конкурс, делает лучше, чем застройщик от комитета по градостроительству. Несмотря на судебные тяжбы между «ЛСР» и петербуржцами, комиссия по Генплану отклонила предложение остановить намыв в северной части Васильевского острова — на месте любимого горожанами пляжа. И хотя Генплан до 2040 года еще не принят, есть основания опасаться застройки, например, Охтинского мыса, «Озера Щучье», побережья Смоленки и поселка Лахта — все эти территории горожане отстаивают годами. — На мой взгляд, ничего, что можно было бы назвать стратегией, у городских властей не было, — рассуждает эксперт в области недвижимости, пожелавший остаться анонимным. — Город-порт? Город-хаб? Столица туризма? Приведем «Газпром» и заживем? Даешь редевелопмент? Цели и задачи меняются, как в калейдоскопе. Единственная последовательная линия — перевесить как можно больше затрат на девелоперов. Вот с этим все получилось. Не только жилье, но и школы, садики, проезды. Поэтому цены на жилье растут такими темпами. Транспорт. Масштабная и спорная реформа, платные парковки и фиаско с метро Метрополитен На фоне открытых за последние пять лет всего трех станций метро обещания властей запустить то 57, то 89 новых вестибюлей многие горожане воспринимают как издевку. Паузу в запуске может объяснить отсутствие системного подхода. На волне предвыборной кампании в 2019 году в городе запустили сразу три станции фиолетовой линии: «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары». Правда, уже в первые часы на «Дунайской» протек потолок, а на «Проспекте Славы» сломался траволатор. В заявлениях властей постоянно фигурируют новые обещания: то 89 станций, то 57 станций до 2050 года. Пока в городе не открыли даже станцию «Театральная», изыскательные работы по которой начались 13 лет назад. Существующие же станции регулярно закрывают на реставрацию. — Петербург довольно сильно напрягся и достроил сразу несколько станций к 2019 году, — говорит о развитии метро последних лет Илья Резников, специалист по транспортному планированию и главный инженер проектов Лаборатории градопланирования. — Тем самым город выбрал те строительные заделы, которые были ранее. Далее оказалось, что следующие очереди находились только на начальных этапах или вообще только проектировались, — отсюда и перерыв. Эксперт считает, что ситуация с запуском новых станций изменится только в случае, если в Петербурге будет сформирована команда управленцев (в том числе транспортных), аналогичная той, что работает в Москве: «Политическая воля и сильная команда специалистов-управленцев — принципиальная вещь для развития транспорта в городе, особенно метро». Платные парковки Прогрессивное решение для центра города встретило сопротивление горожан и даже саботаж. Но формально платные парковки, кажется, работают. Системе платных парковок в Петербурге восемь лет, но по-настоящему запуск пришелся на время губернаторства Александра Беглова. Только в последние годы начались штрафы неплательщиков и экспансия платной зоны практически на весь центр города. Так, в 2023-м такие парковки должны занять почти 87% Центрального, Адмиралтейского и Петроградского районов. Петербуржцы реагируют на проект саботажем: закрывают номера машин с помощью масок и прокладок. Реализация прогрессивного подхода к личному транспорту в центре города в очередной раз демонстрирует отрыв городских властей от горожан: запуск не сопровождался диалогом. Администрация отреагировала на возмущение петербуржцев только на фоне запуска платной зоны парковки в Адмиралтейском районе — там инициатива вызвала больше всего сопротивления. При этом цели, обозначенные властями, объективно достигаются: в центре Петербурга действительно снижается трафик и число ДТП, а скорость общественного транспорта растет. Так, в конце 2022-го Смольный заявил, что экстренные службы в Центральном районе приезжают в центр в два раза быстрее и скорость общественного транспорта выросла на 20%. Но без единой реформы транспорта эффект от парковок будет минимальным. Транспортная реформа Отказ от коммерческих маршруток должен был улучшить ситуацию в городе, но имидж реформы подорвал мем про горящий автобус. Реформу общественного транспорта готовили семь лет — и запустили 1 апреля 2022 года. Вместо коммерческих маршруток запустили социальные автобусы, отменили проезд по зонам, но он все равно в начале 2023-го подорожал. Первые недели реформы ожидаемо прошли со скандалами — жители массово жаловались на плохую организацию, а символ изменений — горящий лазурный автобус — все еще курсирует по Петербургу. По мнению Ильи Резникова, эксперта в области городского транспорта, недовольство жителей реформой связано с тем, что пассажиры не любят менять свое поведение. Но в работе общественного транспорта у города остаются проблемы: Необходимо развивать систему выделенных полос. Наземный общественный транспорт не должен стоять в пробках, что делает его медленным и ненадежным. Причем такие полосы должны появляться не там, где их легко нарисовать краской на асфальте, а там, где транспорт наиболее страдает от пробок. Иногда это сложно, требует реконструкции улиц, но нужно. Также в Петербурге необходимо создавать полноценные пересадочные узлы, где смена вида транспорта не будет превращаться в спортивное мероприятие по преодолению барьеров. Экология. Мусорный коллапс и переполненные полигоны В Петербурге, по примеру других регионов, провели мусорную реформу и выбрали единого экологического оператора. Горожане жалуются на полигоны и дворовые контейнеры, переполненные отходами. Второй масштабной реформой в Петербурге было изменение системы обращения с отходами — ранее такая же реформа прошла в других регионах страны. Ее цель — переход к раздельному сбору и переработке мусора. По планам, в 2030 году в России должны отказаться от складирования отходов на полигонах и предотвратить появление нелегальных свалок. В Петербурге вся ответственность за отходы сейчас возложена на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — АО «Невский экологический оператор» (НЭО). Запуску реформы в 2022 году сопутствовал мусорный коллапс: переполненные контейнеры, крысы, проблемные полигоны. Это было ожидаемо, ведь даже за две недели до старта реформы к ее работе было много вопросов. Правительство затянуло аукцион по выбору оператора и дало слишком мало времени на организацию процесса, в том числе на строительство комплексов по переработке отходов. Причиной коллапса в начале 2022-го могла быть смена подрядчиков по вывозу мусора в некоторых районах города — новые компании просто не справлялись с объемами. — На сектор влияют общенациональные процессы больше, чем локальные. По мусорной реформе все было ожидаемо, потому что мы видели, как она проходила в других регионах тремя годами ранее. Монополия есть монополия, неважно, какую именно компанию выберет регион в качестве оператора ТКО, — комментирует ситуацию эколог, пожелавший остаться анонимным. — В Петербурге, к сожалению, некоторые частные проекты, связанные со сбором и переработкой вторсырья, потеряли возможность вести свой бизнес как раньше. Перед выборами команда Беглова также обещала решить проблему переполненных полигонов с помощью комплексов по сортировке и переработке отходов. Однако проекты регионального оператора — например, «Дубровка»» и «Островский» — получили отрицательное заключение общественной экологической экспертизы. Сейчас идут суды по оспариванию положительных государственных экспертиз. В сфере есть и позитивные изменения, считает эколог. Например, серьезно расширилась городская программа по сбору опасных отходов от населения, в прошлом году вернули стационарные экопункты, где можно сдавать лекарства с истекшим сроком годности, бытовую химию и электронику. Социальная сфера. Открытие школ, детских садов и безразличие к НКО Новые социальные объекты Город уже превысил заданную пять лет назад планку по строительству детских садов и школ. Но быстро развивающимся окраинам социальной инфраструктуры по-прежнему не хватает. Главной стратегией Беглова в социальной политике было открытие новых объектов: 40 школ и более сотни детских садов до 2024 года. Как заявлял сам губернатор в сентябре 2023-го, за четыре года в городе в ускоренном темпе построили 68 школ и 164 детских сада. Беглов назвал это «рекордом для города». Однако дефицит социальных объектов все еще сохраняется, признает он. Новых школ и детских садов требуют жители развивающихся окраин — например, Шушар. Развитие медицины Эксперты говорят о жесткой иерархии в медицине, из-за которой не удалось качественно организовать работу в ковид. Сейчас власти поддерживают больницы, где лечат участников СВО на Украине, и там тоже есть проблемы. Губернаторство Александра Беглова пришлось на ковид. Врач называет работу Смольного во время пандемии «провальной» из-за «безумной организации специализированных стационаров и плохого снабжения». У больниц выстраивались очереди из скорых, койки пациентов размещали в коридорах, а медикам не хватало средств индивидуальной защиты. «Однако тут Беглов мало чем отличался от других губернаторов. Исключением была тогда, пожалуй, Москва — там было получше», — считает Фоминцев. — В наших медицинских учреждениях работает жесткая вертикаль, когда у главврача KPI — это отчетность, он боится Комздрава. Комздрав в свою очередь боится губернатора. Соответственно, губернатор боится своих руководителей в Кремле, — добавляет управляющая НКО, которая взаимодействовала с комитетом по здравоохранению, но пожелала остаться анонимной. — Вряд ли это что-то уникальное, но это то, с чем мы столкнулись в ковид: когда главные врачи опасались подписать официальную бумагу, чтобы мы закупили средства индивидуальной защиты. Сейчас система здравоохранения Петербурга переориентировалась с зараженных ковидом на военных. В последний год петербургские власти увеличивают субсидии больницам, но в основном тем, где лечат участников СВО на Украину. Среди них — Мариинская больница и больница Святителя Луки. У этих же клиник сильно выросло число закупок. При этом не факт, что выделяемых городом ресурсов достаточно и они грамотно распределены. Сотрудница специализированной НКО в Петербурге утверждает: «Этим летом ко мне обратилась больница, где раненые лежали в коридорах, с просьбой помочь с питьевой водой». Взаимодействие с НКО Работающие с уязвимыми группами НКО рассчитывают только на собственный фандрайзинг, а не на помощь власти. Субсидии получают лишь немногие. В этом году комитет по соцполитике финансово поддержал более десяти НКО. Большинство из них помогают людям с инвалидностью, ветеранам, наркозависимым и ВИЧ-инфицированным. Но значительной поддержки некоммерческих организаций по помощи другим уязвимым группам ни при Беглове, ни при Полтавченко не было, рассказала на условиях анонимности в управленец НКО. Однако разница, с ее точки зрения, есть: при прошлом губернаторе депутаты Заксобрания могли предлагать поправки в бюджет, в том числе в пользу НКО. Благодаря этому фонды получали дополнительные субсидии. Сейчас без одобрения Бегловым предложения депутатов даже не выносятся на пленарное заседание. — По моему убеждению, после 24 февраля системные изменения стали невозможны, — считает управляющая петербургской некоммерческой организацией. — Если НКО хочет помогать уязвимым группам населения, ей нужно развивать фандрайзинг и не рассчитывать на то, что ее лучшие практики будут внедряться в работу. Экономика. Бюджет вырос до триллиона, доля малого и среднего бизнеса в экономике сократилась Городской бюджет Доходы бюджета превысили 1 триллион рублей, но только за счет регистрации в городе юрлиц «Газпрома». Значительная часть иностранных налогоплательщиков и инвесторов покинула Петербург. В сентябре 2022 года Александр Беглов отчитался о досрочном достижении символически важного рубежа — бюджет Петербурга превысил 1 триллион рублей.это произошло благодаря окончательному переезду в город дочерних предприятий «Газпрома» и его головного офиса. В то же время экономика Петербурга больше, чем многие другие регионы России, пострадала из-за разрыва связей с Западом — об этом рассказывала экономист Наталья Зубаревич. С ней согласен и доцент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Скоробогатов. — С другой стороны, иностранцы распродавали активы, зачастую за бесценок из-за спешки. Соответственно, это дало возможность отечественному бизнесу обзавестись хорошими активами, — отмечает Скоробогатов. Впрочем, заслуги городской администрации он в этом не видит. — Откровенно говоря, я даже не знаю, чем конкретно занималась администрация в плане экономической политики: у нас есть четкая информация только про федеральные решения. Коронавирусный кризис Несмотря на меры поддержки, коронавирусный локдаун сильно ударил по малому и среднему бизнесу. Его доля в экономике города сократилась. В предвыборной программе Александр Беглов обещал развивать малый и средний бизнес — так, чтобы он дал городу от 100 до 150 тысяч новых рабочих мест. Коронавирусный локдаун 2020 года помешал этим планам. Чтобы поддержать сферу, администрация Петербурга ввела налоговые льготы, мораторий на налоговые проверки и обследования и освободила некоторые категории малых и средних предприятий от выплат за аренду городской недвижимости. По мнению экономиста Александра Скоробогатова, об эффективности этих мер судить сложно: «Может быть, от администрации поддержка и была, но мы смотрим по результату, — говорит он. — По данным «Петростата», доля малого и среднего бизнеса в ВРП Петербурга в 2019 году составляла 31%. В 2020-м — 29,7%. В 2021 году — 20,7%. Показатели за прошлый и текущий год не опубликованы, но, по имеющимся данным, малый и средний бизнес в плане своего вклада ВРП значительно снизил показатели». Импортозамещение и поддержка бизнеса Власти Петербурга считают, что город успешно адаптировался к международным ограничениям. Например, по данным «Петростата», индекс промышленного производства региона по итогам девяти месяцев 2023 года вырос на 9,1%. Наибольший прирост — в 1,6 раза — продемонстрировало производство одежды. Власти считают, что во многом рост связан с субсидиями и другими мерами поддержки бизнеса. На конец 2022 года в городе действовало 120 программ по помощи предпринимателям на 39 миллиардов рублей. производители одежды действительно получили поддержку — локальным брендам после ухода иностранных компаний из России выдают предоплаченные сертификаты на частичный пошив коллекций. — Нам выделяют деньги, чтобы местные дизайнеры открывали свои магазины и размещали одежду, дают беспроцентные кредиты, бесплатно обучают, — рассказывает дизайнер Виктория Флер. — До санкций и ухода зарубежных брендов, конечно, такой активной поддержки не было. Представители других сфер оценили взаимодействие с администрацией Беглова нейтрально или негативно. Крупный петербургский девелопер (пожелал остаться анонимным) пожаловался, что за последние годы он так и не смог встретиться с губернатором: «Сколько бы писем я ни отправлял, не до нас губернатору было». По мнению бизнесмена, коммуникация между девелоперами и Смольным за последние пять лет ухудшилась: «Что общественный туалет возвести, что бизнес-центр на 100 тысяч кадров построить — трудностей будет одинаково много». — По моему мнению, наш город прошел три этапа, если не вспоминать первого мэра Собчака и губернатора Яковлева — тогда было сложное время, они делали, что могли, — сравнивает девелопер. — Когда была Валентина Ивановна [Матвиенко], был принцип «Надо что-то делать». Когда пришел Георгий Сергеевич [Полтавченко], главным принципом стало «Мне все равно, что вы делаете». Когда пришел Беглов, нам фактически донесли: «Не надо ничего делать, будут делать те, кому поручено». В данный момент с администрацией не удается найти взаимопонимания и диалога. Представители малого и среднего бизнеса заявляют, что их предприятия существуют независимо от власти — они не ощущают ни поддержки, ни давления. «Мы в целом придерживаемся такой тактики: минимум контактов с государственными органами, потому что от них никакой пользы кроме вреда, — комментирует представитель бизнеса в сфере медицины. — Чиновники и руководство города — это люди с совершенно другим менталитетом, непонятным нам. Они не умеют зарабатывать деньги и не понимают, как работает и живет бизнес». Политика. Закрытость и отрыв от городской реальности Городские власти избегают публичных обсуждений с горожанами. Правительство Беглова, кажется, самое закрытое для диалога из всех, что знал Петербург. При этом система остается негибкой даже для чиновников. Кандидатуру Александра Беглова в 2018–2019 годах поддерживали не только братья Ковальчуки, но и Евгений Пригожин — глава ЧВК Вагнера и владелец известной «фабрики троллей». Не расширив впоследствии влияние своего бизнеса на городские проекты, Пригожин вплоть до своей смерти конфликтовал с Бегловым: направлял силы своих ботов на запуск петиций для отставки губернатора и предлагал судить оппонента за госизмену. За первый год на новом посту Беглов отправил в отставку практически всю команду Георгия Полтавченко. «Среди них было немало людей, принадлежащих к «клану Ротенбергов», — говорит политический журналист Сергей Ковальченко. — Сейчас в Смольном есть явный перекос, так как городом руководят люди только из «клана Ковальчуков», а все самые бюджетоемкие подряды, такие как строительство новых дорог и метро, оказались в руках банка ВТБ». Отдельным пунктом в программе Беглова было вовлечение в политику молодежи. Как отмечает политтехнолог, выступающий анонимно, официально «омолодить правительство» в итоге удалось. Средний возраст петербургских чиновников — 40 лет. При этом участие прогрессивной молодежи в системной политике остается под вопросом: — Как говорят сами чиновники, 80% — это друзья, родственники, любовницы, остальные 20% действительно работают. К тому же отсутствует ротация между уровнями власти: если ты пришел на работу в муниципалитет, то тебя маловероятно возьмут в районную администрацию или правительство. Это разные уровни феодализма, где системой не предусмотрен вертикальный рост. Губернаторская кампания Беглова начиналась в том числе с идеи «расширить взаимодействие с жителями»: с помощью общественных слушаний, портала «Наш Петербург», проектов «Родной район» и «Твой бюджет», обращений в соцсетях. Несмотря на точечные позитивные изменения, возможные, например, благодаря «Твоему бюджету», эксперты считают названные проекты имитацией. — Проекты «Родной район» и «Твой бюджет» служили, чтобы продемонстрировать влияние людей на траты городских денег, — комментирует Сергей Ковальченко. — Если бы в Петербурге шел нормальный бюджетный процесс, через депутатов, которые могли бы влиять на траты денег налогоплательщиков, все эти имитации не понадобились бы. Решения властей теперь могут поддерживаться и вовсе правительственными «ботами». Это стало возможным после появления формата заочных обсуждений по городскому бюджету вместо общественных. При этом, добавляет политический консультант, пожелавший остаться анонимным, «некоторые обсуждения проблем действительно стали более открытыми, но не благодаря, а вопреки воле городских властей»: Ярким примером открытого обсуждения является закон о КРТ. Принятый «на коленке», без учета общественного мнения, закон вызвал настолько сильный протест, что пришлось экстренно создавать различные сообщества [общественный штаб по вопросам КРТ], чтобы снизить накал страстей и доработать документ. Проекты «Наш Петербург» и «Родной район» могут и вовсе быть подготовкой к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ). Согласно исследованию аналитика Александра Богачева, власти Москвы фальсифицировали результаты выборов в Госдуму 2021 года именно через ДЭГ. Портал «Наш Петербург» заработал как московский «Добродел» — все недовольные граждане стали туда писать. Проекты «Родной район» и локальные голосовалки за проекты взбодрили глав районов и муниципалитетов, теперь регулярно всех подотчетных граждан нагоняют для электронных голосований по проектам благоустройства. При Александре Беглове правительство закрылось от любого воздействия извне сильнее, чем при предыдущих губернаторах. Коммуникация с прессой свелась к общению только с лояльными Смольному журналистами. — Александр Беглов за весь период правления не дал ни одного нормального интервью неподконтрольным журналистам. Беглов в принципе не считает нужным отвечать на неудобные вопросы, — отмечает политический журналист Сергей Ковальченко. Сейчас с губернатором регулярно встречаются только представители СМИ, которыми управляет Смольный (телеканал «Санкт-Петербург», газета «Петербургский дневник»), и изданий «Национальной медиа группы» (канал «78») Юрия Ковальчука, близкого друга Путина. Весной 2024 года в Петербурге пройдут президентские выборы, а осенью — муниципальные и губернаторские. Об участии в последних Александр Беглов пока не объявлял. Узнать рейтинг нынешнего губернатора и его команды сейчас невозможно: в городе попросту нет инструментов для подобной оценки.
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |