В решении о передаче «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковки в РПЦ власти руководствовались «гуманитарными соображениями в том плане, что это касается большого количества верующих в нашей стране, для которых [икона] является большой святыней», заявил Дмитрий Песков.
По его словам, в документальном плане решение является прерогативой Минкультуры, но оно «безусловно согласовывалось с главой государства».
РПЦ накануне заявила, что икону ей передают по решению Владимира Путина.
Почему искусствоведы выступали против:
«Троица» – одна из самых известных работ великого русского иконописца Андрея Рублева. Она была написана в начале XV века.
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама» из XVIII главы библейской книги Бытия – о встрече Авраама с тремя ангелами.
Икона была одной из наиболее почитаемых на Руси. В 1575 году для нее пожертвовал оклад Иван Грозный, с тех пор она находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Но в 1929 году по решению советской власти икону передали в Третьяковскую галерею, а в иконостас собора поместили ее список (копию). Икона покидала стены Третьяковки в советское время только в 1941 году, во время эвакуации.
РПЦ долго добивалась возвращения иконы в стены храма. По договоренности с музеем, время от времени икону использовали во время религиозных праздников. C 1997 года ежегодно на День Святой Троицы икону переносят в храм-музей при Третьяковке. В 2022 году ее на время привезли в лавру по случаю 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского и основания Троицкого собора.
Искусствоведы выступали против передачи 600-летней иконы церкви из-за угрозы порчи. В музее для «Троицы» поддерживается специально выбранный температурный режим и влажность. Пребывание иконы в церкви, в неподходящем микроклимате, по мнению специалистов, ставит ее под угрозу.
Сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян отмечал, что риск есть даже при временном использовании «Троицы» в богослужениях раз в год, когда ее в специальной капсуле переносят из музея в домовый храм. «Это опасно, но не смертельно. Лавра — практически смертельно», — говорил он.
Руководитель пресс-службы патриархии Владимир Вигилянский в 2008 году говорил, что музей для иконы – «тюрьма», поскольку Рублев писал «Троицу» для храма. «Кто такие музейные работники сегодня - они хранители краденого... Надо иметь хоть малую долю нравственного отношения к этому», – заявлял он.
В феврале новым директором Третьяковской галереи назначили дочь генерала ФСБ Владимира Проничева Елену Проничеву. Предыдущий руководитель музея Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковку восемь лет и была против передачи иконы РПЦ.