|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
QR- коды пока вне закона
13.11.2021 08:56
В пятницу правительство внесло в Госдуму законопроекты о QR-кодах. Они будут действовать на транспорте, а также в ресторанах, непродовольственных магазинах, учреждениях культуры и на массовых мероприятиях. При этом до 1 февраля граждане без QR-кода смогут предъявить отрицательный ПЦР-тест или медотвод. Но затем это смогут делать только граждане с медотводом. В целом нормы закона по этим кодам будут действовать до 1 июня 2022 года. Вице-премьер России Татьяна Голикова заявила, что гражданам нужно дать время на вакцинацию. В связи с этим переходный период при введении QR-кодов продлевается до 1 февраля 2022 года. В целом, по ее словам, темпы распространения коронавируса снизились после нерабочей недели. Однако в 61 регионе еще идет рост. Распространенность достаточно высокая - 191 единица на 100 тысяч населения. Голикова рассчитывает, что России удастся достигнуть коллективного иммунитета от СOVID-19 в 80% до лета. При этом меры о QR-кодах не затронут детей и подростков. Ничего не нужно будет предъявлять только при посещении аптек, организаций, обеспечивающих население продуктами питания, а также товарами первой необходимости. Но введение QR- кодов вызывает много вопросов, касающихся его легитимности, обоснованности практики применения и соответствия законодательству. Юристы выделяют наиболее острые проблемы, которые требуют немедленной правовой квалификации и нормативного оформления:
1. QR-код не определён и не предусмотрен законодательно, он запатентован, как способ цифровой маркировки товара.
2. Законодательством не установлена обязанность граждан получать QR-коды на интернет-сайте Госуслуг. Техническая, физическая, географическая и физиологическая возможность для этого отсутствует у огромного числа граждан, проживающих в разных условиях, местностях и социальных ситуациях, тем самым граждане насильственно ставятся в неравноправное положение. «Нарушение равенства прав граждан» – преступление, ст. 136 УК.
3. Не существует правовой обязанности граждан иметь при себе смартфон для хранения QR кодов и их предоставления по требованию неопределенного круга лиц (каждому встречному - бармену, торговцу, охраннику…), включая их требования по ношению и сверке данных паспорта и QR кода. «Незаконный оборот специальных технических средств», содержащих QR код – ст. 138.1 УК.
4. Принуждение граждан к публичной демонстрации своего QR кода подпадает под признаки «Нарушения неприкосновенности частной жизни», ст. 137 УК, «Нарушения права на свободу совести», ст.148 УК, «Нарушения врачебной тайны», закон № 323-ФЗ, 2011.
5. Принудительное приравнивание человека к товару, идентифицируемому QR кодом, содержит признаки «Унижения человеческого достоинства», ст. 282 УК.
6. Официальное навязывание гражданам QR кодов – «Превышение должностных полномочий», ст. 286 УК, «Самоуправство» ст. 330 УК.
7. Оборот у частных операторов сведений о наличии или отсутствии вакцинации является разглашением врачебной тайны и персональных данных всего населения России, что противоречит закону № 323-ФЗ, 2011.
8. Введение региональными властями обязательного присвоения гражданам QR кодом, ограничения прав по признаку наличия или отсутствия QR кода противоречит ст. 19, 23, 24, 27, 55 Конституции России.
Нынешнее законодательство не транспарентно новым вызовам и в его рамках затруднительно регулировать новую реальность. Вероятно, что часть вопросов должен снять законопроект о применении QR кодов и разъяснения Конституционного суда.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |