Усадьба вице-премьера Шувалова за $140 млн.
Очередное расследование главного редактора The Interpreter Майкла Вайса в Foreign Policy посвящено персоне первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова и его совместному с женой Ольгой состоянию, которое оценивается в 220 млн долларов. Автор суммирует данные публикаций последних лет (в "Новой газете", русском Forbes, The Financial Times, The Wall Street Journal, Barron's и блоге Алексея Навального) и прибавляет к ним результаты собственных документально подтвержденных изысканий о схеме финансирования стройки на даче Шувалова в поселке "Заречье-4".
"В 2006 году Игорь Шувалов, в то время один из экономических советников Владимира Путина, использовал офшорные компании для покупки у бельгийского поставщика стройматериалов на сумму почти в 2 млн долларов, — утверждает Вайс. — Они предназначались для устройства роскошной оранжереи в его имении в ближнем Подмосковье".
В небольшом отступлении Вайс указывает, что Шувалов занимает бывшую госдачу члена политбюро КПСС Михаила Суслова в Одинцовском районе Подмосковья площадью чуть меньше 7,5 га. Проектированием построек занимался итальянский архитектор Джулиано Моретти, среди соседей первого вице-премьера — миллиардеры Роман Абрамович и Сулейман Керимов. Поставщиком деталей для оранжереи, продолжает автор, выступила фирма Glas&Metaal Engineering, головной офис которой располагался в городе Менен. В заказе фигурировали "стеклянные панели и несущие конструкции из нержавеющей стали, а также внешние опорные балки для мойщиков окон".
Некто "Лукас", один из тех, кто занимался ремонтом дачи Шувалова, назвал Вайсу "начальную цену" этих работ: 140 млн долларов. Тот же человек, по его словам, "снабдил Foreign Policy имеющими отношение к делу документами". Оценка Лукаса подтверждается другими источниками, которым "хорошо известно о богатстве Шувалова и о его инвестиционном портфеле", пишет Вайс. Какую цену Шувалов заплатил в итоге за строительство в "Заречье-4", неизвестно. В июне 2011 года Glas&Metaal Engineering обанкротилась, "однако один из ее бывших сотрудников основал собственную строительную компанию BC-E glassconcepts". На сайте этой фирмы в разделе "рекомендации" доступны фотографии той самой оранжереи, хотя владелец строения не указан.
"Дизайнер — мужчина, назвавшийся лишь по имени, Марком, — сказал, что не имел ни малейшего представления о том, что строит оранжерею для тогдашнего советника Путина по экономике, а ныне первого вице-премьера", — пишет Вайс. "Я знал, что это какая-то российская "шишка", — сказал Марк, — но я выполнял лишь техническую работу по проекту, о финансировании ничего не знал". По словам Марка, заключением контрактов с клиентами занимался бывший глава Glas&Metaal Engineering Люк Блонель. После банкротства фирмы он "исчез" и теперь, по мнению собеседника Вайса, может находиться "где-то на юге Франции".
Как рассказал Лукас, Шувалов "использовал множество компаний для маскировки и сокрытия импорта европейских стройматериалов в Россию, чтобы уклониться от ввозных пошлин. В Российскую Федерацию деньги попадали посредством нескольких офшорных счетов". Вайс выяснил, что "одной из этих офшорных компаний была зарегистрированная на Кипре Comtex Holdings Limited, через которую шуваловский номинальный директор Воронин Н.В. подписал первоначальный контракт с Glas&Metaal Engineering". Впоследствии представлявшая Шувалова фирма дважды менялась: после Comtex Holdings Limited проектом занималась зарегистрированная на Виргинских островах Garners Universal S.A. (ее директором был все тот же Воронин), затем зарегистрированная на Багамах J.Taylor Property Management Ltd. с кипрским юридическим адресом. Общий надзор за строительством осуществляла московская компания "Спецстрой Консалтинг" во главе с бывшим шофером Шувалова Виталием Ткачевым, говорится в статье.
Из полученных Foreign Policy документов следует, что первый взнос по проекту строительства оранжереи в размере 888744,52 евро Comtex Holdings Limited перевела через ныне ликвидированный AsiaUniversalBank (AUB). Как пишет Вайс, этот "некогда крупнейший банк Киргизии" известен "непрозрачными транзакциями, прежде всего с участием русских", и многократно "обвинялся в отмывании денег и фальсификации отчетности". Претензии к нему были и у российского Центробанка, который заподозрил AsiaUniversalBank в содействии уклонению от таможенных сборов, то есть "как раз в том, чем, по утверждению Лукаса, занимался Шувалов", подчеркивает Вайс.
"Политической карьере Шувалова едва ли что-то угрожает, — полагает автор. — Внутри страны те, кто мог бы стать причиной его краха, сами повинны в сомнительном обогащении, причем не исключено, что в еще более крупных масштабах. А его предположительное уклонение от уплаты ввозных пошлин — что ж, "все этим занимаются", как говорит один из тех, кто его критикует... Он не сделал ничего такого, чего не делал бы любой другой российский чиновник".