информацию о владельцах акулининских участков «Ведомости» взяли из реестра недвижимости, а о ландшафтах и постройках — с карт Google и Yandex, которые сопоставили с фото этих же объектов на сайтах архитектурных бюро и строительных компаний, работавших в поселке. В итоге получилась картинка, которая дает срез нынешней российской элиты: в Домодедовском районе на приволье собрались близкие Владимиру Путину руководители госкомпаний и госкорпораций, генералы ФСБ и бизнесмены еще ельцинского призыва.
Первопроходцы
В 1990-е в Акулинине было всего восемь жилых домов. Новая история поселка началась, когда в 2000-х компания Coalco миллиардера Василия Анисимова скупила земли окрестных совхозов — в общей сложности около 18 000 га. В Акулинине бизнесмену так понравилось, что он захотел оставить здесь участок себе, рассказывают старожилы. Еще несколько участков «застолбили» его знакомые: бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Сергей Ястржембский, спарринг-партнер Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг и Владимир Якунин. К ним уже подтягивались остальные дачники.
Начальники
РЖД и "Транснефти"
Если после КПП взять правее, то метров через 700 можно увидеть парковку перед высокими воротами большого поместья. На участке почти в 7 га расположился комплекс из шести домов, включая хозяйственные постройки. Есть теннисный корт. В трехэтажном основном доме — бассейн, массажный кабинет, кинотеатр и оранжерея. Ближе к лесу, метрах в 100 от дома, — облагороженные пруды.
До февраля 2011 г. собственником участка значился сам Якунин, но затем земля была переписана на кипрскую Mirolo Investment Ltd. Mirolo — не чужая Якунину. По данным СПАРК, эта компания владеет петербургским ООО «Акулинино», которым руководит Сергей Башков. Он же возглавляет юридический департамент Venture Investments & Yield Management, инвестиционной и управляющей компании сына Владимира Якунина — Андрея.
"Мы все живем в реальном мире, и такая схема владения недвижимостью достаточно распространена как в мире, так и непосредственно в России», — заключает Якунин-младший.
В наследовании земельного участка такая схема ничего не упрощает, удивляется адвокат коллегии «Юков и партнеры» Марина Краснобаева, чаще недвижимость оформляется на офшоры из желания скрыть бенефициаров.
Кстати, принадлежавшая Якунину земля заложена: в выписке из реестра указано, что участок с 2011 г. в ипотеке у Транскредитбанка (до сентября 2011 г. РЖД была его основным собственником).
В Акулинине есть поместье и у семьи руководителя другой монополии — «Транснефти». 4,9 га на берегу местной речки Злодейки оформлено на Галину Токареву — супругу президента госкомпании Николая Токарева. На участке — дом с просторной верандой и балконом, по обе стороны от него — круговые дорожки. Еще две прямые расширяющиеся дорожки идут в сторону воды, где есть одно небольшое строение. «Транснефть» не ответила на запрос «Ведомостей».
Начальники "Ростеха"
Токарев и Путин в советские времена вместе служили в президентской резидентуре КГБ. На берегах Злодейки проживает и еще один их сослуживец — Сергей Чемезов, сегодня он гендиректор госкорпорации «Ростех». На него записано в Акулинине 6,2 га.
Участок Чемезова неправильной формы (в него вдается участок Ястржембского), он на треть покрыт лесом. У въезда выстроились в ряд метров на 100 хозяйственные постройки, ближе к реке — группа из трех домов, окруженных извилистыми дорожками. Два светлых двухэтажных дома с большими окнами видны с реки, от которой их отделяет невысокий забор.
С Чемезовым соседствует его заместитель в «Ростехе» — бывший губернатор Самарской области и президент «АвтоВАЗа» Владимир Артяков. Его участок поменьше — около 5 га. Вокруг трехэтажного дома с округлыми, напоминающими башни флигелями должен быть целый ботанический сад — барбарис, туя, сирень, чубушник, жимолость, лох серебристый (так говорится на сайте, где ландшафтный дизайнер представляет проект).
Через речку от Чемезова и Артякова владения еще одного замгендиректора «Ростеха» — Игоря Завьялова. На 9 га он выстроил дом в классическом стиле русской усадьбы с колоннами. Перед домом — фонтан.
«Чемезов действительно является членом некоммерческого партнерства “Петровские сады” в районе деревни Акулинино. Кроме того, на территории кооператива находятся земельные участки с постройками, принадлежащие его заместителям Завьялову и Артякову, — сообщил представитель “Ростеха”. — Расположены участки не на Рублево-Успенском шоссе, а в Домодедовском районе . Земля была приобретена около 10 лет назад и стоила тогда $3000 за сотку (против $120 000-130 000 за сотку на рублевском направлении). Силами собственников земля благоустроена, подведена вода, канализация, электричество, газ — так что ее стоимость естественным образом повысилась. На участках возводятся постройки по индивидуальным проектам». Представитель «Ростеха» подчеркнул, что собственность на землю и постройки руководство давно задекларировало — сведения находятся на сайте госкорпорации «практически с момента ее создания, где с ними вот уже более пяти лет может ознакомиться любой желающий».
Токарев, Чемезов, Якунин и Артяков знакомы семьями. Дочь Токарева Майя Болотова, сын Чемезова Станислав, сын Артякова Дмитрий и супруга Якунина Наталья вместе владеют Геленджикским курортным комплексом «Меридиан».
Генералы ФСБ
Сосед Завьялова — Алексей Беседа, сын руководителя службы оперативной информации и международных связей ФСБ генерал-полковника Сергея Беседы. У Беседы-младшего — 4,3 га. На спутниковом фото можно разглядеть два небольших дома.
Тридцатилетний Алексей Беседа в 2008-2009 гг. был гендиректором ЗАО «Бизнес сфера», у которого тот же телефон, что и у Coalco Анисимова. Секретарь по телефону Coalco подтвердила, что Беседа в прошлом руководил «Бизнес сферой». С января этого года Беседа-младший стал членом совета директоров ОАО «АвтоВАЗагрегат» — крупного поставщика «АвтоВАЗа».
В стороне от реки расположены участки родственников двух других генералов ФСБ. Они не так велики — всего по 75 соток. Один принадлежит Татьяне Крутовой, другой — Олегу Анатольевичу Грошеву.
Анатолий Грошев был заместителем руководителя службы экономической безопасности ФСБ, начальником управления «П» (контрразведывательное обеспечение объектов промышленности). Андрей Крутов — первый заместитель руководителя службы экономической безопасности ФСБ.
Представитель ФСБ сообщил, что Сергей Беседа никогда не имел участка в Акулинине, а Алексей Беседа совершеннолетний, «на госслужбе не состоит и предоставление сведений о его доходах и имуществе законодательством не предусмотрено». «Крутова, — говорится в ответе ФСБ, — длительное время работает в коммерческих структурах, в 2008 г. она действительно приобрела установленным порядком участок в Домодедовском районе… Соответствующие сведения Крутовым задекларированы согласно действующему законодательству. Строительство на участке не велось. Грошев был уволен в 2012 г. по достижении предельного возраста. В этой связи сведениями по поставленным в отношении него вопросам не располагаем».
Законодатели
Неподалеку от Якунина купил землю председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс. Строительство и работы на территории в 4,7 га еще не завершены, но видно, что дом намного скромнее, чем у соседей. В 1990-е Усс работал начальником правового управления администрации Красноярского края, а затем замглавы администрации; Анисимов был акционером Красноярского алюминиевого завода.
«Усс с Анисимовым знаком, как и со многими другими людьми, имеющими бизнес-интересы в Красноярском крае. К покупке земельного участка в Акулинине это знакомство не имеет никакого отношения», — уверяет знакомый Усса. По словам знакомого, Усс приобрел участок четыре года назад на вторичном рынке — и совсем недорого, поскольку продавцу срочно понадобились деньги. «Усс не стремился покупать участок ради связей, только после оформления сделки он узнал, что среди соседей немало известных людей. С ними он встречался лишь раз, на общем собрании участников партнерства», — настаивает собеседник «Ведомостей».
Бизнесмены
Среди обитателей Акулинина есть две фамилии, которые прогремели еще в ельцинские времена. Это Лисовский и Евстафьев. В Акулинине у члена Совета Федерации Сергея Лисовского — 5,3 га, а у Ирины Евстафьевой, супруги бывшего гендиректора «Мосэнерго» Аркадия Евстафьева, почти 9,8 га. Участок Евстафьевой тянется к реке, сейчас на нем почти завершен дом из стекла и бетона. Проектом предусмотрен большой бассейн с прозрачной стеной во всю его длину.
Евстафьев и Лисовский стали популярны в июне 1996 г. Будучи членами предвыборного штаба Бориса Ельцина, они оказались в центре скандала с "коробкой из-под ксерокса". По инициативе тогдашнего главы президентской службы безопасности Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова Евстафьева и Лисовского задержали на выходе из Белого дома, при них в коробке было около $0,5 млн. В итоге Ельцин встал на их сторону — активисты были отпущены, а Коржаков и Барсуков отправлены в отставку.
Почему не Рублевка
«По уровню здесь далеко не Рублевка, — сетует один из землевладельцев. — Участков застроено не более 20%. Нет магазинов, спортивных объектов, да и с инфраструктурой неважно: электрических мощностей не хватает, вода так себе, хорошо хоть газ провели».
Видеть такие поместья в 35 км от МКАД по Каширскому шоссе весьма странно, говорят риэлторы. Агентство Kalinka продает в Акулинине резиденцию с домом и постройками в дворцовом стиле площадью 4000 кв. м на участке в 0,6 га за $26 млн. Объект отвечает всем критериям роскошной подмосковной недвижимости, но расположение у него нетипичное, признает директор департамента загородной недвижимости Kalinka Юлия Грошева. «Все-таки подобные объекты предпочитают размещать на западном направлении, прежде всего на Рублево-Успенском шоссе: здесь безопасность, социум — родственники и друзья, инфраструктура, — продолжает Грошева. — А такие места, как Акулинино, подходят тем, кому социум не важен — к ним все нужные люди сами приезжают, или тем, кто хочет реализовать некий мегапроект в области недвижимости — построить собственную конюшню, гольф-поле или зоопарк. На Рублевке, конечно, найти большой участок труднее».
Чиновники высокого ранга, менеджеры госкорпораций и дружественные им бизнесмены часто не ищут общества, а, наоборот, желают от него отгородиться, им нужно уединение и собственный «контур безопасности», считает другой риэлтор: «Они говорят: пусть мы одни, но на просторе и под собственной охраной, в незасвеченном месте».
Недорого, но сердито
Участки в Акулинине продаются, и не слишком дорого. Например, агентство «Подмосковные вечера» предлагает 4,8 га без коммуникаций за 47,9 млн руб. — почти по 100 000 руб. за сотку. Цена обычная — примерно по $3000 за сотку продается земля без коммуникаций и по другим направлениям «третьего эшелона», говорит Анна Соколова из «Метриум групп». При этом участки размером 3-5 га под ИЖС в ближнем Подмосковье не пользуются большим спросом: для частника это слишком много, а для застройщика слишком мало. Такой участок интересен тем, кто собирается делать собственное ранчо, но таких покупателей надо поискать, объясняет эксперт.
«Мы купили землю в Акулинине, поскольку в планах девелопера был заявлен масштабный проект с конно-спортивным комплексом, различными спортивными и развлекательными объектами для детей, а получился обычный дачный поселок, — рассказывает один из владельцев. — Мы не стали строиться в Акулинине. Да, это хорошее дачное место — красивый ландшафт, удобно добираться, близко к Домодедову, но в таком формате мне неинтересно. Теперь жду удобного случая, чтобы продать участок. Мы узнали уже после покупки земли, что Аркадий Романович [Ротенберг] наш сосед. По-моему, он в Акулинине тоже ничего не построил. Я его даже не видел ни разу».
Но продать участок не так-то просто. Когда-то историю с поселком начинали пять-шесть человек, друживших семьями, они решили жить рядом, каждый на огромном участке — вокруг деревья, тишина и красивые пейзажи, рассказывает гендиректор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Но с тех пор многое изменилось, и кое-кто сейчас не прочь продать свой участок — в базе Penny Lane есть несколько участков в Акулинине. «Мы как агенты при продаже столкнулись со сложностями уже при показах: еле въехали на территорию поселка. Предполагаю, в дальнейшем у нового владельца могут возникнуть сложности с получением необходимых разрешений на строительство и с самой стройкой — пропусками на машину и рабочих», — говорит Дзагуров.
Пустые участки было бы экономически целесообразно продать, например, под застройку таунхаусами, но старожилы поселка — Якунин, Ястржембский и другие могут этого не допустить, полагает Дзагуров. Возможности для противодействия у них есть — а сама ситуация, когда ты не построишься без одобрения влиятельных соседей, довольно распространена.
Дзагуров вспоминает, как один из крупнейших землевладельцев на Рублевке отказался выгодно продать часть своих земель под строительство 150-200 коттеджей, предпочтя, чтобы на этой территории появилось не более 20 особняков. Он выручил за землю в полтора раза меньше, но не допустил появления «муравейника» по соседству.
Так что на участки в Акулинине нужен мощный покупатель, которому будут рады и Якунин и Ястржембский, тот, кто впишется в диаспору, делает вывод Дзагуров. Зато можно быть спокойным: при таких соседях рядом с Акулинином не появится ни транспортная развязка, ни крематорий, ни многоэтажная застройка.
Многие обитатели Акулинина увлекаются охотой. В январе 2012 г. Сергей Ястржембский, Сергей Чемезов, Владимир Артяков, Игорь Завьялов, Сергей Лисовский и Рубен Варданян создали некоммерческое партнерство содействия развитию природоохранной зоны"Времена года" (по данным СПАРК) — своего рода клуб, объединивший любителей охоты и туризма.
Старожил Акулинина Ястржембский — заядлый трофейный охотник, член международного сафари-клуба, входит в число награжденных за добычу «большой африканской пятерки» (слона, носорога, буйвола, льва и леопарда). Чемезов увлекался спортивной стрельбой еще в период работы в Германии, а затем переключился на охоту. У Лисовского на его
личном сайте вывешены фотографии в том числе с подстреленными оленем и кабаном. Ни члены партнерства, ни его директор с «Ведомостями» общаться не захотели.
В число учредителей «Времен года» также входят основатель клиники «Мать и дитя» Марк Курцер, президент ЦСКА Евгений гинер и предприниматель Виталий Мащицкий. Жители Акулинина рассказывают, что у этих бизнесменов есть и участки в поселке — рядом с остальными охотниками. Но «Ведомостям» не удалось найти данных об этом в Росреестре. Гинер и Курцер не ответили на вопросы «Ведомостей», а связаться с Мащицким не удалось.