|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Князь Петр вышел из огня
17.04.2012 17:54
Мастеровые завода художественного литья «Монументскульптура» завершили формовку последних деталей скульптурной композиции, посвященной герою Отечественной войны 1812 года Петру Багратиону. Свидетелями этого стали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
Через пять месяцев, 7 сентября 2012 года (в день 200-летия Бородинского сражения, ставшего для Багратиона роковым), почти пятиметровый бронзовый «князь Петр» – так его ласково называл Суворов – поднимется на гранитный постамент в сквере на улице Марата, в восточной части бывшего Семеновского плаца, за ТЮЗом. Выбор места объясняется историей. Неподалеку располагались казармы Егерского батальона, которым в свое время командовал Петр Багратион.
А пока у бронзового соратника Суворова другая прописка: улица Салова, где размещаются формовочный, чеканный и сборочный участки «Монументскульптуры» – литейного производства Российской академии художеств. Огромный формовочный цех встретил нас пулеметной дробью пневмотрамбовок, с помощью которых готовят «постель» для деталей будущей скульптуры. Гипсовую модель покрывают лаком, подбирают соответствующего размера опоки (специальные формовочные емкости). В одной опоке устраивается земляная «подушка», и на нее укладывается деталь модели. Все пространство вокруг нее утрамбовывается землей. И лишь потом вступают в дело асы формовочного искусства, которые сантиметр за сантиметром идут по следам ваятеля. Прокладывают маленькими комочками земли все рельефы, всю фактуру детали. Отпечаток гипсового оригинала окрашивают специальными красками, предохраняющими форму от пригорания бронзы. И отправляют в сушило на два-три дня. Затем форму заливают расплавленным металлом, а спустя еще пару суток бронзовую деталь вытряхивают из опоки и передают на чеканку. От качества работы бригады Николая Локтева полностью зависит весь дальнейший процесс рождения скульптурного произведения. Плохо сработал формовщик – бронзовая деталь может получиться с браком. – У нас такого не случается, – поясняет замгендиректора «Монументскульптуры» Юрий Мацулевич. – Когда приступаем к сложной работе, формовку поручают самым опытным. Вот и с моделью Багратиона пришлось проявлять коллективное творчество, особенно в работе над головой героя. По размеру она в два с лишним раза больше натуры. Да к тому же черты лица сложные и отличаются от традиционных образов. У Багратиона – выразительный нос, вся голова в кудрях, которые значительно гуще и замысловатее, чем у Пушкина. Долго не могли подобрать и нужную формовочную опоку. И тогда проявил свое искусство мастер Игорь Лужков, который более тридцати лет работает на заводе. Чтобы досконально сохранить авторскую лепку, он проработал чуть не каждый волосок. – Голова в бронзе получилась даже лучше, чем мы себе представляли, – говорит один из соавторов оригинальной скульптурной композиции Мурат Анануров. У этого произведения два автора – Ян Нейман и Мурат Анануров. Первый учился в творческой мастерской известного ваятеля Пинчука. Анануров – ученик не менее знаменитого Михаила Аникушина. Вчера, когда последние детали модели обрабатывали формовщики, голова скульптуры, торс, руки уже поступили на соседний чеканно-сборочный участок. Чеканщики Александр Поликарпов, Андрей Александров и другие принялись обрабатывать поступившие детали. Вячеславу Михайлову при этом доверили самое сложное. Ему 11 апреля исполнилось 50 лет. Двадцать восемь из них занимается художественной чеканкой. – У нас нет ни тени сомнения, что этот почетный заказ для северной столицы наш коллектив выполнит успешно и в назначенные сроки установит композицию на пятиметровый постамент, – сказал гендиректор завода, вице-президент Российской академии художеств Геннадий Степанов. – Думаю, наш бронзовый Багратион будет не хуже тех героев Отечественной войны 1812 года, что были установлены еще 175 лет назад у Казанского собора, – Михаила Кутузова и Барклая-де-Толли. Надо заметить, что на пути осуществления этого проекта были проблемы. Скажем, многие считали, что Петербургу надо бы увековечить не Багратиона, а кого-нибудь другого – например, Петра Витгенштейна, чей корпус непосредственно защищал северную столицу. Вопрос решился просто: нынешний монумент возводится на частные деньги бизнесмена Александра Ебралидзе, которому Багратион, разумеется, ближе Витгенштейна.
Санкт-Петербургские ведомости ,
17.04.2012
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |