События последних месяцев в Грузии, и реакция общественности, политических кругов и обозревателей внутри Грузии и за её пределами, не всегда однозначная. Все находятся в каком-то напряжении и ожидании непредсказуемого поворота событий ,а те, кто реально заинтересован оказать влияние на эти события, добиваясь своих целей, уже реально начинают действовать и демонстрируют свои намерения как краткосрочные, так и долгосрочные.
Россия настолько чувствительна и настолько болезненно воспринимает отношения со своими соседями, она ещё полна имперских амбиций и желаний контролировать всё, во всяком случае, то, что окружает её границы. Она готова быть самой непредсказуемой в своей политике, «кинуть» кого угодно и пригреть кого угодно, лишь бы ее народ уверовал в идею «Великой России».
То, что российско-грузинская война была не случайностью, а закономерностью и итогом той политики, которую проводит кремлевская власть, в этом сомневаться не приходится. Однако многим ещё не было понятно, какую конечную цель преследовала Россия, чего достигла, а чего нет.
И вот на авансцену выходит новая личность. Эта личность с видом абсолютного спокойствия настолько быстро врывается в информационное поле, что приходится признавать – мы дело имеем с очень хорошо продуманной кем-то из кремлевских чиновников стратегией.
До этого времени Александр Эбралидзе несколько раз упоминался в информационных сообщениях как питерский грузин, состоятельный человек с криминальным прошлым, который в последние годы ведёт активную бизнес-деятельность. И, по сообщениям многих средств информации, имеет личную тесную дружбу с бывшим президентом, нынче премьер-министром, а в реальности единоличным правителем России В. В. Путиным.
Александр Эбралидзе 30 мая дал интервью в телепередаче PostSriptum телекомпании Рустави-2. В нем он четко и ясно изложил свои намерения (читай Путина) и пояснил: главная задача для него – это территориальная целостность Грузии, которую он хочет восстановить, а чтоб этой цели достичь, ему нужна власть, а на пути к власти ему нужно иметь свою поддержку от СМИ, для чего он готов купить средства массовой информации в Грузии.
Эбралидзе четко и ясно заявил, что для Грузии при его президентстве должно быть приоритетом тесная дружба с Россией (вот основное послание Путина), и что Россия является важнейшим игроком в этом вопросе. Кроме этого он четко и ясно дал понять (Путин сообщил грузинам о новой возможной угрозе), что ситуация в Джавахети тоже является напряженной, и в Марнеули (населенный преимущественно азербайджанцами район) и в Аджарии он не хочет видеть турецкие войска (опять же намёк Путина о турецком факторе по Карскому договору - шантаж чисто кгб-шный ) и что ему не понятен (России тем более, хотя часто они больше союзники по фактическим действиям, чем явные враги) тот уровень активности и доминирования, которую имеет Турция в Закавказском регионе (читай - озлобленность России во многих вопросах сотрудничества с турецкой стороной из-за иногда жестких позиций Турции, а также все эти трубопроводы, которые через Грузию проходят в Турцию) и для него важнее всего избавиться от этого фактора (читай - Путин хочет гнать Турцию из Закавказья, иметь прямую дорогу без помех на Армению, соединить трубопровод Иран-Армения с Россией, в котором она вложила свои деньги), проходящие через грузинскую территорию трубопроводы для начала контролировать, а потом вообще или выкупить или жестко диктовать свои условия.
Оказавшийся в замкнутом кругу, Баку и так ведущий осторожную политику по отношению к Москве, вынужден будет согласиться на многие предложения Путина. А в результате все Закавказье у Путинской России в кармане.
А что же с сепаратистами? Из слов Эбралидзе (Путина) явно следует, что их в расчёт никто не брал, не берёт и брать не будет: они просто пешки в этой большой геополитической игре, и жертвовать ими будут когда угодно и в какой угодно форме. Если вдруг окажется, что у России появится шанс договориться с Грузией, то может оказаться, что у сепаратистов вдруг окажется много политических ошибок, что Кокойты и его банда воруют, что содержать государство с населением в 25-27 тысяч (южная Осетия) не интересно, и при этом методично объяснять осетинам, что это мол Саакашвили был плохой, а сейчас вот новый мужик пришёл, у вас много смешанных семей и живите в мире с грузинами, будет у вас автономия - и с нами будете свободно общаться, и в Грузии у вас будет полный комфорт. Убедить Россия осетин сможет также, как и убеждала собственный народ в 08.08.08, что в Цхинвали погибли 2000 (!!) человек. Та же самая история будет и с абхазами, хотя в Абхазии уже сами понимают, в какой капкан они угодили со своей независимостью, которую получили (кратковременно) за счёт предательства своих с грузинами общих интересов – жить в одной стране. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Так что же в итоге сказал нам Эбралидзе (Путин) прямо и косвенно:
1) Россия не собирается отступать и хочет настаивать на своем, для этого она будет искать все пути и все возможности, чтоб вернуть Грузию в орбиту своего влияния.
2) Россия планирует стать гегемоном не только в политическом смысле, но и в энергетическом смысле, запугивания и шантажируя запад.
3) У России нет принципов, так как у неё нет четко выработанной, обдуманной внешней политики, она просто намерена брать агрессивностью и напором, а не умом.
4) Вопрос признания - непризнания сепаратистов для России никогда не был принципиальным, в том виде как она провозглашает и убеждает мировое сообщество, у России есть только геополитический и энергетический, а не гуманный интерес к малым народам.
5) Постулат Эбралидзе - целостность Грузии в дружбе с Россией - это набор слов, который можно отнести к большому проколу кремлевских политтехнологов. Этими словами они признали и доказали, что война 08.08.08 была инициировано именно ими, так как по другому остановить уход Грузии в сторону запада при власти Саакашвили было практически невозможно.
Думается, что те, кто сегодня обвиняет Саакашвили в начале войны, уже могут заметно сбавить тон и очередной раз убедиться в том, кто начал войну, что она была неизбежна, и что с кровью или без, Россия должна была войти в Цхинвали и Сухуми, что она и сделала.
Скоро будет опубликовано заключение комиссии Тальявини и тогда всё станет ясно. Но так или иначе Путин на грузинском языке сделал послание не только грузинскому народу и Грузии, но и всему миру, что он не намерен слушать голос разума, считаться с международным сообществом и демократическими странами, что его политика остается прежней – сделать Россию энергетической империей через завоевание Грузии.
Грузия Online ,
4.06.2009