Лениградская Правда
31 OCTOBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Александр Ебралидзе: Ответы на все наши вопросы есть в отечественной истории
2.12.2005 17:52
Беседа председателя правле­ния Союза писателей России Ва­лерия Ганичева с генеральным директором ОАО «Талион», пред­седателем Комиссии по присуж­дению Всероссийской литератур­ной премии «Александр Невский» Александром Ебралидзе. 
 

— Уважаемый Александр Иосифович! Вы занимаетесь очень серьезными про­ектами, связанными с реставрацией и ре­конструкцией культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Казалось бы, в сипу занятости, нам просто некогда думать о чем-то ином, кроме как о все более усложняющихся делах. И вдруг Вы становитесь одним из учредителей лите­ратурной премии, да еще такой премии, которая отмечает сочинения, посвящен­ные героям отечественной истории. Вот и возникают первые вопросы: что для Вас история вообще и история России, в ча­стности? Откуда такой неподдельный, можно сказать, душевный интерес к ис­тории! 

— Я бы сказал так, что ответ на Ваш вопрос имеет несколько составляющих; начиная с воспитания — воспитывался я в педагогической среде: мать преподава­ла математику, отец русскую литературу и историю в средней школе — и, заканчи­вая, наверное, образованием, — я историк по образованию, и определенным жестким жизненным опытом, полученным в молодо­сти и, конечно, работой, которой я сегодня занимаюсь. История для меня — это есть определенная возможность перемещения во времени, в тот период, который мне ин­тересен. Я научился читать одновременно три-четыре книги об одном и том же исто­рическом периоде, чтобы параллельно ох­ватить все обстоятельства изучаемого вре­мени, по определенным причинам я читаю исключительно историческую литературу. В истории я нашел ответы на все вопро­сы, которые ставит современная жизнь. А самое главное, что исторические знания напрямую связаны с моей работой. Ком­пания, которую я возглавляю, занимается конструктивными реставрационными ра­ботами исторического центра Санкт-Пе­тербурга. Прежде чем приступить к этим работам я в обязательном порядке изучаю дом, того, кто его построил, какую историю имеет этот особняк, и то место, на котором он стоит. Только полюбив дом, поняв вла­дельца и архитектора, который строил его, я приступаю к таким глобальным, конструк­тивным работам. Если подвести итог того, что значит для меня история России, я бы сказал так — история России для меня это надежда на то, что здравые люди должны делать здравые выводы из огромного глу­бокого исторического прошлого для того, чтобы возродить великую страну. Ответы на все вопросы как это делать есть в нашей отечественной истории. 

— А почему Вам пришла мысль, созвуч­ная нам: именовать премию в честь од­ного из величайших русских правителей и святых, великого благоверного князя Александра Невского? Причем мы выделяем сущностную направленность пре­мии в словах, сказанных когда-то самим благоверным князем: «Не в силе Бог, а в правде». 

— Сложный вопрос потому что абсолют­но обдуманное решение есть итог многолет­ней работы и многолетних размышлений, но тем не менее постараюсь на него отве­тить. Дом, реставрацией и реконструкцией которого я занимаюсь уже 13 лет, напрямую связан с прямыми наследниками Петра Великого. Петру I нужно было обосновать свои государственные претензии к терри­тории, где сейчас расположен Санкт-Пе­тербург и по этой причине он обратил свое внимание на победителя сражения со шведами на Неве в 1240 году святого благоверного князя Александра Ярославовича, который в честь этой победы и был прозван Невским. Заложив 27 мая 1703 го­да Санкт-Петербург — будущую столицу Российской империи, основав на окраине города монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского, будущий великий император обозначил всем внеш­ним силам фундаментальность принятых решений. 

Петр 1 провел целый ряд мероприятий в честь святого, от переноса мощей из Влади­мира до специального указа, где конкретно было сказано, что святой князь Александр Невский должен быть изображен только в воинских доспехах, сделав его небесным покровителем Санкт-Петербурга. Дальше, наверное, в сознании многих имя Алек­сандра Невского в большей степени связа­но со сражениями на Неве и на Чудском озере. На самом деле эти две битвы всего лишь маленькие, хотя и славные эпизоды в очень сложной противоречивой жизни князя Александра. Александр Невский жил, правил тогда, когда великий Чингис­хан создал огромную монгольскую импе­рию, которая по своим размерам не имела и не имеет равных в мире. Раздробленная Русь и мощная империя монголов. Русские князья, находящиеся в постоянном проти­воречии и в борьбе между собой и Золотая Орда — часть большой монгольской импе­рии, которая в случае необходимости мог­ла выставить несколько сот тысяч воинов. В этом сложном противоречивом периоде жил, творил, княжил Александр Невский. Я принимаю за абсолютную веру трактовку о жизни святого благоверного князя цер­ковным Собором. Два раза местно. в 1263 и в 1381 годах и позже в 1547 году, соборно Церковь причислила Александра Невского к лику святых. Мы всегда имеем в истории два момента: первое — мы имеем в наличии событие — факт, второе — мы имеем трак­товку этого события. Факт — он объективен. Объективность заключается не в мыслях, а в конкретике — действиях. Трактовка данного события может быть разной. Так вот для ме­ня трактовка жизни и быта, деяний князя Александра Невского проста и ясна — он причислен к лику святых. С учетом того времени, в котором он жил и княжил, все его деяния возрастают в геометрической про­грессии. Несомненно, он сохранил, исполь­зуя взаимоотношения с монголо-татарами самобытность Руси, сохранил православную веру. Да, исключительно через свою личную власть и за эту власть он боролся, самоутверждался потому, что он был сыном своего времени. XIII век, когда взаимоотношения между сыном, отцом, братом, дядей не все­гда подпадали под те нормы, которыми мы сегодня оперируем, когда еще не известно, что лучше — современная мораль или мо­раль того времени. 

Все, что касается сказанных князем слов «Не в силе Бог, а в правде», то, конечно, я при всей Вашей скромности должен сказать, что это, конечно, Ваша идея, уважаемый Ва­лерий Николаевич, и она очень емкая и пра­вильная. Могу сказать, со своей стороны, что когда делаешь что-то, несомненно, это что-то подкреплено принятием решений, Это решение должно быть подкреплено аб­солютным пониманием своей правоты. Вот тогда, если ты чувствуешь свою внутрен­нюю правоту, делается все очень правильно, Необязательно легко, но правильно. Со сво­ей стороны, еще хотел бы добавить: в сипу того, что мы говорим о государственном деятеле, то, конечно, мне как гражданину своей страны очень хотелось бы, чтобы то­гда, когда мы говорим, что "не в силе Бог, а в правде", — чтобы эта правда была под­креплена силой, имперской силой. 

— Помните, еще в XIX столетии, обра­зованные люди России спорили: кто двигает историю — один герой или же весь народ? Как Вы думаете, сколь велика роль, значимость выдающейся личности в ис­тории? 

— Каждый человек — глыба. Я по сво­ему опыту знаю, что люди не подозревают о том, каким потенциалом они обладают. Нас учили и, я убежден, правильно учили, что время рождает определенные события, время рождает героев. Думаю, что каждый человек в отдельности способен на посту­пок. Раньше, когда армии сближались, была такая команда «держать строй». Вокруг сви­стят пули, взрываются снаряды, умирают рядом, слева, справа и команда «держать строй»… — освободившееся пространство необходимо заполнить и дальше двигать­ся на противника. Разве это не героизм «держать строй»? В моем понимании народ — это есть герои. Одни обречены на то, что­бы находиться внутри этого понятия «на­род», другие по стечению обстоятельств замечены историей и возведены в ранг ге­роев, о которых говорят. Поэтому, большой вопрос кто больше герой — тот рядовой гражданин, который является составной частью народа, который и есть народ, но его не выделяют из массы, когда пишут о наро­де. Он растворяется под этим безымянным названием. Сложный вопрос… но, я убеж­ден, что время, история, события подготав­ливают свершение какого-либо действия. Находится тот человек, который проникает во внутреннюю суть проблемы, который эту проблему делает в силу многих обстоя­тельств — воспитания, образования, про­житых лет, мечтаний, — вопросом своего бытия и он совершает поступок. Думаю, ге­роев рождает народ и, герои, в свою очередь, воздействуют на окружающих, показывают на кого надо равняться. Для себя я условно разделил героев на несколько категорий: есть герои поступков, например, князь Михаил Черниговский, который был при­числен к лику святых, который, находясь перед Батыем, не изменил своей вере и не склонил голову, хотя вся его предыдущая жизнь не носила отличительного героиче­ского характера — она была подготовкой к данному поступку. И есть для меня лю­ди, всю жизнь которых, наверное, можно охарактеризовать как героическую. Таких примеров много — Александр Невский, Суворов, Багратион. Наверное, к самой сложной категории героических личностей можно причислить царя Петра Алексеевича, который начал огромный и сложный про­цесс создания Российской империи и кото­рый создал эту империю, заставив признать себя коронованным императором. Но мы знаем и героев другого типа — великих вои­нов, великих полководцев. Примером тому Карл XII — выдающийся воин, безрассудно храбрый, уверовавший в то, что для свер­шения справедливости он наделен всеми полномочиями от Бога. Но, будучи великим воином, талантливым военачальником, он разорил и привел свою страну к катастро­фе. Будучи героем-воином, он был плохим монархом. Хочу срезюмировать: по моему убеждению, эти два фактора — герой и на­род, — связаны между собой — герои не­обходимы. Мы должны иметь примеры храбрости, доблести, доброты, великоду­шия, Народ рождает героев, и мы должны воспитывать наших детей, рассказывая об этих героях, чтобы в мире было больше добра, любви, справедливости. 

— Свои деловые проекты Вы осуществ­ляете в Санкт-Петербурге. Что для Вас значит этот город. Ведь до сих пор Пе­тербург сравнивают с Москвой, противо­поставляют друг другу эти две столицы России. 

— В Москве я бываю часто, восхищаюсь ею — огромный город, прекрасные дороги, прекрасная инфраструктура. Думаю, что да­же при советской власти руководители стра­ны и представить себе не могли, чтобы Мо­сква была столь образцово красива, мощна и привлекательна как сейчас. Но я считаю своим родным городом Санкт-Петербург. В Москве я бываю только в течение 3-4-х часов — меня тянет назад в Петербург. 

Когда говорят о различных путях возро­ждения страны, я убежден в том, что этому возрождению необходим некий сильный импульс, точнее сказать, сильные импуль­сы. Одним из них должен быть перенос столицы. У меня вызывают улыбку все обос­нования, которые приводятся относительно невозможности переноса столицы из Мо­сквы в Санкт-Петербург. Какое большое количество людей комфортно чувствуют себя в огромном мегаполисе. Даже Петр I, наделенный властью монарха, с больши­ми усилиями решил этот вопрос. Я убеж­ден — для возрождения страны необходимо cоблюсти много формальных вопросов, Один из них — перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Приношу свои извине­ния, но это мои убеждения. 

— Если можно, хотя бы вкратце, рас­скажите о тех делах, которые Вы осу­ществляете? 

— Мне меньше всего хочется говорить о нашей деятельности. Я благодарен Вам, благодарен всем членам Союза писателей России за то, что мы вместе осуществляем этот проект. Я думаю, что мы будем расши­рять наше сотрудничество, вовлекать все большее количество писателей и ученых. Самое главное — мы будем расширять чи­тательскую аудиторию. Давайте о делах бу­дем говорить по факту. Хочу ограничиться таким ответом. 

— Поражает стиль возрожденной гос­тиницы «Елисеев Палас Отель». Я бывал во многих отелях мира, нередко в лучших, но уверен, что у Вашей гостиницы осо­бый русский, классический, наверное, да­же имперский стиль, не ошеломляющий роскошью, а идейно содержательный, наполненный национальной красотой и смыслом. Это великое достояние на­шей культуры, которое, пока еще, может быть, недоступно всем, но являет собой замечательный образец для подражания и... для восхищения. Откуда у Вас любовь, а мне кажется это именно любовь к клас­сической архитектуре, к классическому, имперскому стилю! 

— Вы знаете, есть много вопросов, на ко­торые у меня нет ответов. Я помню в свое время, будучи студентом, я подверг внут­реннему сомнению мысль Ленина о том, что если человек неправильно излага­ет, то он неправильно мыслит. Я помню, что я много размышлял над этим. Вспом­нил об этом я тогда, когда в 1993 году на­чал вкладывать собственные заработанные средства в реставрацию елисеевского особ­няка. Я вынужден был разойтись со своими партнерами по бизнесу потому, что они не понимали, почему я это делал. Но самое главное, что и я не понимал «почему». Это были 1992-1993 годы, я не понимал, но я это делал. Я реставрировал, потом начались большие конструктивные работы. Я менял­ся вместе с домом... У меня нет ответов на вопрос "почему" я это делаю, Я это де­лаю потому, что я это делаю. Безусловно, последние пять лет это уже другая работа: я собрал круг единомышленников — сейчас это структурированный бизнес, это плано­мерная работа, где абсолютно все спланиро­вано до 2015 года. У меня нет объяснений, но хочу Вам сказать, что все существует так, как я увидел, как я представил, точнее как мне представилось в 1992 году.

Роман-журнал XXI век , 2.12.2005

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru