|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Александр Ебралидзе: Ответы на все наши вопросы есть в отечественной истории
2.12.2005 17:52
— Уважаемый Александр Иосифович! Вы занимаетесь очень серьезными проектами, связанными с реставрацией и реконструкцией культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Казалось бы, в сипу занятости, нам просто некогда думать о чем-то ином, кроме как о все более усложняющихся делах. И вдруг Вы становитесь одним из учредителей литературной премии, да еще такой премии, которая отмечает сочинения, посвященные героям отечественной истории. Вот и возникают первые вопросы: что для Вас история вообще и история России, в частности? Откуда такой неподдельный, можно сказать, душевный интерес к истории! — Я бы сказал так, что ответ на Ваш вопрос имеет несколько составляющих; начиная с воспитания — воспитывался я в педагогической среде: мать преподавала математику, отец русскую литературу и историю в средней школе — и, заканчивая, наверное, образованием, — я историк по образованию, и определенным жестким жизненным опытом, полученным в молодости и, конечно, работой, которой я сегодня занимаюсь. История для меня — это есть определенная возможность перемещения во времени, в тот период, который мне интересен. Я научился читать одновременно три-четыре книги об одном и том же историческом периоде, чтобы параллельно охватить все обстоятельства изучаемого времени, по определенным причинам я читаю исключительно историческую литературу. В истории я нашел ответы на все вопросы, которые ставит современная жизнь. А самое главное, что исторические знания напрямую связаны с моей работой. Компания, которую я возглавляю, занимается конструктивными реставрационными работами исторического центра Санкт-Петербурга. Прежде чем приступить к этим работам я в обязательном порядке изучаю дом, того, кто его построил, какую историю имеет этот особняк, и то место, на котором он стоит. Только полюбив дом, поняв владельца и архитектора, который строил его, я приступаю к таким глобальным, конструктивным работам. Если подвести итог того, что значит для меня история России, я бы сказал так — история России для меня это надежда на то, что здравые люди должны делать здравые выводы из огромного глубокого исторического прошлого для того, чтобы возродить великую страну. Ответы на все вопросы как это делать есть в нашей отечественной истории. — А почему Вам пришла мысль, созвучная нам: именовать премию в честь одного из величайших русских правителей и святых, великого благоверного князя Александра Невского? Причем мы выделяем сущностную направленность премии в словах, сказанных когда-то самим благоверным князем: «Не в силе Бог, а в правде». — Сложный вопрос потому что абсолютно обдуманное решение есть итог многолетней работы и многолетних размышлений, но тем не менее постараюсь на него ответить. Дом, реставрацией и реконструкцией которого я занимаюсь уже 13 лет, напрямую связан с прямыми наследниками Петра Великого. Петру I нужно было обосновать свои государственные претензии к территории, где сейчас расположен Санкт-Петербург и по этой причине он обратил свое внимание на победителя сражения со шведами на Неве в 1240 году святого благоверного князя Александра Ярославовича, который в честь этой победы и был прозван Невским. Заложив 27 мая 1703 года Санкт-Петербург — будущую столицу Российской империи, основав на окраине города монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского, будущий великий император обозначил всем внешним силам фундаментальность принятых решений. Петр 1 провел целый ряд мероприятий в честь святого, от переноса мощей из Владимира до специального указа, где конкретно было сказано, что святой князь Александр Невский должен быть изображен только в воинских доспехах, сделав его небесным покровителем Санкт-Петербурга. Дальше, наверное, в сознании многих имя Александра Невского в большей степени связано со сражениями на Неве и на Чудском озере. На самом деле эти две битвы всего лишь маленькие, хотя и славные эпизоды в очень сложной противоречивой жизни князя Александра. Александр Невский жил, правил тогда, когда великий Чингисхан создал огромную монгольскую империю, которая по своим размерам не имела и не имеет равных в мире. Раздробленная Русь и мощная империя монголов. Русские князья, находящиеся в постоянном противоречии и в борьбе между собой и Золотая Орда — часть большой монгольской империи, которая в случае необходимости могла выставить несколько сот тысяч воинов. В этом сложном противоречивом периоде жил, творил, княжил Александр Невский. Я принимаю за абсолютную веру трактовку о жизни святого благоверного князя церковным Собором. Два раза местно. в 1263 и в 1381 годах и позже в 1547 году, соборно Церковь причислила Александра Невского к лику святых. Мы всегда имеем в истории два момента: первое — мы имеем в наличии событие — факт, второе — мы имеем трактовку этого события. Факт — он объективен. Объективность заключается не в мыслях, а в конкретике — действиях. Трактовка данного события может быть разной. Так вот для меня трактовка жизни и быта, деяний князя Александра Невского проста и ясна — он причислен к лику святых. С учетом того времени, в котором он жил и княжил, все его деяния возрастают в геометрической прогрессии. Несомненно, он сохранил, используя взаимоотношения с монголо-татарами самобытность Руси, сохранил православную веру. Да, исключительно через свою личную власть и за эту власть он боролся, самоутверждался потому, что он был сыном своего времени. XIII век, когда взаимоотношения между сыном, отцом, братом, дядей не всегда подпадали под те нормы, которыми мы сегодня оперируем, когда еще не известно, что лучше — современная мораль или мораль того времени. Все, что касается сказанных князем слов «Не в силе Бог, а в правде», то, конечно, я при всей Вашей скромности должен сказать, что это, конечно, Ваша идея, уважаемый Валерий Николаевич, и она очень емкая и правильная. Могу сказать, со своей стороны, что когда делаешь что-то, несомненно, это что-то подкреплено принятием решений, Это решение должно быть подкреплено абсолютным пониманием своей правоты. Вот тогда, если ты чувствуешь свою внутреннюю правоту, делается все очень правильно, Необязательно легко, но правильно. Со своей стороны, еще хотел бы добавить: в сипу того, что мы говорим о государственном деятеле, то, конечно, мне как гражданину своей страны очень хотелось бы, чтобы тогда, когда мы говорим, что "не в силе Бог, а в правде", — чтобы эта правда была подкреплена силой, имперской силой. — Помните, еще в XIX столетии, образованные люди России спорили: кто двигает историю — один герой или же весь народ? Как Вы думаете, сколь велика роль, значимость выдающейся личности в истории? — Каждый человек — глыба. Я по своему опыту знаю, что люди не подозревают о том, каким потенциалом они обладают. Нас учили и, я убежден, правильно учили, что время рождает определенные события, время рождает героев. Думаю, что каждый человек в отдельности способен на поступок. Раньше, когда армии сближались, была такая команда «держать строй». Вокруг свистят пули, взрываются снаряды, умирают рядом, слева, справа и команда «держать строй»… — освободившееся пространство необходимо заполнить и дальше двигаться на противника. Разве это не героизм «держать строй»? В моем понимании народ — это есть герои. Одни обречены на то, чтобы находиться внутри этого понятия «народ», другие по стечению обстоятельств замечены историей и возведены в ранг героев, о которых говорят. Поэтому, большой вопрос кто больше герой — тот рядовой гражданин, который является составной частью народа, который и есть народ, но его не выделяют из массы, когда пишут о народе. Он растворяется под этим безымянным названием. Сложный вопрос… но, я убежден, что время, история, события подготавливают свершение какого-либо действия. Находится тот человек, который проникает во внутреннюю суть проблемы, который эту проблему делает в силу многих обстоятельств — воспитания, образования, прожитых лет, мечтаний, — вопросом своего бытия и он совершает поступок. Думаю, героев рождает народ и, герои, в свою очередь, воздействуют на окружающих, показывают на кого надо равняться. Для себя я условно разделил героев на несколько категорий: есть герои поступков, например, князь Михаил Черниговский, который был причислен к лику святых, который, находясь перед Батыем, не изменил своей вере и не склонил голову, хотя вся его предыдущая жизнь не носила отличительного героического характера — она была подготовкой к данному поступку. И есть для меня люди, всю жизнь которых, наверное, можно охарактеризовать как героическую. Таких примеров много — Александр Невский, Суворов, Багратион. Наверное, к самой сложной категории героических личностей можно причислить царя Петра Алексеевича, который начал огромный и сложный процесс создания Российской империи и который создал эту империю, заставив признать себя коронованным императором. Но мы знаем и героев другого типа — великих воинов, великих полководцев. Примером тому Карл XII — выдающийся воин, безрассудно храбрый, уверовавший в то, что для свершения справедливости он наделен всеми полномочиями от Бога. Но, будучи великим воином, талантливым военачальником, он разорил и привел свою страну к катастрофе. Будучи героем-воином, он был плохим монархом. Хочу срезюмировать: по моему убеждению, эти два фактора — герой и народ, — связаны между собой — герои необходимы. Мы должны иметь примеры храбрости, доблести, доброты, великодушия, Народ рождает героев, и мы должны воспитывать наших детей, рассказывая об этих героях, чтобы в мире было больше добра, любви, справедливости. — Свои деловые проекты Вы осуществляете в Санкт-Петербурге. Что для Вас значит этот город. Ведь до сих пор Петербург сравнивают с Москвой, противопоставляют друг другу эти две столицы России. — В Москве я бываю часто, восхищаюсь ею — огромный город, прекрасные дороги, прекрасная инфраструктура. Думаю, что даже при советской власти руководители страны и представить себе не могли, чтобы Москва была столь образцово красива, мощна и привлекательна как сейчас. Но я считаю своим родным городом Санкт-Петербург. В Москве я бываю только в течение 3-4-х часов — меня тянет назад в Петербург. Когда говорят о различных путях возрождения страны, я убежден в том, что этому возрождению необходим некий сильный импульс, точнее сказать, сильные импульсы. Одним из них должен быть перенос столицы. У меня вызывают улыбку все обоснования, которые приводятся относительно невозможности переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Какое большое количество людей комфортно чувствуют себя в огромном мегаполисе. Даже Петр I, наделенный властью монарха, с большими усилиями решил этот вопрос. Я убежден — для возрождения страны необходимо cоблюсти много формальных вопросов, Один из них — перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Приношу свои извинения, но это мои убеждения. — Если можно, хотя бы вкратце, расскажите о тех делах, которые Вы осуществляете? — Мне меньше всего хочется говорить о нашей деятельности. Я благодарен Вам, благодарен всем членам Союза писателей России за то, что мы вместе осуществляем этот проект. Я думаю, что мы будем расширять наше сотрудничество, вовлекать все большее количество писателей и ученых. Самое главное — мы будем расширять читательскую аудиторию. Давайте о делах будем говорить по факту. Хочу ограничиться таким ответом. — Поражает стиль возрожденной гостиницы «Елисеев Палас Отель». Я бывал во многих отелях мира, нередко в лучших, но уверен, что у Вашей гостиницы особый русский, классический, наверное, даже имперский стиль, не ошеломляющий роскошью, а идейно содержательный, наполненный национальной красотой и смыслом. Это великое достояние нашей культуры, которое, пока еще, может быть, недоступно всем, но являет собой замечательный образец для подражания и... для восхищения. Откуда у Вас любовь, а мне кажется это именно любовь к классической архитектуре, к классическому, имперскому стилю! — Вы знаете, есть много вопросов, на которые у меня нет ответов. Я помню в свое время, будучи студентом, я подверг внутреннему сомнению мысль Ленина о том, что если человек неправильно излагает, то он неправильно мыслит. Я помню, что я много размышлял над этим. Вспомнил об этом я тогда, когда в 1993 году начал вкладывать собственные заработанные средства в реставрацию елисеевского особняка. Я вынужден был разойтись со своими партнерами по бизнесу потому, что они не понимали, почему я это делал. Но самое главное, что и я не понимал «почему». Это были 1992-1993 годы, я не понимал, но я это делал. Я реставрировал, потом начались большие конструктивные работы. Я менялся вместе с домом... У меня нет ответов на вопрос "почему" я это делаю, Я это делаю потому, что я это делаю. Безусловно, последние пять лет это уже другая работа: я собрал круг единомышленников — сейчас это структурированный бизнес, это планомерная работа, где абсолютно все спланировано до 2015 года. У меня нет объяснений, но хочу Вам сказать, что все существует так, как я увидел, как я представил, точнее как мне представилось в 1992 году.
Роман-журнал XXI век ,
2.12.2005
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |