Тема уничтожения исторического Петербурга остается одной из самых «горячих» для города. После победы над наиболее одиозным проектом продвигавшегося компанией «Газпром нефть» небоскреба «Охта-центр» общественность было успокоилась. Как уже всем понятно, совершенно напрасно. Сегодня ликвидаторы Петербурга вновь наступают на город по всем фронтам. Той же «Газпром нефти» городские власти разрешили увеличить высотность ее нового монстра, «Лахта-центра» - до 500 метров. В итоге башня грозит испортить все основные открыточные виды города значительно больше, чем до того мог их изуродовать «Охта-центр».
Для реализации этого и других подобных убийственных для Петербурга проектов застройщики сами идут в Думу. На праймериз «Единой России» фигурируют Виталий Южилин (инициатор скандально намыва территории), Антон Сихарулидзе (его родному отцу город обязан комплексом «Максидом», возведенном под видом лаборатории Кораблестроительного университета), Ольга Слуцкер (гражданская жена автора идеи с «Газпром-сити» - директора «Газпром нефти» Александра Дюкова), Василий Захарьящев (фигурант силового передела садоводств). Эти люди имеют разносторонние интересы. К примеру, Слуцкер – акционер холдинга «Главстрой-СПб», который в долях принадлежит также олигарху Олегу Дерипаску и семье видного федерального «единоросса» Андрея Воробьева. Данная корпорация прославилась в целом ряде скандальных историй со сносом исторических зданий, уплотнительной застройкой и зачисткой гаражей петербуржцев – эти эпизоды до сих пор вызывают самые активные протесты. Владельцы «Главстроя-СПб» контролируют и компанию «СПб Реновация», реализующую печально известный проект «реновации» хрущевок, когда под видом старого фонда сносятся вполне качественные дома, из которых не хотят выезжать жители.
Аппетит приходит во время еды, и страшно подумать, что еще сделают с нашим городом все эти люди, если обеспечат себе надежный «тыл» в Госдуме. 500 метров «Лахта-центра» покажутся детской шалостью, когда «единороссы-застройщики» начнут воплощать наполеоновские фантазии в жизнь. «АПН Северо-Запад» побеседовал с известными политиками, экспертами, деятелями культуры. Нас интересовало, как они оценивают нынешнюю ситуацию с сохранением исторического Петербурга, и насколько опасны для города могут быть партия власти и ее строительное лобби.
В первой части публикации собраны мнения политикой и политологов (как оппозиционных, так и вполне официальных). В силу профессии они немалое внимания уделили фальсификациям на праймериз «ЕР», посредством которых сейчас продавливают в парламент эту выдающуюся строительную бригаду.
Оксана Дмитриева, лидер петербургского отделения партии «Справедливая Россия», депутат Государственной Думы:
- Градостроительную политику времен Валентины Матвиенко я оцениваю крайне негативно. Проблем очень много – уплотнительная застройка, и нерациональное планирование дорожно-транспортной сети, и так называемая «реновация» хрущевок, когда сносятся вполне качественные дома, из которых не хотят выезжать жители, а не те самые пресловутые хрущевки. Другая проблема – распродажа земли за бесценок, например, для автокластера или «Балтийской жемчужины». Ущерб составляет порядка 40 млрд. рублей. Также сейчас продают за бесценок исторические здания и дворцы. Разворованные деньги можно вернуть, финансовые аферы пресечь, а вот восстановить то, что разрушено в городе, уже не удастся. Многие исторические памятники утрачены навсегда, а главное – утрачена целостность города. Уже то, что построено в центре Петербурга, разрушает его панораму. А проект небоскреба «Газпром нефти» – вообще какое-то умопомрачение, иначе нельзя объяснить стремление построить эту кукурузину. Надо сказать, что и в Госдуме «Единая Россия» всегда препятствовала обсуждению этих вопросов. Мы предлагали провести парламентский час с министром культуры и генпрокурором в связи с ситуацией в городе. Однако вся фракция выступила против – вот и пример лоббистских усилий по защите «Газпром-сити». Кто там сейчас будет в списках – Захарьящев, Слуцкер… Позиция «Единой России» как была против Петербурга, так и останется.
Елена Бабич, глава парламентской фракции ЛДПР, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
- История показала – всё, что называется малопонятными иностранными словами, будь то «ваучеры», «монетизация» или «толерантность», в России оборачивается надувательством, поскольку вводится без учёта особенностей нашей жизни. Сейчас мы наблюдаем развитие ситуации с так называемыми «праймериз», организуемыми «Единой Россией» и «Народным Фронтом». Теоретически в ходе «праймериз» должны побеждать политики и общественные деятели, тесно связанные с Петербургом и хорошо известные его жителям, а тут в числе лидеров неожиданно оказывается дама, давно проживающая в Москве и ничем не отличившаяся в нашем городе. Россия – патриархальная страна, и женщине, чтобы честно победить, надо быть на голову выше конкурентов-мужчин. Госпожа Слуцкер, о которой идет речь, прославилась, в основном, разводом с мужем, делёжкой с ним детей и скандальными связями. Возможно ли, чтобы ее предпочли заслуженным петербуржцам? Я думаю, ответ очевиден – да и из недавних, пока никем не опровергнутых публикаций, мы видим, что на праймериз имели место махинации с урнами, а за всем этим стоят принадлежащие московским олигархам компании, с которыми связаны история с «Охта-центром», сносом гаражей и другими вызывающими недоверие у петербуржцев проектами.
Максим Резник, лидер петербургского отделения партии «Яблоко»:
- Ситуация достаточно очевидна. Об этом мы не раз говорили – речь идет и о разрушении исторического центра города, и о нарушении законов в вопросах высотной застройки. Этой теме была посвящен целый телемарафон и цикл фильмов Александра Сокурова на телеканале «СТО». Хотелось бы верить, что новый губернатор поставит точку в вопросе строительства небоскреба «Газпрома» теперь уже и в Лахте, потому что в этом месте также нарушается высотный регламент. Надежда несущественная, потому что сама система настроена на то, чтобы не учитывать мнение горожан. Окончательно решить вопрос можно только, заменив систему вертикали власти на систему разделения властей. Конечно, в связи с выборами в Госдуму опасность того, что строительный бизнес получит своих лоббистов, есть. В Петербурге именно данный бизнес крепко связан с партией власти, так что готовиться в этом смысле надо к худшему.
Олег Нилов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
- Первое что нужно отметить, что за годы правления Матвиенко и «Единой России» - город действительно утратил свои фасады, кровли запустили, на крышах какое-то новое цинковое железо, тонкое и непрочное, которое течет каждую зиму. Что касается всяких там «стекляшек» и бетонных сооружений, которые появляются, как железные зубы, на Большом проспекте Петроградской стороны, на Невском – это вообще ужас. Те же самые метры можно было заиметь в собственность, но в обязательном порядке нужно было сдерживать вот таких вот «девелоперов», которые захотели сэкономить и не сделали проект, похожий на петербургский стиль. Даже не в деньгах дело, я не могу понять ни архитекторов, ни строителей. Неподвластно. Город задыхается в выхлопных газах, люди нервничают и в своих машинах, и в общественном транспорте. Автомобили стоят в два ряда – на без того узких улицах. Ситуация нас подводит к коллапсу, почти московский вариант. Гаражи сносят тысячами, продают эту землю инвесторам, соинвесторам, и компенсация жалкая в тридцать-пятьдесят тысяч. Даже в столице отношение к тем же гаражникам более человеческое! Сейчас сложно сказать о переносе небоскреба, не видя проектов, но Лахта – вариант более приемлемый, хотя я и не понимаю необходимость строить высоченную башню. Мода прошла на небоскребы, мне не понять этого. Я «за» развитие района Лахты. Там ужасная территория с одноэтажными лачугами, замечательна идея превратить её в современный деловой центр. Хотите удивить? Сделай здание по суперсовременным технологиям, но не высотой надо удивлять. Если говорит о выборах, ни депутаты «Единой России», ни «Народный фронт» не имеют, к счастью, возможности осуществлять какую-то свою политику. Никакой личной инициативы им просто не дадут реализовать. Неважно, какие у них приоритеты, этой партия как раз безразлично кто будет в ней состоять. Поменяется состав процентов на восемьдесят, чтобы снять напряженность. Людям скажут, что поменяли депутатов, чья деятельность не нравилась в последние годы, и они «ответили» своими депутатскими креслами. Произведут перезагрузку. А сама партия штамповочная. Пусть они пробуют, перестраиваются, новые имена привносят, 4 декабря будет результат, который, думаю, их огорчит.
Иван Федоренко, муниципальный депутат, член президиума регионального отделения РНДС:
- Буквально вчера на 7-й Советской улице обвалился фасад исторического особняка, где сейчас размещается турецкое консульство. Очередной знак продолжающегося обветшания и разрушения Петербурга. Это происходит ежедневно, полностью перечеркивает декларации властей о сохранении исторического наследия города и сводит к нулю все победные реляции «Газпрома» и горадминистрации об обновлении и реконструкции городской инфраструктуры. За десятилетия беспрерывного и беспримерного обогащения в российской истории для города ничего сделано не было. Современные строители паразитируют на том, что было создано до них, и в прямом смысле стараются застроить каждый свободный участок, пожирая виды и дух Петербурга. Каждое новое надругательство над городом требует прикрытия и лобби на высоком уровне. Достаточно посмотреть на праймериз «Единой России», где мы видим большое количество лоббистов – акул строительного бизнеса. Они уже точат ножи и ковши грейдеров. Это абсолютно чуждые для нашего города персонажи типа гламурной дивы из Москвы Ольга Слуцкер. Вообще не понятно, что она забыла в нашем городе – кроме разве что малой доли в капитале уничтожающей старый Петербург компании «Главстрой-СПб» и статуса герл-френд газовика Дюкова, инициировавшего позорный проект «Газпром-сити». Может, в Москве эта дама могла бы и кого-то поразить, или покорить одним взглядом и столичным лоском суровых мужчин в Челябинске. Приглянулась бы она и волгоградским комбайнерам, а в Петербурге ничего, кроме отторжения, не вызывает. Попытка скрыть за гламуром госпожи Слуцкер планы по освоению нашего города выглядит довольно жалко. Очевидно, для чего и зачем тут подобные кандидаты. За последние годы была фактически разрушена Москва, теперь то же самое будет и с Петербургом. Так что подмены урн и фальсификации кворума в пользу как этой кандидатки, так и ее товарищей вполне закономерны – на кону спонсорские деньги.
Дмитрий Травин, российский экономист, профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге:
- Есть известные проблемы, связанные с градостроительной политикой, и я с ними согласен. В первую очередь речь идет о возведении этих дурацких небоскребов. Другая проблема – жилая застройка. За годы, когда в российскую экономику приходили огромные деньги, новое жилищное строительство развивалось очень медленно, что связано с высокой коррумпированностью и монополизмом. Жилье так и не стало доступным. Третья проблема – сохранение исторического центра, где последние годы появился ряд уродливых зданий. После переноса небоскреба из Охты в Лахту, ничего ровным счетом не изменилось. Да, его отдалили на несколько километров от центра города, но при этом планируют построить на сотню метров выше. Так что проблема осталась. Недаром «Единую Россию» прозвали партией жуликов и воров. Они и становятся депутатами для того, чтобы решать свои вопросы, но политических решений они не принимают. Так что с приходом строительного лобби из Петербурга не думаю, что что-то принципиально изменится.
Алексей Шустов, руководитель Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб»:
- Пока непонятно, кто станет следующим губернатором, поэтому довольно сложно говорить о том, как изменится градостроительная политика. Вполне очевидно, что Валентина Матвиенко пыталась использовать увеличившийся объем финансовых ресурсов, пришедших за нею в город, для интенсификации строительства. Проблема заключалась в том, что не было четко выработанной концепции; город к таким масштабным вложениям не был готов. В существующей у нас ситуации, характеризующейся изобилием коррупционных каналов, глава города при всём желании не смогла бы предотвратить появление ряда объектов, изуродовавших Петербург. Проблема продуманной градостроительной политики действительно актуальна. Строительное лобби представлено на всех уровнях власти. Сейчас можно наблюдать их активность в городе, в частности, участие в праймериз партии власти на выборах в Госдуму. Не думаю, конечно, что это прямо связано с петербургскими строительными проектами. Мне кажется, речь идет о более частных задачах, но на федеральном уровне. Например, если «Газпрому» поручили профинансировать выборы в Госдуму. Зачем отдавать деньги чужим, если можно их вложить в своих – так, например, можно объяснить присутствие в лидерах списка Ольги Слуцкер. Но, повторюсь, в этом смысле об угрозе для города в плане застройки и разрушения архитектурных памятников говорить пока рано. Давайте дождемся следующего губернатора, и уже после этого можно будет точнее прогнозировать, что произойдет с Петербургом.
Владимир Васильев, заведующий лабораторией политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета:
- Градостроительная политика осуществлялась губернатором в интересах небольшой группы лиц и в полном противоречии с интересами горожан. Это уплотнительная застройка, фактическое разрушение исторического облика Петербурга. Я уж не говорю про башню «Газпром нефти», которую Валентина Матвиенко хотела поставить вблизи центра города. Если у руководства «Газпрома» такое самомнение, что его надо воплотить в 500 метровой башне, остается только надеяться, что следующий губернатор будет более устойчив к потребности этой компании в самоутверждении. Более того, если башню возведут в Лахте, это тоже будет серьезной ошибкой. Петербург – не Шанхай, не Дубай, не Нью-Йорк, и не надо смешивать и сравнивать. Что касается представителей бизнеса в различных партсписках, не думаю, что лоббисты строительства в Госдуме как-либо повлияют на ситуацию в городе. Все эти праймериз только создают иллюзию демократии внутри «Единой России». Осенью мы убедимся, что реальные списки выглядят совершенно иначе, чем их представляют сейчас.
Сергей Гуляев, лидер движения «Народ»:
- Итоги правления Матвиенко горожане еще подведут и ей припомнят и снос зданий, и махинации с недвижимость, и передел городских рынков, и отъем собственности. В конечном итоге все это должно стать материалом для уголовных дел. Семейство губернатора так наследило в городе, что побег Матвиенко в Совет Федерации закономерен – напоминает бегство Керенского в женском платье. Губернатор даже испугалась принять вызов и достойно пройти через муниципальные выборы. Это совсем не добавит ей легитимности в Совете Федерации. Потому что вор должен сидеть не там, а на скамье подсудимых. Вероятно, в преддверии выборов Матвиенко просто надо было убрать из города и из списка «Единой России», такой негативной реакции ни один политик не вызывает. Остальные кандидаты от «единороссов» по партспискам и в целом эти праймериз – всего лишь ротация элит. Даже, казалось бы, новые имена от одного упоминания вызывают приступы тошноты. Раньше «единороссы» хоть как-то пытались представить достойных людей – тех же спортсменов, артистов, а сейчас, видимо, в список некого пригласить. Одни олигархи и скандалисты. Вот один из лидеров праймериз некая госпожа Слуцкер – героиня жутких семейных скандалов и конфликтов вокруг застройки. Человек с такой репутацией не только не должен появляться в публичной политике, наоборот – не вылезать на публику. Но нет – она в первой пятерке. Понятно, что ею можно как угодно манипулировать. Например, она была замечена с Дюковым – одним из газпромовских руководителей. Выводы вполне очевидны, зачем она нужна вообще – лоббировать интересы «Газпрома» и строителей. В общем, худшие среди худших идут в Думу, а оппозиции отсекают всякие легальные пути в борьбе за власть.
Сергей Сверчков, редактор партийной газеты КПРФ «Правда Питера»:
- То, как велась градостроительная политика в городе все это время, выглядит весьма печально. Однако те, кто сейчас рвутся в федеральную власть, представляет не меньшую опасность для Петербурга. Взять, к примеру, праймериз, которые проводит «Единая Россия». Если в других развитых странах подобный процесс проходит открыто и имеют многолетние традиции, то у нас достаточно посмотреть на тех, кого выставляют в первые ряды – владелец Морского пассажирского пока еще порта и других проектов олигарх Виталий Южилин, совладелица строительного холдинга «Главстрой-СПб» Ольга Слуцкер и многие другие подобные кандидаты – сателлиты «Единой России». Все эти люди без стеснения рвутся во власть, чтобы лоббировать свой бизнес. При развитом гражданском обществе такие фигуры ни в кой мере не могли бы претендовать на сколько-нибудь значимое место в политической и общественной жизни. Хотя бы исходя из их публичной репутации и прочих морально-этических аспектов.
Ольга Курносова, исполнительный директор Объединенного Гражданского Фронта:
- Политику Валентины Матвиенко за годы руководства Петербургом правильнее назвать не градостроительной, а градоразрушительной. Сравнение уже заезженное, но столько, сколько уничтожено при ней, не было уничтожено даже в блокаду. Я не говорю уже про уплотнительную застройку или попытку построить стеклянный небоскреб для «Газпром нефти» вблизи исторического центра города. Я считаю, что жесткое ограничение высотности надо соблюдать неукоснительно. Если кому-то нравится строить небоскребы, то для этого есть удаленные районы. Именно так и происходит в европейских городах, когда высотное строительство ведется вдалеке от центра, например, в Париже. В свете этого справедливы опасения защитников города, которые говорят о наплыве строительных лоббистов во власть. Единственный способ бороться с этим – вернуть реальные выборы, и тогда люди смогут выразить свое мнение, которое вовсе не отражают смехотворные праймериз, где специально обученные активисты голосуют за нужных бизнесу людей. Наличие в Думе строительного лобби грозит тем, что может нанести вред Петербургу, а его представителям, таким как Слуцкер, постыдиться бы, а не выдвигаться кандидатом в депутаты. Это просто неприлично, хотя, конечно, слова и «Единая Россия» и «приличие» у нас мало связаны между собой.
АПН ,
11.08.2011