Суд решил, что процесс над Владимиром Кумариным (Барсуковым) будет проходить в открытом режиме. Само же расследование деяний, инкриминируемых «ночному хозяину Петербурга», уже приобрело международный характер.
Как стало известно «Росбалту», по запросу Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ в Испании были допрошены бывшие партнеры Кумарина — Геннадий Петров и Александр Малышев, которые находятся под арестом по обвинению в «отмывании» денег. Российских следователей интересовали подробности взаимоотношений между предпринимателями.
В четверг было удовлетворено ходатайство прокуратуры о том, что слушания в отношении Владимира Кумарина будут проводиться Куйбышевским судом Санкт-Петербурга, но в здании Мосгорсуда. Также было принято решение о продлении сроков ареста всем обвиняемым, кроме самого Кумарина (у него продолжается срок ареста по другим уголовным делам).
Рассматривать по существу материалы о рейдерском захвате имущества и долей в ООО «Пушкинская» и ООО «Магазин Смольнинский», расположенных в Санкт-Петербурге, суд начнет 22 апреля. Расследование этого дела было закончено еще в прошлом году, три других дела в отношении Кумарина еще находятся в производстве СКП РФ.
В частности, бизнесмен обвиняется в убийстве своего бывшего телохранителя Георгия Позднякова (предварительное следствие по этому делу завершено), организации покушения на совладельца ЗАО «Санкт-Петербургский нефтяной терминал» Сергея Васильева, вымогательстве денег у владельца торгового центра «Елизаровский». В рамках этих расследований СКП и понадобились показания бывших партнеров Барсукова – Геннадия Петрова и Александра Малышева, находящихся сейчас под арестом в Испании.
Летом прошлого года в Малаге была проведена операция "Тройка". В ней приняли участие более 300 сотрудников местных правоохранительных органов, которые блокировали виллы, где проживали Геннадий Петров и Александр Малышев, а также «вор в законе» Виталий Изгилов, известный в определенных кругах под кличкой Зверь. Они, как и еще ряд российских и испанских граждан, были задержаны за «отмывание» денег.
По версии полиции Испании, эти люди легализовывали средства, поступившие из России от афер с возмещением налога на добавленную стоимость и незаконных банковских операций. Еще они подозреваются в контрабанде оружия, кобальта, табака, а также — в вымогательстве.
В самом неприятном положении оказался «вор в законе» Виталий Изгилов. Он уже задерживался полицией в 2005 году в ходе операции «Оса». Тогда за решетку попал и другой «вор в законе» — Захарий Калашев (Шакро), а в розыск был объявлен криминальный авторитет Тариел Ониани. Впрочем, вскоре Зверя отпустили на свободу под залог. Как выяснили российские оперативники, весной прошлого года Ониани связывался из Москвы с Изгиловым и настоятельно рекомендовал ему возвращаться на Родину. Зверь не послушался, а вскоре вновь оказался в тюрьме.
Недавно его перевели из тюрьмы в Сарагосе, известной относительно мягким режимом, в мадридскую тюрьму, характеризующуюся более жесткими требованиями к заключенным. В знак протеста Изгилов объявил голодовку и уже больше двух недель практически ничего не ест. Он похудел на семь килограммов и находится под наблюдением врачей.
Александр Малышев в свое время входил в «тамбовскую преступную группировку», действовавшую в Санкт-Петербурге, лидером которой испанские полицейские называют Владимира Кумарина. Потом он поругался со своим боссом. В северной столице в это время началась криминальная война, поэтому Малышев перебрался в Испанию, где взял фамилию Гонзалес.
Похоже, что в дальнейшем старые знакомые примирились: в Испании Малышев постоянно общался с Геннадием Петровым – вторым, по версии полиции, после Кумарина человеком в тамбовской ОПГ.
Первое время российские правоохранительные органы активно сотрудничали с испанскими коллегами. По информации «Росбалта», в начале лета 2008 года, незадолго до проведения операции «Тройка», Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД РФ прислал в Испанию материалы в отношении Александра Малышева. В них говорилось, что он является фигурантом российского расследования об «отмывании» и обналичивании порядка $5-6 млрд, часть из которых поступила в Испанию на счета, подконтрольные Малышеву. В России по этому делу допрашивался скандально известный бизнесмен Евгений Двоскин.
Охладели же отношения силовиков двух стран, по данным «Росбалта», сразу после того, как осенью 2008 года полиция Испании провела обыск в заграничном доме депутата Госдумы РФ Владислава Резника: якобы при его покупке использовались фирмы, которые могли иметь отношение к Геннадию Петрову. Но в начале этого года правоохранительные органы Испании отказались от претензий к российскому депутату, после чего сотрудничество возобновилось.
По информации «Росбалта», недавно в Испанию из России поступило официальное обращение с просьбой допросить Геннадия Петрова и Александра Малышева в качестве свидетелей по уголовным делам, расследующимся в отношении Кумарина в России. В частности, российских следователей интересовали роль Петрова в преступлениях, инкриминируемых Кумарину, детали их совместных бизнес-проектов и т.д.
У Малышева, помимо особенностей его коммерческого сотрудничества с Кумариным, интересовались и подробностям убийств в Санкт-Петербурге людей, близких Гонзалесу. По данным агентства, материалы допросов уже поступили в СКП РФ и будут приобщены к уголовным делам.
Теперь испанские полицейские ждут от российских коллег материалы по Геннадию Петрову, поскольку собираются доказывать в суде, что в 2007 году (после ареста Кумарина) именно он возглавил «тамбовскую преступную группировку», то есть действовал в Испании как лидер крупного преступного сообщества.