|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Что Дерипаска хочет сделать с Петербургом?
14.10.2008 12:09
Российский миллиардер, совладелец крупнейшей в мире алюминиевой компании «Русал» Олег Дерипаска незаметно стал одной из самых влиятельных фигур в Петербурге. Он уже является крупнейшим городским девелопером, а в скором будущем, вероятно, будет контролировать значительную долю транспортной и энергетической инфраструктуры Петербурга. Через некоторое время по объему инвестиций и по влиянию на разные сферы жизни Петербурга с компаниями, контролируемыми Олегом Дерипаской, сможет соперничать, пожалуй, только «Газпром». Так что алюминиевому магнату впору подумать о сооружении в городе собственной 400-метровой башни или о создании конкурирующего с «Зенитом» футбольного клуба…
Что есть? Все начиналось с земли. В 2007 - 2008 годах контролируемая Олегом Дерипаской корпорация «Главстрой» получила гигантские участки земли для масштабных строительных проектов. В настоящее время «Главстрой» уже является крупнейшим застройщиком Петербурга – за десять лет этот девелопер обещает построить 6,5 миллиона квадратных метров жилья и коммерческой недвижимости. Среди них два жилых мегапроекта - «Юнтолово» в Конной Лахте и «Северная долина» в районе Парнаса на 2,2 и 2,7 млн квадратных метров жилья каждый: примерно столько сдается сейчас за год всеми строительными компаниями города. Кроме того, сюда включаются строительство бизнес-центра на Шкапина - Розенштейна и знаменитый проект реконструкции Апраксина двора. До кризиса считалось, что все эти стройки суммарно потянут на 200 миллиардов рублей, однако подорожание денег и дефицит ликвидности могут заставить «Главстрой» пересмотреть расходную часть. Руководители компании публично заявляют, что и дальше будут покупать землю под застройку, увеличивая портфель заказов. Еще компания построит в Петербурге крупный цементный завод. Кроме этого корпорация «Трансстрой», принадлежащая Дерипаске, участвует в крупнейших стройках в Петербурге – строит морской пассажирский порт, дамбу, а с мая этого года реконструирует взлетно-посадочную полосу № 1 аэропорта Пулково. Как говорят эксперты, самый «вкусный» рынок недвижимости страны – московский - был поделен, пока Олег Дерипаска занимался алюминием, электроэнергией и прочими глобальными темами. Сегодня столичный рынок жестко контролируется местными игроками с большим административным ресурсом. Петербург - крупнейший после Москвы рынок недвижимости, к тому же «Базэлу» здесь воевать не с кем – с некоторых пор у него большая дружба с местной властью. По крайней мере, подписав с Олегом Дерипаской соглашение о признании «Базэла» стратегическим инвестором, губернатор Валентина Матвиенко официально заверила его и общественность, что «создаст все условия для успешной работы компании в Северной столице». Что будет? Как известно, петербургский порт делает главную ставку на импорт грузов в контейнерах - главной «таре» в международной торговле. Со временем, говорят участники рынка перевозок, практически все, что возят по морю, будут прятать в контейнеры. Терминалы Большого порта Санкт-Петербурга в ближайшие годы собираются увеличить их перевалку в несколько раз - с полутора миллионов тонн до примерно пяти миллионов тонн в год. В Россию в контейнерах везут игрушки, одежду, стройматериалы, бытовую технику, комплектующие для разнообразных производств - все, что мы не делаем сами. А контролировать этот крайне важный поток импорта, попадающий в Россию через Петербург, будет Олег Дерипаска, потому что именно «Базэл» вместе с пулом иностранных компаний будет держать питерский порт «за горло» – после того как построят Западный скоростный диаметр, часть которого специально предназначена для вывоза контейнеров из порта на шоссе Петербург - Москва. Консорциум выиграл конкурс на строительство дороги, от которой, а значит от него, будет зависеть бизнес трех ведущих контейнерных операторов порта, принадлежащих структурам Владимира Лисина (владелец Новолипецкого металлургического комбината), Национальной контейнерной компании и «Н-Транса» (контролируется «Северсталью»). Вроде бы кроме «Базэла» в консорциуме по строительству ЗСД принимают участие и другие компании с незнакомыми именами - Strabag A.G., Bouygues Travaux Publics, Hochtief, Egis Projects и ОАО «Мостоотряд номер 19». Но это не должно вводить в заблуждение. Блокирующий пакет акций австрийской Strabag A.G куплен «Базэлом». 10% акций немецкой Hochtief также принадлежат структурам Дерипаски, так что «Базэл» - явный лидер в консорциуме «Невский меридиан», который будет строить Западный скоростной диаметр. Оценивается строительство примерно в 212 миллиардов рублей. Еще примерно в 60 миллиардов рублей (в «докризисных» ценах – а теперь эту сумму можно смело умножать как минимум на два) оцениваются возможные инвестиции «Базэла» в две крупные электростанции в Питере. Холдинг Дерипаски уже приобрел проект строительства ТЭЦ «Парнас» мощностью 450 мегаватт и торгуется с группой «Синтез», которая строит точно такую же Юго-Западную ТЭЦ. Если «Базэл» построит эти станции, то он станет поставщиком примерно пятой части потребляемой в Питере электроэнергии как промышленными потребителями, так и гражданами. Таким образом, влияние бизнесмена на экономику города увеличится в разы. Что может быть? Теперь главное для Олега Дерипаски – победить в международном конкурсе на реконструкцию аэропорта Пулково («Город 812» писал об этом подробно в № 3 от 15.09.08). Судьба аэропорта будет решена в марте 2009 года. В случае успеха «Базэл» получает под застройку не только огромный участок земли в крайне выгодном месте – в районе международного аэропорта, претендующего на звание хаба, - но и возможность влиять на бизнес авиакомпаний и транспортную политику города. А воздушным перевозчикам, в свою очередь, придется считаться с «Базэлом», который уже сейчас контролирует несколько аэропортов на юге России, в том числе – в Сочи. Еще один крупный инфраструктурный проект с инвестициями минимум 25 миллиардов рублей, на который претендует компания Дерипаски, – строительство Орловского тоннеля под Невой, который обеспечит круглосуточную связь между правым и левым берегами города. В конкурсе участвуют четыре консорциума, два из которых напрямую связаны с Олегом Дерипаской через те же немецкую и австрийскую компании, как и в истории с ЗСД. Кроме того, в конкурсе заявлены структуры крупного французского предприятия Vinci Construction, а также другая, не менее известная, французская группа Bouygues сегодня выступает в составе консорциума ЗАО «Буигпрожект Оперейтинг». Как говорят в Смольном, итоги конкурса должны быть подведены до конца 2009 года, а наблюдатели считают, что у Олега Дерипаски почти беспроигрышная ситуация. Наконец холдинговая компания «Базовый элемент» подала заявку на участие в конкурсе по выбору инвестора проекта строительства Надземного экспресса, который должен соединить ряд районов Петербурга, а затем – город с аэропортом Пулково. Стоимость проекта оценивается в 37 млрд рублей. Если сложить все эти проекты, получится, что суммарный объем инвестиций Дерипаски в Петербурге в ближайшие 7 - 8 лет может составить 500 - 550 миллиардов рублей – это как минимум, если считать в текущих ценах и не делать поправки на рост стоимости материалов, услуг и зарплат. По крайней мере, сам Олег Дерипаска прошлой осенью говорил, что вложит в город 480 миллиардов рублей. Куда там «Газпром нефти» с ее скромным проектом небоскреба! Если он даже подорожает в несколько раз из-за финансового кризиса, то все равно не достигнет и четверти сметы «Базового элемента». Обращает на себя внимание еще и то, что большинство проектов, в которых участвует или намерен участвовать Олег Дерипаска в Петербурге, идут под эгидой частно-государственного партнерства. И вклад государства, как правило, немаленький – миллиарды рублей из Инвестиционного фонда, федеральных программ и других источников. А в целом, руководствуясь почти ленинским принципом: главное – взять дороги, аэропорт, электростанции и как можно больше земли под застройку, «Базэл» вполне преуспел в Петербурге. В его коллекции не хватает только порта. Но наши источники говорят, что это дело временное, и утверждают, что структуры «Базэла» ведут переговоры с рядом акционеров портовых компаний Петербурга о возможных покупках. По сведениям участников рынка, рассматриваются две возможности. Первая – приобретение Дерипаской ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» (доли или всего), которым сейчас владеют структуры, близкие к Владимиру Лисину. Несколько лет назад «Базэл» уже пытался купить с аукциона почти половину одной из стивидорных компаний, но тогда Лисин его обошел. Вторая возможность – контроль над одним из контейнерных терминалов в порту. Главная цель – контроль над крайне перспективными и заманчивыми контейнерными потоками, а также – над экспортом алюминия, который подконтрольный Дерипаске «Русал» отгружает через питерский порт. И если Олег Дерипаска сумеет приобрести все желаемое и сохранить все приобретенное, то именно он станет ключевой бизнес-фигурой, с которой придется строить отношения новому губернатору региона в том случае, если объединение Петербурга и области действительно состоится. И даже если оно не состоится, в течение ближайших десяти лет главе Северной столицы – кто бы им ни был – придется считаться с самым влиятельным бизнесменом Петербурга. P.S. Единственное, что может помещать Дерипаске в захвате Петербурга – это финансовый кризис.
Город 812 ,
14.10.2008
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |