|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Крупнейшие провалы российского ВПК
29.02.2008 16:49
В последние годы наши оборонные (высокотехнологические) отрасли преследовали финансовые успехи. Объем экспорта вооружений в прошлом году достиг 7 млрд долл. Были подписаны новые многомиллиардные контракты с Алжиром, Венесуэлой, Индонезией, Индией и прочими при активной поддержке Кремля и лично президента Владимира Путина. Портфель заказов (подписанных контрактов) на экспорт вооружения достиг 25 млрд долл.
Внутренний гособоронзаказ на закупку, модернизацию и разработку новой военной техники уверенно превысил уровень в 10 млрд долл. в год. Была утверждена госпрограмма по вооружениям до 2015 года с бюджетом в 5 триллионов рублей. Нарастал спрос на гражданскую продукцию ВПК. Будущее казалось вполне безоблачным, но бурный рост платежеспособного спроса выявил внутренние проблемы и дисбалансы в практически нереформированной советской отрасли, вызвав серьезный кризис. 1) Прошлой весной российская сторона официально объявила, что не сможет выполнить подписанный в 2005-м контракт с Китаем на поставку 34 военно-транспортных Ил-76 и четырех заправщиков Ил-78 ни по цене, ни по срокам, ни по количеству машин. 2) В августе стало известно, что не будет выполнен подписанный в 2004-м контракт на 1,4 млрд долл. на продажу Индии переоснащенного авианосца «Адмирал Горшков». По плану «Горшков» под именем «Викрамадитья» должен был осенью 2008-го войти в боевой состав индийского ВМФ, но теперь от индийцев требуют еще 1,5 млрд и обещают поставку в лучшем случае в 2013-м. Гендиректор крупнейшего в стране судостроительного предприятия «Севмаш» в Северодвинске Владимир Пастухов был прошлым летом уволен. Поток рекламаций и скандалов нарастает. 3) Стало известно, что «Севмаш» не смог выполнить контракт с норвежской фирмой на постройку танкеров. 4) Алжир потребовал забрать 15 новопоставленных МиГ-29СМТ, сославшись на низкое качество отдельных узлов и деталей, часть из которых оказалась неновой или бывшей ранее в употреблении. 5) Индия отказалась принимать 5 противолодочных самолетов Ил-38, на которых по ее заказу в России была установлена поисково-прицельная система «Морской змей». 6) Индийцы также решили списать советские морские разведывательно-ударные самолеты Ту-142 (морской вариант стратегического Ту-95). 7) Еще Индия отказалась принимать модернизированную подлодку советской постройки «Синдувижай» (натовское обозначение — «Кило») после того, как во время испытаний в Баренцевом море новые крылатые ракеты «Клаб-С» не попали в цель. У иностранных заказчиков есть возможности оказывать серьезное давление на наш ВПК. 8) Китай после истории с Ил-76 не подписывает с нами новые контракты и, собрав в Шэньяне с использованием российских компонентов по лицензии 95 истребителей Су-27СК, от закупки еще 105 комплектов в соответствии с соглашением от 95-го года отказался, сославшись на техническую отсталость российской машины. В последние пару месяцев, словно в отместку, Индия подписала с США военные контракты на общую сумму до 4 млрд долл. на поставку 8 противолодочных P-8i на основе гражданского «Боинг-737» и 12 военно-транспортных самолетов C-130J. Конечно, наши могут продолжать поставки режиму Уго Чавеса в Венесуэле и странам-изгоям вроде Ирана и Сирии, но на конкурентном рынке работать все труднее. Нашим военным, в отличие от иностранцев, выбирать не приходится. Многократный рост сумм оборонного заказа начиная с 2000 года не привел к росту закупок новой техники, так как параллельно росли цены. Бесконтрольно расходовать бюджетные средства у нас много проще, чем за границей, поскольку военные закупки практически полностью засекречены: обществу не сообщается полная номенклатура закупаемой техники, нет никаких официально открытых данных о закупочных ценах, нет никакого списка программ на разработку техники и стоимости каждой из них. В результате с 2000 года было истрачено до 50 млрд долл, а реально, скажем для ВВС, закуплено всего 2 новых бомбардировщика Су-34 и 2 новых боевых вертолета Ми-28Н. Кстати, первые Су-34 и Ми-28Н до сих пор фактически обкатываются в центрах боевого применения и переучивания летного состава. Новых межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» в прошлом году закупили меньше, чем в последние годы правления Бориса Ельцина. Цена нового «Тополя-М» многократно выросла, а выпускать больше все равно бессмысленно, поскольку нет новых пусковых установок. Время от времени сообщается, что, к примеру, сделан «новый» стратегический сверхзвуковой Ту-160. Но, по правде, это на Казанском авиазаводе дооснащают советскими комплектующими советской сборки корпус и выкатывают «новый российский самолет». Нашим военным закупать современное западное вооружение до сих пор запрещено, хотя наши спецслужбы, пользуясь своим привилегированным положением, уже вовсю это делают. С 1991 года определенная часть нашего ВПК жила неплохо, собирая на советской основе технику на экспорт. Иногда ее лишь для вида перекрашивали, и себестоимость такого «производства» составляла несколько процентов от продажной цены. Главной проблемой было подписать контракт и правильно поделить откат с представителями страны-заказчика и с отечественными начальниками. Сегодня советских заделов все меньше, да и морально эта техника устарела на десятилетия. Оснащение отрасли также невозможно отстало, а обученных и дисциплинированных советских рабочих все меньше. Неудивительно, что «Севмаш» и другие срывают контракты — как военные, так и гражданские. Тем более, у управленцев нашего ВПК сохранилась вполне советская привычка: ухватить под любыми условиями заказ, а потом уже требовать под него дополнительные ресурсы и деньги, угрожая тем, что иначе все сорвется.
Павел Фельгенгауэр ,
29.02.2008
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |