В 4.47 по московскому времени в Гватемале Леонид Тягачев как президент Олимпийского комитета России подписал контракт с МОК на проведение Игр 2014 года в Сочи. Вместе с ним от российской стороны подписи поставили губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и мэр Сочи Виктор Колодяжный. Затем президент МОК Жак Рогге с представителями российской делегации дал совместную пресс-конференцию, перед началом которой поздравил Россию с выбором членов МОК. Генеральный директор заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко уверил собравшихся, что Россия достойно проведет Олимпиаду. Молчаливо подтвердили слова Чернышенко и довольные министры Александр Жуков, Герман Греф и Вячеслав Фетисов.
Именно Жуков, которого первым поздравил Владимир Путин, объявил полные итоги голосования. Оказалось, что в первом туре голосования Пхенчхан немного опережал Сочи. Однако финишный рывок удался на славу.
Та часть населения России, которая поддерживала заявку Сочи (согласно последним данным, это почти 80 процентов), должна быть обязана победой своему президенту.
Выступление Владимира Путина, несомненно, оказало неизгладимое впечатление на тех, кто сомневался в искренности российской заявки.
Самое главное, что в Международном олимпийском комитете поверили в гарантии, представленные Россией. Что на брифинге после подписания контракта подтвердил и Рогге, отметив: обещания главы государства – очень сильный аргумент.
Фактически в Сочи еще ничего нет, кроме макетов. 47 человек все-таки выразили свое сомнение, однако 51 член МОК не сомневается, что все обещанное в Сочи будет построено качественно и в срок. При этом даже на провокационный вопрос одной из зарубежных журналисток насчет свободы прессы в России Рогге ответил очень коротко и, что называется, быстро свернул тему на более приятное. Как, например, празднование победы российской делегацией и ее впечатление от Гватемалы. Не исключено, что налицо была показная политкорректность со стороны Рогге, но от всех каверзных вопросов журналистов он сидящих рядом с ним в президиуме отвел. Но не тут-то было. Чернышенко сам взял слово и разъяснил про свободу слова, что проведение Игр в Сочи как раз будет способствовать развитию молодой российской демократии.
Не исключено, что Сочи победил благодаря одной фразе, вскользь, казалось бы, брошенной Путиным во время своего выступления на английском языке на презентации.
Свою речь он начал с того, что обмолвился: шесть-семь недель назад лично катался в Сочи на горных лыжах. После презентаций всем конкурентам был задан один и тот же вопрос, касающийся глобального потепления и возможного отсутствия снега в 2014 году. Остальные кандидаты отделались общими фразами о том, что мы готовы, снег будет, а если не будет, то сделаем искусственный. Путин же, перебив даже Чернышенко, вновь напомнил про собственный опыт. И сказал: я гарантирую снег и отсутствие пробок на дорогах. И ему поверили.
В современном мире Путину уже привыкли верить. Президент России явно возвышался своей фигурой над своими оппонентами из Кореи и Австрии. При всей политкорректности Путина во всем мире знают и уважают больше, чем Альфреда Гузенбауэра и Но Му Хёна. И, как оказалось, доверяют. Решающим фактором стали голоса, отданные теми, кто первоначально голосовал за Зальцбург.
Политический фактор наверняка сработал на Сочи, что только добавляет престижа России, однако и сама предвыборная кампания россиянами была проведена великолепно. Путин лишь сделал ее идеальной. Долгое время Сочи считался аутсайдером предвыборной гонки, зарубежные букмекерские конторы оценивали шансы российского города ниже Зальцбурга и Пхенчхана. При этом верили в Сочи в России, где, наоборот, поставив «на своих», никто особо не разжился. Однако великолепно проведенная презентация заставила сомневающихся голосовать за российский город. Отрыв оказался всего лишь в четыре голоса, и эти голоса оказались бесценными. А получил их Сочи, несомненно, в самый последний день, в день голосования.
Зальцбург во время презентации кичился своими уже готовыми олимпийскими объектами, безопасностью и расположенностью в центре Европы. Корейцы выдавливали слезу, местный губернатор даже признался, что, когда Пхенчхан проиграл на выборах Игр-2010 Ванкуверу, он плакал. Не прошло. Конкретики оказалось больше у сочинцев. В России не скрывали свои недостатки и умудрились преподнести их как достоинства. В частности, отсутствие подавляющего большинства олимпийских объектов. Когда Путин гарантировал, что все они будут построены в срок и их сооружение крайне необходимо России, сомнения были отметены.
Наверняка сказался и упор на компактность сочинских олимпийских объектов, о чем очень лаконично рассказала очаровательная Светлана Журова на презентации.
Наверняка члены МОК прониклись и географическим положением Сочи, которое действительно уникально. Зальцбург при этом подчеркивал в своей презентации, что снега в городе полно, это классический зимний курорт, корейцы же неловко обмолвились о том, что море у них рядом, в получасе езды (если кто захочет)… Проиграла концепция Пхенчхана и в транспортном отношении: корейцы зачем-то подчеркнули, что до ближайшего аэропорта от Пхенчхана сорок минут езды, а при желании можно добраться на скоростном поезде от Сеула, тогда как реконструированный аэропорт в Адлере находится прямо в черте города, как раз по дороге из Олимпийского парка в Красную Поляну.
Как и ожидалось, все решилось во втором круге голосования. Когда были обнародованы его полные итоги, оказалось, что в первом круге голоса распределились так: 36 за Пхенчхан, 34 за Сочи и 27 за Зальцбург. «Австрийские» голоса плюс австрийских и германских делегатов, которые во втором круге получили право выбора, необходимо было перетянуть на свою сторону. В предшествовавших сессии МОК кулуарных общениях, в том числе и с участием Путина, решался именно этот вопрос. В итоге большинство все-таки поддержало Сочи. По сравнению со вторым и первым турами Сочи получил по сравнению с Пхенчханом «плюс шесть». И эти люди наверняка определились «на флажке». Так что вновь приходится констатировать, что при всей колоссальной работе заявочного комитета в последние годы победу Сочи вырвал именно в Гватемале. За счет презентации и бесед Владимира Путина с влиятельными членами МОК. Говорили даже, что Путин завербовал шейха Катара, который обладает немалым авторитетом в МОК.
Тут же приходит на ум ситуация двухлетней давности, когда Лондон получил летние Игры-2012 во многом благодаря неожиданному визиту в Сингапур, где проходила та сессия МОК, Тони Блэра. Тогда Лондон до последнего раунда уступал Парижу, однако смог завоевать сердца тех, кто ранее голосовал за Мадрид, Нью-Йорк и Москву. Наверняка опыт британцев, к тому же одним из главных режиссеров презентации Сочи был бывший имиджмейкер Блэра, россияне переняли. И не прогадали.
Сам Путин узнал о победе Сочи в самолете – сразу после презентации, не дожидаясь итогов голосования, он вылетел в Россию. И первым делом поздравил вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, попросив его передать поздравления всем членам российской делегации.
Газета.Ру ,
5.07.2007