Как рассказали Ъ в управлении МЧС Санкт-Петербурга, все пожары произошли ранним утром 5 апреля в Московском, Кировском и Красносельском районах города. Так, в 3.43 на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о трех загоревшихся пассажирских "Газелях" у дома #19 по улице Стойкости. Буквально через семь минут пришло сообщение о пожаре по соседству: на улице Подводника Кузмина горело еще три микроавтобуса. Чуть позже у дома #16 по Авангардной улице сгорело две "Газели", а еще одна – у дома #33 по той же улице. В том пожаре пострадало еще четыре легковых автомобиля, припаркованных рядом. В 3.53 очевидцы сообщили пожарным о сгоревшей "Газели" на проспекте Юрия Гагарина.
Официально причина пожаров не установлена. "На местах работают наши дознаватели, они привлекли специалистов из пожарной лаборатории. Утверждать что-либо определенное мы сможем только после анализа хотя бы первичной информации",– заявили в пресс-службе УМЧС Санкт-Петербурга. Однако сами участники рынка пассажирских перевозок утверждают, что маршрутки были подожжены и что происшествие могло стать следствием разборок между двумя группами компаний-перевозчиков. Дело в том, что в декабре 2005 года на конкурсе, проведенном администрацией Петербурга, для работы на рынке пассажирских перевозок было выбрано шесть компаний: ОАО "Третий парк", ООО "Петербургская транспортная компания", ООО "Вест-Сервис", ЗАО "Барс", ООО "Такси-2" и ООО "Питеравто". Сейчас они объединены в Ассоциацию перевозчиков пассажиров (АПП). Коммерческие маршруты, которые, собственно, и являются камнем преткновения, победители конкурса получили в качестве бонусов к социальным лотам. Остальные перевозчики, которые либо проиграли в конкурсе, либо не смогли принять в нем участие из-за жестких условий (например, у них не оказалось достаточного количества автобусов большой вместимости), пытались оспорить итоги конкурса в арбитражном суде Петербурга, но безуспешно. Они также создали свою собственную Ассоциацию независимых перевозчиков (АНП), в которую вошло порядка 20 фирм. Конфликт между двумя группами перевозчиков продолжается уже больше года.
Сопредседатель АНП Александр Коваленко заявил Ъ, что машины членов ассоциации не пострадали, поскольку находились в закрытых гаражах. "Поджог машин может быть следствием разборок между компаниями-перевозчиками, выигравшими городской тендер и пытающимися произвести передел рынка. Вторая версия – это провокация, опять-таки со стороны компаний–победителей тендера. Они могут таким образом подключать милицию к борьбе с нами, а заодно оправдать свои силовые акции в отношении наших компаний",– заявил Ъ господин Коваленко. В свою очередь, глава АПП Василий Киселев опроверг высказывание господина Коваленко: "Какой нам смысл устраивать эту акцию? Она обернется в первую очередь против нас". По его мнению, версия о переделе рынка также несостоятельна. "Скорее уж это фанаты после матча 'Зенит'–'Спартак' разгромили машины",– считает господин Киселев.
В городском комитете по транспорту не связывают поджоги маршруток с переделом рынка. "Все ждут объявления, что началась война между легальными и нелегальными перевозчиками. Однако уже год все идет в правовом поле: прошло множество судебных процессов. С чего бы вдруг начаться войне? Скорее всего, это хулиганство, тем более что и сгоревшие машины принадлежали даже не предприятиям, а частным лицам",– заявил Ъ первый заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов.
Коммерсант ,
6.04.2007