С Людмилы Путиной репортер "МК" попытался снять гриф "секретно". Ведь ее жизнь до инаугурации "изъята" из архивов: конфискованы документы с места работы и обучения. Остались безликие этапы биографии.
Она находится в тени собственного мужа, появляясь с ним в обществе, похоже, лишь ради соблюдения этикета. Неспроста на Западе Людмилу Путину называют “главной загадкой Кремля”. За пять лет пребывания ее супруга у власти вопросов о главной леди возникло больше, чем ответов. Была ли у нее первая любовь? В каких отношениях гарант со своей тещей? Или почему мать и сестра высокопоставленной родственницы собрались и переехали в Москву за одну ночь?.. На родине Людмилы Путиной — в Калининграде — репортер “МК” пообщался с бывшими знакомыми и даже близкими жены президента.
Люда не приехала на похороны отца
Может, в те времена, когда девочка Люда Шкребнева и не подозревала, что впоследствии станет Людмилой Путиной, кривенькая улица Лермонтова и считалась захолустной. Только теперь эта улица считается элитной. Бывшая обитель тещи президента теряется среди новорусских коттеджей. В уютном дворике позади трехэтажного дома №1 происходит рядовая починка стареньких “Жигулей” силами местных мужиков.
— А я слышала, что на ремонт этого здания после назначения Путина был выделен миллион рублей из бюджета города... — с сомнением гляжу на бурую, изъеденную временем штукатурку.
Собравшиеся в ответ расхохотались мне в лицо:
— Как же, поменяли несколько черепиц на крыше! Хотя Шкребневы и жили на первом этаже, после дождя мать Люды, Екатерина Тихоновна, безошибочно ставила на кухне таз именно там, где будет течь. Зимой потолок жителей третьего этажа до сих пор обрастает сосульками. А сквозняки в квартирах ходили такие, что, когда ударяли морозы, теща президента передвигалась по жилищу исключительно в валенках. Оттого Люда в детстве часто простужалась и болела... Зато сейчас положили новый асфальт — сделали удобный подъезд к дому. Мы в былые времена не раз помогали тогда еще молодому Владимиру Владимировичу толкать заглохшую в грязи машину, и наверняка это ему запомнилось навсегда.
В этот момент из окна первого этажа высунулась давняя обитательница дома — Валентина Александровна, подруга детства Людмилы Путиной. Голова Валентины Александровны была по-домашнему замотана чалмой из махрового полотенца, а во рту у нее тлела папироска.
— Людка с пяти лет стремилась к семейному положению, — размышляет она. — Весь двор в войнушку играет, а Шкребнева спокойненько куклу за сараем баюкает. Зато Люда младшую, шебутную сестру Ольгу из переделок всегда вытаскивала. Та, бывало, сбросит сандалии и давай скакать с мальчишками по грязным лужам. Люда тут же бросала своих кукол и мчалась жаловаться маме...
Тогда все жильцы дома имели у себя во дворе небольшие сарайчики с разной живностью. У Шкребневых водились куры. “Но хозяева были настолько бедны, что потихонечку съели свою птицу. А до этого Люда, как и все в округе, бегала в сарай за свежими яичками по утрам”, — рассказывают мне.
— Ее отец, Александр Авраамович, любил по вечерам во дворе “козла забивать”, — вспоминают мужики. — Пока его жена, Екатерина Тихоновна, не кричала в форточку: “У-жин!” — и игроки отправлялись к ним в гости — на чай. А вы знаете, что он больше всего оберегал? Честь дочерей! Даже после окончания школы Люду нельзя было увидеть на родной улице с мальчиком, хотя на ее шикарные белые локоны заглядывалась вся округа. Она с ухажером на перекрестке прощалась... Он был очень строгим и следил буквально за каждым их шагом: “Что-то губы у девчонки потрескались, — замечал он. — Небось целовалась на морозе?”
Целый год Люда встречалась с Володей Путиным, прежде чем решилась официально познакомить его с родителями. “Серьезный парень, надежный, — делилась тогда с соседками своими впечатлениями Екатерина Тихоновна. — Только вот удивительно: сидим мы за общим столом, решили выпить за встречу. А он стакан еле пригубил. Вдруг зашитый?”
Родители Людмилы долго не могли понять, чем занимается их потенциальный зять. Такая суперскрытность молодого человека была непонятна кассирше из автоколонны и рабочему ремонтно-механического завода. “Люда быстро повзрослела и отстранилась от нас, такое сложилось ощущение, что она всегда что-то недосказывает нам”, — жаловался, по воспоминаниям очевидцев, отец.
— Отец Люды умирал очень тяжело, из-за работы на вредном производстве у него начался рак легких, — говорит бывший сосед Шкребневых Николай. — Сашу провожали всем двором, а Люда даже не смогла приехать на его похороны. Мы тогда даже подумали, что дочь, может быть, была в ссоре с отцом... Но потом узнали, что она была за границей.
После инаугурации Людмила почти перестала появляться в отчем доме. А когда это все-таки происходило, обитатели и гости старого дома подпадали под строгий паспортный контроль.
— Она почему-то всегда приезжала по ночам, — говорит молодой человек Дима. — Иду я как-то с дискотеки, а меня в родной подъезд мужик в штатском не пускает. Паспорт спрашивает. Я ему говорю: “Зайдем домой, покажу документ”. А он: “Не верю, что ты здесь живешь”. Выйти на улицу тоже было проблематично: “Пока лучше посидите в квартире, — вежливо просили секьюрити. — У вас на работе уже все предупреждены”.
Ольга завидовала семейному счастью родной сестры
Рядом с магазином “Северный” раскинулся некрупный рыночек — семь лотков. Здесь торгует малосольными огурцами Любовь Агеевна Цомаева, бывшая свекровь Людмилиной сестры Ольги. Жители дома на улице Лермонтова до сих пор вспоминают, как к младшей Шкребневой приходил стройный парень в форме ВМС. За глаза — просто “морячок”.
— А Виктор, дочка, и сейчас в плавании. Не застала ты его, — вздохнула старушка в фиолетовом платке, узнав о цели моего приезда. — Да и тяжело ему вспоминать тот брак. Не склеилось у них, что ж теперь поделать...
Тут к разговору подключился человек с рассеянным взглядом, куртка его волочилась следом прямо по земле.
— Вот совпадение! Знакомьтесь — учитель астрономии и физики Анатолий Адамович Столбов! — представляет его мне Любовь Агеевна. — Дети-то наши, Оля и Витя, еще в 44-й школе вместе учились!
— А, Цомаев, Шкребнева? Красивая пара была, — чешет затылок мужчина. — У меня на уроке всегда рядом садились. У Вити к Оле рыцарские чувства были. Вот хотел я как-то ее к доске вызвать, а Оля к физике никогда не тянулась и домашнее задание редко делала. Вдруг Цомаев руку поднимает: “Вызовите лучше меня!”. На выпускном, помню, он ее прямо на руках носил... И почему у них так и не сложилось?
Любовь Агеевна рассказывает, что после школы Ольга ждала, когда Витя вернется из армии. Свадьбу сыграли сразу — в кафешке на берегу реки: “Люда с Володей не смогли быть на этом торжестве, хотя они с молодыми очень дружили. Часто ездили вместе к морю и на дачу...”
— Я слышала, что, когда Владимир Владимирович, как говорится, встал на ноги, они с Людмилой часто помогали родственникам и даже купили для Ольги квартиру.
— Да нет, это мы разменяли трехкомнатную квартиру на две “однушки”. Ольга жила у Вити. Была девочкой доброй, отзывчивой и очень хозяйственной. Я долго не знала, что у них жизнь не ладится. Но потом начала догадываться. Как-то мы сидели на даче в поселке Прибрежный. А Людины дочки расшалились, стали через костер прыгать... Я и говорю Ольге: “Пора бы и вам уже с Виктором о детях подумать”. А невестка бросила мне странную фразу: “Когда на пенсию выйдем, тогда и будем думать!”
Флегматичная Людмила действовала на суетливую Ольгу успокаивающе. Когда в семье у сестры начались разлады, Путина призывала ее к долготерпению: “Каждый несет свой крест”. В ответ младшая сестра все реже общалась с семьей старшей.
— Она завидовала их тихому счастью с Володей. Витя после ссор с женой все чаще приезжал ко мне ночевать. И, наконец, признался, что они с Олей никогда не смогут иметь детей. Что уже ездили в Санкт-Петербург проверяться, там и выяснили: виноват в этом бесплодии он. С тех пор Виктор как будто чувствовал свою вину. Куда же без детей? От этого и все разлады! В результате Ольга начала от него гулять, сын об этом узнал, стал от обиды платить той же монетой... Так прожили наши дети восемь лет и разошлись. Она нашла себе другого мужчину, родила. И с Витей тоже сейчас хорошая девочка живет... С их семьей мы даже больше общаемся.
Уехали Шкребневы — Ольга и Екатерина Тихоновна — из дома на улице Лермонтова внезапно. Сразу после того, как Путин стал президентом. Гарант потом отшучивался: мол, родичей достали местные журналисты. Однако и одноклассники, и бывшие соседи Людмилы подозревают, что спецслужбы опасались теракта или нападения на родственников Людмилы.
— Еще днем они ходили по двору как ни в чем не бывало, и вдруг — в одну ночь — съехали, — разводят руками соседи. — А незадолго до этого на окна поставили решетки. Квартиру быстренько пустили с молотка. А дряхлую мебелишку сдали в комиссионку.
Таскала макулатуру из мужского туалета
В школе №44 Люда училась в четвертом и пятом классах. Сейчас это учебное заведение преобразовали в коррекционное. Учителя вспоминают, что в 44-й хозяйничала шпана, с которой у Люды не сошлись взгляды на жизнь. В общем, девочка со слезами на глазах перешла в 8-ю школу. Которая с почетом и грамотами выпустила будущую жену президента во взрослую жизнь и недавно даже открыла по сему поводу небольшой музейчик с фотокарточками.
— Людмила Александровна несколько раз приезжала к нам и осматривала свой бывший класс, — говорит учительница Наталья Сивер. — Нам запретили устраивать жене президента пышную встречу, накрывать стол, поить ее чаем, так что все было официально. Собрались все преподаватели и дети, приезжало телевидение.
Однако, устраивая эти приемы, администрация школы ни разу не пригласила на них бывшую классную руководительницу Путиной Александру Георгиевну Астанькович. О чем пенсионерка вспоминает с горечью:
— Я Людмилу ни разу не видела с тех пор, как выпустила из школы. А у нас в классе она была настоящей звездой: когда пела на День Победы в актовом зале, приглашенные ветераны вытирали слезы. Люда Шкребнева очень хотела стать актрисой, играла Снежную королеву в Доме пионеров. Между прочим, сама тогда вышила блестками сказочный костюм королевы. В старших классах ее выбрали комсоргом за серьезность и ответственное поведение. Каждый раз после занятий она спешила в соседнюю школу, чтобы забрать сестру Ольгу домой, пока родители на работе.
Так и остался бы, наверное, Руслан Зенько безвестным работягой на заводе “Балткран”, если бы судьба не свела его с Людмилой Путиной в одном классе.
— Наша дружба с Людой началась с уроков физкультуры, — вспоминает Руслан. — Я всегда приглашал ее играть в своей баскетбольной команде, несмотря на то что она была не очень-то спортивная. Потом мы начали ходить в школу общей компанией. Мой товарищ Юрка Аброськин каждое утро заходил за Людой. Потом долго не решался пригласить ее на танцы в клуб ремонтно-механического завода. Там мы танцевали под живую музыку и после медленных танцев позволяли себе поцеловать девушку в щечку или даже в губки. А однажды мы встречали у Люды дома Новый год, на котором она нарядилась Снегурочкой.
Комсомольцы-добровольцы тогда практически ежедневно устраивали походы за металлолом и макулатурой: “Мы, помню, выиграли школьные соревнования благодаря одной хитрости. Уже принятую макулатуру обычно сваливали в мужском туалете. А мы с Юркой открывали в нем окно и передавали девчонкам кипы газет, которые те тащили взвешивать по второму разу”.
Сейчас однокашники со смехом вспоминают, как однажды навели среди родителей и учителей шухер перед выпускным балом.
— Люда с подружкой Наташей Акулиничевой зашли в учительскую и выяснили, что у нас есть три свободных дня между последним экзаменом и выпускными торжествами. С палатками и шашлыками рванули мы на это время к Балтийскому морю. А когда вернулись, нас вызвали в кабинет к директору и занялись удивительными подсчетами: “Три девочки, три мальчика и три палатки... Как же вы спали?” Уверяю: все у нас было прилично.
Юра Аброськин тоже ездил на выпускной, хотя учился на класс младше Люды. Юра был трогательный, романтичный... Видно было, что он Люде нравился — она даже звала его котенком.
— Увивался за ней до Юры один учащийся ПТУ, — машет рукой Руслан. — Парень был из рабочей семьи и в своем возрасте уже любил поддавать. А у Люды в семье выпивкой не увлекались. Конечно, она в этом балагуре разочаровалась (кстати, правильно сделала, так как тот субъект сейчас спился).
Ради школьной любви она пошла в помощники токаря-револьверщика
После школы Люде Шкребневой не удалось поступить в театральный институт Санкт-Петербурга. Но еще было не поздно подать документы в Калининградский технологический университет. Но тут на пороге ее квартиры возник Юра Аброськин и с ходу предложил: “Поступим через год и будем учиться вместе!”
— А на это время позвал ее подрабатывать на заводе “Торгмаш”, где они оба помогали токарю-револьверщику, — говорит Руслан Зенько. — После поступления они еще встречались около года, а потом интересы их неожиданно разошлись. Люде наскучила вся эта техническая наука — ее терпения хватило на два курса. Да и, кроме Юры, ее там с самого начала особенно ничто не удерживало! Девушка в самом прямом смысле ушла в свободный полет — устроилась работать стюардессой.
В этом году одноклассники Людмилы Путиной отметили 30-летие со дня окончания школы. Особенно сдружились они, вопреки мифу, после того, как Людмила приобрела высокий статус первой леди страны. Класс будто заново родился.
— Главное, Люда по сей день скромным человеком остается! — говорит Зенько. — Вы можете себе представить: жена президента идет по улице нашего Зеленоградска, а ее никто не узнает! Раньше-то мы приглашали ее в гости к кому-нибудь из выпускников. А в последний раз, после юбилея Калининграда, уже она сняла для нас пансионат в курортном городке. В общении она осталась удивительно простой, ни капли жеманства и высокомерия. Не веришь? Сидим мы с мужиками на лавочке, пивком балуемся, подходит она... Ну мы, конечно, бутылки под лавку. А Люда: “Бросьте, давайте вместе пивка махнем!” Ее секьюрити, кстати, тоже спокойно сели тогда с нами за общий стол.
Посреди празднества у Людмилы зазвонил телефон: “Контролирует, — улыбнулась Путина. — Владимир Владимирович передает всем горячий привет!” Когда одноклассники донимали ее расспросами о личной жизни, Людмила делала пресекающий знак рукой: “И у стен есть уши”. Однако охотно рассказала о нескольких официальных визитах в страны: “Я обычно сама даю имиджмейкерам советы по поводу своего стиля в одежде, внешности. Когда была с мужем в Японии, вопреки мнению пиарщиков решила надеть на одну из встреч кимоно. У японцев аж глаза на лоб полезли!”
А Юра Аброськин опоздал на знаменательную встречу выпускников с женой президента. Очень надеялся застать Людмилу в аэропорту. Как утверждает Руслан Зенько, Путина специально отложила ради этой встречи вылет на час.
Сейчас Юрий работает в администрации Калининграда и с репортером “МК” говорит о Людмиле Путиной осторожно: “Я был ее другом, не больше, чем все остальные”.
В аэропорту Калининграда, где Людмила сначала работала на внутренних, а потом на международных рейсах, звонку из газеты тоже не обрадовались: “Все вопросы о Шкребневой — к ФСБ!”
“Документы о ней давно изъяты из всех архивов!” — раздался в трубке голос работницы Ленинградского государственного университета, диплом которого некогда получила Людмила Путина.
Таким образом, для части россиян давнее знакомство с женой президента обернулось некоей проблемой. Подчас приходится выбирать: афишировать такие видные связи или всеми силами от них открещиваться.
Впрочем, не меньшая ответственность свалилась и на Людмилу Путину. Трудно быть богом. А его женой — труднее во сто крат.
МК ,
13.09.2005