|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Корпорация "Кремль"
26.07.2005 00:01
Ведущие российские компании подвели итоги 2004 года и сформировали новые органы управления. 2004 год в финансовом плане оказался сверхудачным для большинства крупнейших госкомпаний. Выяснилась также любопытная деталь — помимо роста финпоказателей, растет и спрос чиновников на работу в руководящих органах предприятий. Учитывая же, что цены на нефть в обозримой перспективе будут устойчиво высокими, как и прибыль госструктур, спрос и конкуренция за места в советах директоров еще больше возрастет. Стоит отметить, что по итогам прошлого года особенно отличились организации, возглавляемые сотрудниками администрации президента и членами правительства, которых эксперты называют людьми особо приближенными к президенту. По итогам прошлого года под контролем 7 человек находилось 9 госкомпаний с активами на сумму приблизительно в 222 млрд. долл. (равно примерно 40% российского ВВП). Чистая прибыль составила около 11 млрд. долл. Причем средний рост прибыли в этих 9 организациях превысил 50%. Если же посчитать все госкомпании, то их вклад и вес в экономике страны окажется определяющим. Причем эксперты говорят о нарастающей тенденции усиления вмешательства чиновников в хозяйственные процессы. «Успехи России в продвижении к рыночной экономике ослабляются стремлением правительства вернуться к менее прозрачным и более традиционным методам работы в политической и экономической жизни, – считает кредитный аналитик Standard & Poor's Кристел Ричард. – Кроме того, новые нормативно-правовые акты не всегда отличаются прозрачностью, а их применение может быть непредсказуемым и политизированным». На сегодняшний момент 5 работников администрации президента возглавляют советы директоров в коммерческих организациях. Это глава администрации Дмитрий Медведев («Газпром»), его замы – Игорь Сечин («Роснефть») и Владислав Сурков («Транснефтепродукт»), помощник президента Виктор Иванов («Аэрофлот» и «Алмаз-Антей») и советник Медведева, в прошлом глава администрации президента Александр Волошин (РАО «ЕЭС»). Среди правительственных чиновников, как известно, одним из самых близких к президенту считается министр финансов Алексей Кудрин. Он возглавляет сразу два наблюдательных совета – алмазодобывающей компании «АЛРОСА» и второго по величине банка страны – Внешторгбанка. Стоит также отметить еще одну компанию – это ОАО «РЖД», президентом которой является Владимир Якунин, работавший в КРУ администрации президента. О деятельности этих людей на своих постах в компаниях мало что известно. Правда, некоторые, без преувеличения, прогремели на весь мир. Это прежде всего касается Дмитрия Медведева и Игоря Сечина. Триллер под названием «Газпром» и «Роснефть» объединяются» продолжался много месяцев и закончился, как известно, отказом от слияния. Но в ходе этого процесса «Роснефть» из не очень крупной госкомпании превратилась в одного из лидеров нефтяной отрасли, купив «Юганскнефтегаз». Впрочем, «Газпром» без своего не останется: как ожидается, он купит «Сибнефть». В совокупности деятельность этих двух компаний уже называется экспертами национализацией нефтяной промышленности. Для экономической политики современной России характерны деформация, деградация, гниение и умирание, отмечает советник президента РФ по экономике Андрей Илларионов. Причина же этого кроется, на его взгляд, в слишком больших доходах от нефти, которые провоцируют власти на вмешательство в экономику и даже на национализацию нефтяной промышленности. Бороться с этим можно только путем приватизации монопольных секторов и снятия любых ограничений для инвесторов, в том числе иностранных, считает Илларионов. Стоит отметить, что все 9 компаний занимают либо монопольное, либо одно из ведущих положений в своих отраслях. «Газпром», РАО «ЕЭС» и РЖД вообще являются системообразующими для всей экономики. Каждая из этих естественных монополий переживает период реформ. При этом каждая компания реформируется по собственному сценарию, независимо друг от друга. Практически все эксперты отмечают, что такой метод реформ не несет ничего хорошего стране, ведь получается, что интересы экономики в целом в этих реформах не учитываются. «Реформирование естественных монополий должно было проводиться синхронно потому, что существует элементарная цепочка: есть газ, из которого делают электричество, на котором ездят поезда. Вот, собственно говоря, все три монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС» и РЖД, – говорит экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – Сейчас у нас реально проводится только реформа электроэнергетики. Тем не менее поскольку значительная часть электричества делается на основе газа, понятно, что из-за отсутствия в газовой отрасли рыночного ценообразования, в электроэнергетике цена будет тоже несколько смазанная и не совсем рыночная. Я не вижу причин, по которым нельзя было бы провести реформы естественных монополий одновременно, однако это не делается из-за конфликта интересов, в том числе и политических. Конечно, до некоторой степени реформирование ударит по потребителям и можно рассматривать эту причину как помеху, однако надо понимать, что замораживание ситуации приведет к тому, что в будущем это ударит по потребителям еще больше. В общем все зависит от политической воли. Сегодняшние наблюдения за реформированием естественных монополий позволяют предположить, что ее пока нет». Эксперты также отмечают, что активное участие представителей власти в экономических процессах зачастую приводит к необратимым последствиям. Чаще других приводят пример ЮКОСа, значительная часть собственности которого фактически отошла государству. В итоге госкомпании показывают отличные финансовые результаты, а в целом происходит ослабление деловой активности и ухудшение инвестиционного климата. «Вмешательство государства в экономику вызывает некоторые опасения у иностранных, в частности американских, инвесторов, – говорит президент Американской Торговой Палаты в России Эндрю Сомерс. – В отношении права собственности и налоговой политики власти действуют по правилам, очевидным только для них самих, а предпринимателю, инвестирующему в страну, необходимы исключительно точные правила игры. Ему необходимо понимать, что можно делать и чего нельзя». «В нашей стране усиление роли государства в экономике однозначно губительно. Конечно, вы можете привести мне пример других стран и сказать, что, скажем, во многих развитых государствах действуют различные ограничения для бизнеса. Но я вам на это отвечу, что там, на Западе, эти ограничения существуют в рамках закона и бизнес всегда может рассчитывать на справедливый суд, а у нас можно рассчитывать только на произвол. В этом заключается опасность, – считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Путин когда-то сказал: естественно, что государство хочет получить как можно больше власти, а общество должно этому сопротивляться. У нас исполняется пока только первая часть этой формулы». Активы 9 госкомпаний и ВВП по итогам 2004 года
Итоги деятельности 9 госкомпаний в 2004 году*
НГ ,
26.07.2005
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |