Год назад российский магнат Виктор Вексельберг перекупил у аукционного дома "Сотбис" богатейшую коллекцию Фаберже. Наиболее ценная часть коллекции-15 пасхальных яиц, изготовленных мастером для царской фамилии. На днях известный петербургский эксперт Валентин Скурлов и внучка великого мастера Татьяна Фаберже сделали сенсационное открытие: одно из приобретенных изделий -пасхальное яйцо "Весенние цветы" -является фальшивым. Это пасхальное яйцо красной эмали, в виде кошелька, внутри которого находится сюрприз - корзинка с цветами. Оно демонстрировалось на многих выставках и получило название "Весенние цветы". Недавно выставлялось и в Эрмитаже, куда Вексельберг привез свою коллекцию.
Впервые о существовании этого яйца мир узнал в 1961 году. Его купил в нью-йоркском магазине "В Старой России" американский коллекционер Лансдейл Кристи. Потом изделие приобрел мультимиллионер Малкольм Форбс. В 1990 году магнат умер, завещав детям одну из богатейших коллекций Фаберже. Через десять лет Стив, старший сын Малкольма, потратил 60 млн долларов на выборную кампанию, безуспешно баллотируясь в президенты США, и решил продать коллекцию. И коллекция из 200 вещей Фаберже (в том числе 15 пасхальных яиц, среди которых- "кошелек" с весенними цветами) была выставлена на "Сотбис". В прошлом году ее перекупил у аукционного дома российский олигарх Виктор Вексельберг, вице-президент нефтяной компании ТНК-ВР.
- Есть основания утверждать, что яйцо "Весенние цветы" не является работой Фаберже, - сообщил "Известиям" Валентин Скурлов, эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры и аукционного дома "Кристи". С этим согласна и Татьяна Фаберже, с которой мы вместе проанализировали историю изделия.
Ученый приводит множество аргументов того, что "весеннее" изделие, купленное Вексельбергом,-фальшивое. Осенью 1917 года комендант Аничкова дворца составил список вещей бывшей императрицы Марии Федоровны, отправляемых в Москву. В нем присутствует некое яйцо-кошелек, как: "серебряное позолоченное", с одним сапфиром. Форбс же купил яйцо из золота 56-й пробы, без сапфира. Неизвестна история происхождения яйца "Весенние цветы", непонятно, где оно находилось до появления на антикварном рынке до 1961 года. Меж тем история остальных пасхальных изделий великого мастера отлично прослеживается.
По словам Скурлова, удивляет и невысокое качество демантоидов (зеленые уральские полудрагоценные камни, напоминающие гранаты), и неумение гильошировать (наносить фигурную нарезку на серебро и покрывать эмалью) поверхность яйца, и технологический брак монтировки. Кроме того, клеймение изделия не соответствует нормативам пробирных инструкций царской России.
Изделие считалось работой Фаберже и, безусловно, "императорским яйцом", пока в 1990-м исследователь Скурлов не отметил, что императорские пасхальные яйца не должны иметь инвентарных номеров. На яйце "Весенние цветы" нацарапан инвентарный номер: 44 374. Мастер же присваивал номера только изделиям, реализуемым через магазин. Таким образом, многострадальные "Весенние цветы" сначала были признаны не царскими, а затем и вовсе фальшивыми.
Известия-СПб ,
21.02.2005