|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Оружие на "Эстонии"
6.12.2004 00:01
Шведское правительство в пятницу объявило о том, что проведет новое расследование обстоятельств гибели в 1994 году эстонского парома "Эстония". Это связано с новыми данными. Один из отставных служащих шведской таможни заявил, что по соглашению с военным ведомством Швеции таможенники не досматривали грузовики с парома "Эстония", в которых ввозилась российская военная электроника. По некоторым данным, ее закупала шведская разведка. Кто был поставщиком, не ясно. Согласно шведским источникам, это могли быть и российские ведомства, и посредники. Не исключено, что это было оружие, оставшееся в странах Балтии после вывода советских войск. Новое расследование станет третьей по счету попыткой выяснить причину катастрофы, унесшей жизни 852 человек.
Паром "Эстония", направлявшийся из Таллина в Стокгольм, утонул в час ночи 28 сентября 1994 года. 852 пассажира лайнера погибли. Лишь 137 человек, которые не спали, а сидели в многочисленных барах парома, остались в живых. Официальная комиссия Эстонии, Финляндии и Швеции назвала причиной крушения штормовую погоду, конструкционные недочеты в носовых воротах парома и слишком большую скорость судна. В 1999 году эти выводы комиссии поставили под сомнение специалисты немецкой верфи Meyer Werft, где была построена "Эстония". Они утверждали, что паром мог затонуть и из-за теракта или неумелых действий экипажа. Новое расследование шведской комиссии не подтвердило этих предположений. Однако история оказалась незаконченной - в пятницу правительство Швеции возобновило расследование. - Я бы не сказала, что правительство приняло решение о начале третьего расследования гибели парома "Эстония", как сообщили некоторые средства массовой информации, - заявила "Известиям" Анна Хельсен, глава пресс-службы премьер-министра Швеции Горана Перссона. - Это скорее проверка, которая по масштабам не будет иметь ничего общего с реальным расследованием, проведенным международной комиссией в середине 90-х годов. Проверяться будут новые факты, которые появились в программах шведского телевидения и радио на этой неделе. Новые факты, о которых говорит пресс-секретарь, - это интервью бывшего начальника шведской таможни Свена Петера Олссона. Он заявил журналистам, что десять лет назад таможня и вооруженные силы Швеции заключили договор, согласно которому таможенники были обязаны не досматривать некоторые грузовики, прибывающие на пароме "Эстония". Это соглашение касалось машин, в которых находилась военная электроника российского производства. Олссон сослался на секретность и не рассказал, насколько масштабной была перевозка военных грузов. В то же время он подчеркнул, что у него не было информации, перевозила ли "Эстония" военное оборудование в своем последнем рейсе. Информацию о фактах перевозки военной техники подтвердил и бывший шведский таможенник Леннарт Хендрикссон. - В середине сентября 1994 года, 12-го или 13-го числа, меня и моего непосредственного начальника вызвал начальник таможни и сказал, что на пароме "Эстония" прибудет автомобиль, который нельзя проверять. Он дал мне номер этой машины, - заявил он. - Паром прибыл 14 сентября. Я открыл все же некоторые ящики, в них была военная электроника. В авторегистре я выяснил, что машина принадлежала фирме Ericsson Access AB. В шведских источниках ничего не сообщается о том, кто был поставщиком российской военной электроники. На сей счет появились предположения. Сорен Линдман, работавший в начале 90-х годов военным атташе Швеции в странах Балтии, заявил, что у него было задание проследить, что из военного оборудования, оставшегося после распада СССР, могло представлять интерес для Швеции. Он полагает, что с этим делом может быть связана шведская служба военной разведки KSI. Международная комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы 1994 года, не располагала этими данными. Об этом заявил Ове Викторин, командовавший в 1994 году вооруженными силами Швеции. Если выяснится, что на борту "Эстонии" все же было вооружение, это может пролить свет на все обстоятельства катастрофы. - На сегодняшний день мы не можем сказать, находилось ли военное оборудование на этом судне, - заявила "Известиям" представитель Министерства обороны Швеции Паула Баррау. - Результаты проверки будут оглашены 21 января. По словам Анны Хельсен, комиссию по проверке всех новых фактов возглавил судья одного из судебных округов Швеции Юхан Хиршфельдт. Оружие на "Эстонии" возили и в советское время Как выяснили "Известия", в советское время паром "Эстония" действительно часто перевозил военные грузы, и эти перевозки осуществлялись под контролем КГБ СССР. - Я досматривал "Эстонию" почти 2 года, с 1985 по 1987, - рассказал "Известиям" один из пограничников, проходивших срочную службу в советское время в порту Таллина. - На ней действительно возили оружие. Насчет досмотра командиру давалась отмашка, и тогда даже нас, погранцов, внутрь не пускали. В основном нашей задачей были пассажиры, а грузы в нашу задачу не входили. Если что-то серьезное находили, то были благодарности, вплоть до отпусков. Мы знали о тех случаях, когда команду моряков разбавляли ребятами из КГБ или даже полностью их заменяли. Вот тогда совершенно никакого смысла стараться не было. Мы понимали, что вниз нос лучше не совать! А моряков разбавляли как раз для того, чтоб было поменьше лишних глаз. Возили, конечно, не танки, а ящики. Хотя позже, может быть, и танки были.
Известия ,
6.12.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |