Лениградская Правда
31 OCTOBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
"Нас там 1020 человек!"
3.09.2004 00:01

Весь вчерашний день в Беслане на месте трагических событий были специальные корреспонденты Газеты Павел Аптекарь, Иван Егоров, Ярослав Зорин и Дмитрий Соколов-Митрич. Одному из них удалось невозможное - пройти за оцепление и наблюдать за происходящим, находясь у самых стен школы. Одна из освобожденных заложниц сказала ему: "Нас там 1020 человек!" Боевиков 30-40. Никаких признаков подготовки к штурму пока нет.

"А ну-ка иди сюда!"

"Дальше двух метров от стены не отходи, - говорит осетинский спецназовец, - тут все простреливается снайперами".

Люди в камуфляже с белыми повязками на рукавах (чтобы свои узнавали) сидят вдоль стен частных домов, за которыми сразу начинается школьный двор. В 50 метрах от нас лежит труп мужчины в синем спортивном костюме. Его убили больше суток назад - во время захвата школы. Еще через 20 метров, рядом с машиной, еще один убитый мужчина. 4 трупа под окнами во дворе школы. Спецназовцы говорят, что боевики выбрасывали их ночью со второго этажа: "Мы хотели их забрать, но только попытались к ним продвинуться - попали под шквальный огонь. Подцепить проволокой тоже не получилось».

Тимур Бухаев побежал к школе, как только услышал выстрелы. Туда, на торжественную линейку, час назад ушли его жена, сын и двое дочерей. Подбежал к двери, за которой стоял бородатый человек в камуфляже с автоматом. На вопрос Тимура: "Ты кто такой?" - он сказал: "А ну-ка иди сюда". Тимур все понял и бросился бежать от школы. Вслед ему раздалась автоматная очередь. Чудом он успел заскочить в канаву. По нему начали стрелять со второго этажа. Тимур точно помнит, что в этот момент, лежа в канаве, он услышал крик маленького ребенка. Раздался выстрел, и крик оборвался в секунду. Тимур перекатывался с места на место до восьми вечера, пока темнота и ливень не спасли его.

Не страховой случай

Весь день вчера со стороны школы раздавались выстрелы. Боевики с завидной постоянностью расстреливали припаркованные перед школой машины, дома за железной дорогой и даже пробегающих мимо собак. «По тарелочкам стреляют, гады", - говорит пожилой ополченец Алан. Снайпер делает несколько выстрелов по двум "Жигулям". Одна из машин загорается и взрывается. Сигнализация почему-то завопила, когда машина уже догорала. "Машину-то застраховал?" - спросили владельца новенькой "семерки" спецназовцы. "Застраховал, - ответил, поигрывая автоматом, владелец - ополченец Тамерлан Хасиев. - Все правильно сделал".

Ближе к вечеру Тамерлан добрался до офиса страховой компании и узнал, что, когда по машине стреляют боевики, это не страховой случай.

После "семерки" боевики принялись за "КамАЗ". Дали пару очередей из АКМ. Не помогло. Тогда добавили из подствольного гранатомета. Грузовик устоял. Вторая граната недолетела и упала на рельсы. Развлекаться боевики прекратили около четырех часов дня. И сразу после того, как стихли выстрелы, около стены перед школой неожиданно появились министр МВД Северной Осетии Казбек Дзантиев и бывший президент Ингушетии Руслан Аушев.

Весь день город ждал, что боевики пустят на переговоры доктора Рошаля. Еще они требовали, чтобы к ним приехали Дзасохов, Зязиков и Алханов. Появление Аушева оказалось для всех полной неожиданностью. Так же неожиданно генерал-"афганец" вдруг отделился от министра Дзантиева и пошел по простреливаемой территории ко входу в школу. Было видно, что ходить под прицелом страшно даже ему. Когда он зашел внутрь, в школе раздался выстрел.

Жив или нет Аушев, никто не знал полчаса. Из здания неожиданно вышла молодая женщина с малышом на руках и лишь потом сам Аушев - еще с двумя детьми. Еще через 15 минут стало известно, что через другой вход боевики выпускают еще 23 заложника - женщин и детей до двух лет.

"Штурма не будет", - сказал епископ

Город Беслан сжался до территории вокруг Дома культуры. Именно здесь без сна и отдыха ждут чуда несколько тысяч человек. Возле входа висят афиши фильмов, которые никто не будет здесь смотреть еще долго: «Страсти Христовы» и «Пираты ХХ века». В городе, где живет тридцать тысяч человек, захват тысячи с лишним заложников - трагедия, затронувшая всех. У каждого из местных жителей в школе находятся родственники или близкие друзья. Толпа бурлит. Увидев журналистов, люди устремились к ним: "Передайте Путину, потребуйте от него, пусть он выполнит все их требования, только бы наши дети остались целы", - воскликнула Лидия Парсиева, у которой двое детей находятся среди заложников.

"Ведется работа с родственной базой боевиков"

Раздражает полная информационная блокада. Около 9 утра к прессе вышел глава североосетинского ФСБ Валерий Андреев. Он ограничился стандартными фразами о попытках продолжения контактов с террористами: «К нам обратились старейшины Ингушетии и Чечни. Установлены имена боевиков. Ведется работа с их родственной базой, чтобы привлечь родственников к контактам с террористами». Наконец, по его словам, штаб по освобождению заложников ночью пытался привлечь к разрешению конфликта и арабские телеканалы «Аль-Алям» и «Аль-Джазира». Боевики отвергли предложение.

Вскоре президент Северной Осетии - Алании Александр Дзасохов повторил его слова. До пяти вечера к народу вышли только депутат североосетинского парламента Станислав Исаев и архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Они пытались успокоить людей теми же штампованными фразами. "Не поддавайтесь панике, это играет на руку террористам. Соберите свою волю в кулак", - сказал пастве епископ. И добавил: "Штурма не будет". Они призывали людей ждать переговоров доктора Рошаля с боевиками. Похоже, до середины дня он был единственной надеждой. Рано утром ему по телефону удалось договориться о передаче заложникам воды. Воду передали. Продукты боевики принимать отказались и стали тянуть с переговорами. Сначала до часу дня, потом до двух, наконец в три часа они заявили, что не желают видеть доктора Рошаля в числе посредников.

"Официально в школе учатся 890 детей, плюс 59 учителей, плюс родители"

"Информация не успокаивает. Как все началось, так и продолжается. Люди психуют. Новой информации нет», - говорит 25-летняя Тея Кокойти. Местные жители распалены нападением боевиков до предела. "У меня там 10 родственников. Если с ними что-нибудь случится, эти ингуши больше не проедут до Владикавказа. Мы их всех замочим!" - говорит Хусейн Исаев.

Жителей близлежащего к школе квартала прошлой ночью не пускали домой. Зарема Цинаева всю ночь провела на улице. Ее дочь Карина, наоборот, не могла выйти из квартиры. По окнам стреляли боевики. Покинуть дом ей удалось только утром. Толпа вокруг ДК время от времени приходила в движение. Достаточно было нескольким людям пройти быстрым шагом по площади, как за ними устремлялись сначала десятки, а потом сотни. Через 5 минут толпа понимала, что идет за пустотой.

Без четверти пять люди опять пришли в движение. К народу вышел начальник аналитического управления президента республики Северная Осетия Лев Дзугаев. Он очень тихим голосом сообщил, что выпущены трое детей. Первые ряды сообщили эту информацию последним. Когда Дзугаев ушел, на его месте перед телекамерами вырос плакат: "Путин, отпусти наших детей! Выполни их требования!". Потом плакат исчез и снова поднялся уже с припиской: "Там не менее 800 человек!"

В том, что народа в захваченной школе гораздо больше, чем официально объявлено, здесь уверены все. Утром начальник УФСБ республики Валерий Андреев заявил, что заложников 354.

"Одних только первых классов в этой школе 4, и в каждом по 30 человек, - рассказала ГАЗЕТЕ Фатима Айларова, у которой в школе находится дочь-шестиклассница. - Да какие там 350 человек, если официально в школе учится 890 человек, плюс 59 учителей, плюс родители. По-любому получается не меньше тысячи. Зачем врать так бездарно?"

Кто-то из журналистов, разговаривая по телефону, слишком громко переспросил: "В больницу повезли? Как проехать". Проехать в больницу оказалось невозможно, потому что дорога наполнилась людьми. Среди идущих был депутат городского совета Константин Ильин. Среди заложников четверо его родственников. Его пытались утешать те, у кого всего один-два. "Лучше не будет, - отвечал он попутчикам. - У меня сейчас один высокопоставленный военный живет, я его спросил, на что мне надеяться, он мне честно сказал: "Я тебе не завидую". А еще я встретил в штабе Дзасохова, он меня знает. Он спросил, есть ли у меня там кто-нибудь. Когда узнал, что сын и двое племянников, быстро бочком проскользнул в кабинет".

Удара по школе не ожидал никто

Перед крыльцом приемного покоя городской больницы уже собрались несколько сотен человек. Турникет у калитки узкий, его уже чуть не выломали. Перед входом в здание - рамка металлоискателя, за нее никого не пускают, даже родственников.

То, что в Осетии планируется теракты, люди знали уже давно. Знали даже место - местные поликлиники и больницы. Именно они последние месяцы находятся под усиленной охраной милиции и ОМОНа. Удара по школе не ожидал никто.

"Тех, кто старше двух лет, не кормили еще ни разу"

На крыльцо вышел главврач и продиктовал список освобожденных заложников. Через 15 минут из здания больницы вынесли на руках первого освобожденного - годовалого Умара Дударова. Его мать Зара пока осталась в больнице. Ребенка со слезами на глазах приняли на руки бабушка и жена брата Зары.

Еще через пять минут босиком вышла мать с ребенком. Она была в истерике, разговаривать ни с кем просто не могла, когда ее пытались фотографировать, кричала: "У меня там еще дочь! Они сказали, если буду разговаривать с журналистами, ее убьют!"

Тем временем родственники Умара дозвонились до его матери, оставшейся в больнице: "Она говорит, грудничков там все-таки кормили. Развели сухое молоко с водой и еще фиников дали".

На крыльце появилась еще одна босая женщина. На руках у нее была Амина Запарова - девочка лет двух.
"Они освободили тех, кому меньше двух. Моей на самом деле чуть больше, но мне поверили, - босую женщину звали Залина Левина, это бабушка Амины. - Всех, кто старше двух лет, не кормили еще ни разу".

Мать трехмесячной Алены Ицкаевой Адель, выйдя на свободу, услышала от кого-то, что заложников в школе 354 человека: "Да вы что? Обалдели? Нас там 1020 человек!"

Есть первые задержанные

Вчера в непосредственной близости от школы (в зоне оцепления) были задержаны двое мужчин.

Когда у первого из них попросили документы, он на чистом осетинском начал отшучивался, что он свой, не надо у него документы спрашивать. В этот момент всех отвлек очередной выстрел из гранатомета. Воспользовавшись этим, подозрительный человек вышел из оцепления. Спецназовцы бросились за ним, но догнать не успели.

Спустя полчаса внутри оцепления проверили еще одного подозрительного молодого человека. Под рубашкой у 23-летнего жителя Осетии нашли микрофон с радиопередатчиком. Его сразу задержали.

Среди задержанных за эти два дня в Беслане - и майор милиции из Ингушетии. По некоторым данным, именно его "УАЗ", который сейчас стоит во дворе школы, сопровождал через посты ГАЗ-66 с боевиками. По утверждению самого милиционера, его взяли в заложники и под угрозой смерти заставили ехать в Осетию. Перед школой, по его утверждению, он смог сбежать. Но жители частных домов, расположенных рядом со школой, говорят, что видели милицейский "УАЗ" с ингушскими номерами еще за два дня до нападения боевиков.

Освобожденные заложники

1. Левина Залина (1953 г.р.)
2. Ее внучка Дзапарова Алина (2002 г.р.)
3. Ходова Земфира (1970 г.р.)
4. Ее дочь Ходова Дана (2002 г.р.)
5. Дзандарова Залина (1977 г.р.)
6. Ее сын Дзандаров Алан (2002 г.р.)
7. Дударова Зара (1957 г.р.)
8. Ее племянник Дударов Умар (2003 г.р.)
9. Сулейманова Салимат (1973 г.р.)
10. Ее дочь Сулейманова Алина (2004 г.р.)
11. Цараева Оксана (1974 г.р.)
12. С ней Гафурова Валерия (1996 г.р.)
13. Гадиева Анета (1963 г.р.)
14. Ее дочь Гадиева Милена (2003 г.р.)
15. Гаджинова-Комаева Рита (1960 г.р.)
16. Ее дочь Гаджинова Марина (2001 г.р.)
17. Селихова Юлия (1978 г.р.)
18, 19, 20. Ее сыновья Селихов Александр (2002 г.р.) и Селихов Азамат (2002 г.р.), с ней же - ребенок 2004 г.р., мать которого Цкаева-Пушкина осталась с двумя детьми в школе
21. Азиева Диана (2002 г.р.), няня которой Южекевич Рая со своими детьми осталась в заложниках
22. Кудзаева Алина (1973 г.р.)
23. Ее дочь Кудзаева Мадина (2004 г.р.)

Всего были освобождены 26 человек. Личности 23 из них установлены. Предположительно, еще одна женщина с детьми после освобождения проследовала в сторону железной дороги, находящейся недалеко от школы. В настоящее время их личности устанавливаются.

Газета , 3.09.2004



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru