Российское правительство не вело переговоров с французской Total о ее возможном приобретении доли в «Сибнефти» и не давало никаких сигналов об одобрении этой сделки. Об этом заявил вчера глава Минэкономразвития Герман Греф. Впрочем, французы никогда не утверждали, что обсуждают эту тему с представителями российской власти - переговоры велись пока только с самой «Сибнефтью». При этом лоббисты крупных западных компаний отмечают, что в России согласование подобных сделок идет «сверху вниз», поэтому, возможно, до Грефа очередь просто еще не дошла.
В начале мая финансовый директор Total Робер Кастень сообщил, что франко-бельгийский концерн с 1998 года ведет постоянный обмен мнениями с «Сибнефтью» и будет заинтересован в любых возможностях, «которые возникнут в результате этих переговоров». О заключении сделки, по его словам, говорить пока рано: для начала «Сибнефть» должна «развестись» с ЮКОСом, которому сейчас принадлежат 92% ее акций. Да и мировые цены на нефть для подобного приобретения сейчас слишком высоки.
Не успела Total официально подтвердить свой интерес к приобретению акций «Сибнефти», как тут же появились претенденты на роль «переговорщиков» с французами от лица российской власти. Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф, обсуждающий в Париже вопросы вступления России в ВТО, отвлекся на нефтяную тему. 'Переговоров между Total и российским правительством не было, и никакого одобрения тоже', - цитирует министра The Wall Street Journal on-line.
Напомним, что накануне майских праздников в западной прессе появилась информация о том, что Total уже получила согласие Кремля на приобретение 25% «Сибнефти» за 4 млрд. долларов. Переговорными успехами французов якобы были сильно расстроены в американских компаниях ExxonMobil и ChevronTexaco, которые еще в прошлом году проявляли интерес к покупке акций объединенной 'ЮкосСибнефти'.
Однако согласие Кремля и согласие правительства - совсем не одно и то же. «Мне кажется, в России такие вопросы (как покупка значительного пакета акций нефтяной компании иностранцами. - ГАЗЕТА) решает только президент Путин», - пояснил ГАЗЕТЕ лоббист крупной западной компании, пожелавший остаться неизвестным. Обычно правительству поручают согласовать детали, когда принципиальное решение уже принято.
Это, кстати, подтверждается и переговорным опытом американских компаний, претендовавших на приобретение доли в объединенной «ЮкосСибнефти». Через три дня после завершения сделки по слиянию (октябрь прошлого года) Владимир Путин заявил, что возможность покупки части российской компании «это прежде всего корпоративное дело», однако «будет правильно» провести «предварительные консультации с правительством». Тогда же президент подчеркивал, что, насколько ему известно, сделка о покупке 40% ЮКОСа еще не состоялась, но обсуждается. Однако меньше чем за месяц до этого тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов утверждал, что не располагает информацией о возможности сделки между ExxonMobil и 'ЮкосСибнефтью'. А в конце октября, после ареста экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, американцы сами заморозили переговоры по сделке.
Слова Германа Грефа о том, что правительство не вело переговоров с Total, только подтверждают заявление финансиста французского концерна - о заключении сделки говорить пока рано. При этом не исключено, что министр экономического развития и торговли хотел бы выступать в роли «посредника» от власти.
Газета ,
14.05.2004