|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Силовые реформы
21.04.2004 00:01
Объявленная в понедельник Владимиром Путиным реформа силовых структур, судя по первой реакции реформируемых, не будет такой же радикальной, как реорганизация «гражданских» министерств. Во всяком случае, сотрудники МВД, Минобороны и МЧС, которых удалось опросить «НГ», были на удивление спокойными. Либо в этих ведомствах еще не знают о реальных планах кремлевских реформаторов, либо речь идет не о радикальных преобразованиях, а о «тонкой настройке» – каковая была произведена в президентской администрации. Похоже, аналитики, писавшие накануне о реформе силового блока как о некоем эпохальном событии, несколько поторопились. Во всяком случае, ни в МВД, ни в МЧС, ни в военном ведомстве не ожидают крупных реорганизаций и массовых сокращений. Даже широко разрекламированное дробление министерства Рашида Нургалиева на несколько независимых структур откладывается, судя по всему, до лучших времен. Источник «НГ» в Кремле подтвердил, что реформа силовых ведомств вряд ли пойдет по уже опробованному на остальной части правительства сценарию. Нельзя, в частности, говорить о том, что у каждого руководителя «силового блока» останутся по два заместителя. От генералитета ждут не количественных, а качественных изменений: «Речь главным образом идет о некотором кадровом сокращении и усилении ответственности среднего звена». В Кремле также не скрывают, что реформа коснется прежде всего МВД. «Недаром президент поставил во главе министерства не милиционера, а кадрового чекиста, – заметил один из наших собеседников. – Рашид Нургалиев не из этой системы, кроме того как руководитель он невероятно жесткий. Только человек, обладающий такими характеристиками, в рамках борьбы с коррупцией в состоянии навести порядок в милиции». По словам другого кремлевского собеседника, окончательного плана реформы нет: пока что президент принимает предложения от силовиков по преобразованию их собственных ведомств. МВД дробить не спешат Источники «НГ» в МВД России опровергли слухи о возможном глобальном сокращении центрального аппарата министерства: «Никто не собирается уменьшать число заместителей Рашида Нургалиева с одиннадцати до четырех. Дело в другом: давно была высказана идея объединить отдельные главки в департаменты. Исключительно для упрощения координации работы. И замы здесь ни при чем». Насколько известно, «оптимизацией деятельности» ведомства занимается специальная комиссия, созданная во второй половине марта, а руководит ее работой замминистра Александр Чекалин. При этом, по словам источника, «грядущие реформы не затронут кадровую составляющую, они нацелены на изменение правоприменительных функций ведомства. Будет смещен акцент в сторону законотворческой деятельности, идеологии». Сотрудники министерства не переживают за свои рабочие места: «Нургалиев обещал, что сокращения не будет», – говорят они в кулуарах. «Полным бредом» называют на Житной предположения о полном расформировании министерства, на месте которого якобы возникнут полиция, Федеральные органы расследования, Национальная гвардия и муниципальная милиция». «Нынешняя структура МВД – неплохая. Но работа зачастую пробуксовывает из-за того, что никто ни за что не отвечает. Так получается потому, что не только многие генералы и офицеры, но даже сержанты выполняют несвойственные им функции и задачи. Про непрекращающиеся «усиления» просто не приходится говорить. Должна быть отдельная специальная структура, своего рода резерв на такие случаи. Такую функцию вполне можно было бы возложить на те же Внутренние войска», – заявили «НГ» в МВД. Единственное, с чем соглашаются собеседники «НГ», так это с созданием подразделений муниципальной милиции, которая будет содержаться за счет средств местных бюджетов: «Подобный опыт уже имелся – в первой половине 90-х в Москве появилось элитное подразделение «муниципалов», состоящее исключительно из офицеров». Вопросы следствия – самая больная тема МВД последнего времени, утверждают на Житной: «Именно поэтому мы не раз говорили о необходимости создания Федеральных органов расследования. Но ничто сегодня не указывает на то, что такие органы могут появиться в этом году». В МЧС царит спокойствие «Необходимо исключить создание дублирующих органов федерального и местного подчинения, – сказал вчера заместитель главы МЧС РФ Юрий Воробьев, выступая на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от ЧС. – Мы предлагаем, чтобы руководство осуществлял федеральный Центр – путем соглашения с субъектами РФ». По словам Воробьева, изменений в региональной политике в области защиты от катастроф надо ждать после вступления в силу ряда федеральных законов. Замминистра рассказал, что на местные власти ляжет основная нагрузка в области предупреждения и ликвидации ЧС, например тушение пожаров. Поэтому претерпит изменения государственная противопожарная служба МЧС, в составе которой сегодня 126 тысяч пожарных – военнослужащих внутренней службы. В центральном аппарате МЧС России, где также ожидают структурных изменений, царит спокойствие. В его составе более 1000 человек. Несколькими вариантами реформы поделился с корреспондентом «НГ» замминистра МЧС РФ Сергей Бражников, обозначивший ее цель: «...сделать систему более рациональной, компактной, эффективной – чтобы административная сущность соответствовала выстроенной в стране административной реформе. Очень важно повышение статуса сотрудников министерства». По словам Бражникова, в разработке проекта реформы заняты специалисты самого ведомства, при этом «идут предложения сверху»: «Результатом должно стать сочетание этих двух подходов». Что касается региональных подразделений МЧС, то там, судя по всему, планы по реформированию пока представляют себе слабо – в том числе и в областях, куда отправился Сергей Шойгу, чтобы на месте оценить последствия паводков. «У нас, по сути, реформа уже прошла, – сообщил корреспонденту «НГ» министр по делам ГО и ЧС Республики Хакасия Олег Берестевич. – В октябре прошлого года пожарные подразделения вошли в структуру МЧС. Указания по новому этапу реформы пока не поступали» Сергей Иванов создает центральный аппарат Заявление главы государства неожиданностью для военных не стало: они со дня на день не без трепета ожидали «построения в Кремле» и вызова на ковер к президенту. Единственный руководитель, который чувствовал себя застрахованным «на все сто», – Сергей Иванов: он убыл с трехдневным официальным визитом в Китай обсуждать со своим коллегой, генерал-полковником Цао Ганчуанем, вопросы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако по прибытии в Пекин буквально у трапа самолета выразил несогласие с концепцией только двух замов у министра. Он сказал, что «заместители министра обороны – это не чиновники, а военачальники, которые в соответствии с боевыми уставами, наставлениями, приказами осуществляют руководство войсками по вертикали. Уверен, что никто не будет ломать структуру военного управления, посколько это чревато потерей управления войсками». По словам Сергея Иванова, новое положение о Минобороны будет представлено на утверждение президенту в ближайшие две недели. Он отметил, что ранее в Минобороны никогда не существовало понятие «центральный аппарат». «Теперь в рамках административной реформы, – сказал он, – мы намерены создать центральный аппарат. Какие органы центрального военного управления в него войдут, еще предстоит определить». Численность его, сообщил министр обороны, не превысит 10 тыс. человек, что составляет менее полпроцента от общей численности Вооруженных сил, включая и гражданский персонал. Предполагаются и структурные перестройки. Помимо формирования штата трех федеральных служб и агентства по спецстроительству в Минобороны будет образовано «мощное» управление по разработке нормативно-правовых документов. Если раньше этим занимался кабинет министров, то теперь по указу президента этим должно заниматься Минобороны. Одновременно с этим будут уточнены и функции Генштаба – уже готовится новое положение об этом ведомстве. Генштаб, как ранее заявлял сам министр Иванов, избавится от финансовых, хозяйственных, снабженческих функций и будет заниматься оперативно-стратегическим планированием и организацией боевой подготовки в войсках. Очевидно, что сам Иванов держит в кулаке все нити предстоящего реформирования. Например, недавно он побывал в штабе Росспецстроя, где представил военным строителям их начальника генерала армии Николая Аброськина. Само Федеральное агентство специального строительства (Росспецстрой) по указу Путина, как известно, вливается в Главное управление специального строительства МО РФ, и, таким образом, весь военно-строительный потенциал государства окажется под крышей одного ведомства. В то же время Железнодорожные войска, которые должны стать частью Минобороны, находятся в полном неведении о том, что их ожидает. В штабе Внутренних войск МВД РФ корреспонденту «НГ» рассказали, что в последнее время витало немало слухов о том, что войсками будет руководить непосредственно глава государства – 300-тысячная структура станет национальной гвардией. Но пока это слухами и остается. Источники «НГ» в силовых и иных госструктурах не подтвердили, но и не опровергли информацию о возможном преобразовании самого военного ведомства в Министерство военной безопасности России, куда в этом случае вошли бы само Минобороны, а также подчиненные ему все вновь созданные федеральные агентства. Реформа ФСБ закончилась год назад Источники «НГ» на Лубянке сообщают, что в ФСБ ходят разные слухи, «но какими-то глобальными изменениями пока не пахнет». Действительно, после 11 марта прошлого года, когда Владимир Путин упразднил Федеральную службу налоговой полиции, а Федеральную пограничную службу (ФПС) «накрыл» крылом ФСБ, каких-то более значимых перемен внешне ожидать не приходится. Тем более что та же ФПС до сих пор все еще «вливается» в ФСБ. Так, на Лубянке планируют взяться за региональные управления. И тогда, например, пограничный штаб Северокавказского погрануправления из Ставрополя, где он сейчас дислоцируется, переедет в Ростов-на-Дону, а Юго-Восточный штаб «зеленых фуражек» переместится из Челябинска в Омск. Другая перемена в спецструктурах может заключаться в слиянии Службы внешней разведки (СВР) и ФСБ в единую спецслужбу – по образцу КГБ. Однако, как считает генеральный директор национального антикриминального и антитеррористического фонда (НААФ) полковник КГБ в отставке Олег Нечипоренко, это маловероятно. По мнению эксперта «НГ», разведывательное (СВР) и контразведывательное (ФСБ) ведомства в условиях угроз современного мира должны играть определенно самостоятельные функции. Кроме того, как сказал Нечипоренко, смысл реформы, если таковая намечается, должен заключаться и в том, чтобы спецслужбы «хоть немного вдохнули» после более чем десяти лет преобразований, которые безостановочно шли с начала 90-х годов.
НГ ,
21.04.2004
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |