Политическое положение Юрия Лужкова явно осложнилось. С одной стороны, он в третий раз избран столичным градоначальником. С другой - за последние месяцы он получил столько "черных меток", сколько не получал за все время своего правления. Запущенные слухи о якобы тяжелой болезни главы города, о том, что хозяйкой рухнувшего "Трансвааля" была супруга мэра Елена Батурина, грубые намеки на то, что столичные власти намеревались нагреть руки на пожаре Манежа...
Кто-то явно дает понять Юрию Лужкову, что ему пора на пенсию.
ХОЛОДНЫЙ МИР
Еще во времена Ельцина Кремль вел активные боевые действия против Лужкова. Первый российский президент всегда ревниво относился к популярному мэру. По сути, вся его биография на посту мэра - это перманентно испорченные отношения с федеральной властью и попытки их восстановить. И хотя при Путине между Кремлем и столичной мэрией установилась атмосфера "холодного мира", Юрию Михайловичу даже за давностью лет не могут забыть "Отечество"и далеко идущих планов на царствование. Несмотря на то, что сегодня столичный мэр демонстрирует полнейшее послушание, Кремль по-прежнему подозревает его в своеволии. Высокопоставленные чиновники президентской администрации утверждают, что "Юрий Михайлович ведет себя так, будто он единственный хозяин в Москве. Но он забывает, что Москва находится в стране, и у страны тоже есть хозяин". Бесконечные строительные проекты, которыми фонтанирует столичный мэр, вызывают у обитателей Кремля глухое раздражение и лишь подливают масла в огонь. Решения по сносу Военторга, реконструкции гостиниц "Москва", "Минск", "Россия" Лужков ни с кем наверху не согласовывал. "Многие товарищи, по куда менее важным вопросам, не считают для себя зазорным прийти к нам и посоветоваться. А Юрий Михайлович советоваться не ходит", - сетовали собеседники "МН". В Кремле иронизируют: нет никакой гарантии, что, выглянув из окна кремлевского кабинета, ты увидишь привычный пейзаж. Более того, задумав снести "Детский мир" с последующей реконструкцией, Лужков посягнул на изменение внешнего вида Лубянской площади, которая по известным причинам дорога сердцу самого президента.
Пожар Манежа, омрачивший святой день президентских выборов, стал катализатором принципиального решения: Москву надо от Лужкова "освобождать". Рассказывают, что Владимир Владимирович был в бешенстве, увидев зарево над Кремлевской стеной. Очевидно, что меньше всех хотел испортить настроение президенту столичный мэр. Люди из ближайшего окружения Лужкова считают, что для московской мэрии пожар в Манеже равносилен поджогу рейхстага. Видимо, так и останется тайной, почему загорелся памятник архитектуры, но заинтересованные лица не преминули воспользоваться ситуацией.
"РОДИНА" ПРЕТЕНДУЕТ НА СТОЛИЦУ
Серьезные виды на пост столичного градоначальника имеет лидер "Родины" Дмитрий Рогозин. У него сейчас нет серьезной работы: с международной площадки его убрали, со своим сорат-ником Сергеем Глазьевым он по поручению Кремля разобрался, в Госдуме ему тоже особо делать нечего, там все решают "единороссы". А у Рогозина большие амбиции, и он всегда проявлял склонность к собственной игре. Заявка на Москву - отличный повод вновь привлечь к себе внимание. А если вдруг получится завоевать столицу, то здесь можно аккумулировать мощные финансовые и экономические ресурсы, которые пригодятся в борьбе за президентский пост. Не удастся победить в 2008-м, тоже не трагедия: ресурс все равно останется. Да и возраст позволяет Рогозину подождать до 2012 и даже до 2016 года.
При осуществлении своего замысла Рогозин может рассчитывать на поддержку Олега Дерипаски, который финансировал блок "Родину" на парламентских выборах. Он также надеется, что часть средств выделит НРБ, возглавляемый партийным соратником Александром Лебедевым.
МЭРСКИЙ ВЫДВИЖЕНЕЦ
До недавних пор московская команда пребывала в уверенности, что наследником Юрия Лужкова надо делать его проверенного зама Валерия Шанцева. Но по здравому размышлению пришли к выводу, что харизма Лужкова на Шанцева не распространяется, а у "кремлевских" он вызывает стойкую аллергию, и они костьми лягут, но не дадут Шанцеву пойти на повышение.
Тогда ставку решено было делать на кандидата, который и москвичам импонирует, и Кремль не раздражает. По всем параметрам подходит вице-спикер Госдумы от "Единства" Георгий Боос. Молодой, энергичный, несколько раз баллотировался и побеждал в Москве, имеет неплохие связи с федеральной властью. Да и вообще сделал москвичам благое дело: вся "подсветка" в городе - творение его фирмы.
ИЗ СЕМЕЙНЫХ
В битву за Москву намерены вступить и "семейные", в последнее время отстраненные от больших дел. Прежде столица "Семьей" никогда не контролировалась, теперь же она определилась со своим кандидатом: двигать в мэры будут Михаила Касьянова.
Уже изготовлен сценарий позиционирования экс-премьера. Главный акцент сделан на извечную ревность между Питером и Москвой. Дескать, наших обидели (не секрет, что к отставке премьера приложили руку питерцы Игорь Сечин и Виктор Иванов), Москва своих не сдает, всегда вступается за обиженных и хочет, наконец, утереть нос питерским.
Вложиться в предвыборную кампанию Касьянова готовы Александр Мамут и группа "Альфа", которой бывший премьер помог выиграть конкурс по аэропорту "Шереметьево".
Правда, сам кандидат к открывающейся перед ним перспективе относится очень настороженно. Самовольно втягиваться в большую политику он опасается, но никаких предложений от президента Путина за время своего вынужденного простоя Касьянов не получил. Так что вполне возможно, что к лету он внутренне будет готов сделать собственный выбор.
КРЕМЛЮ НЕ НРАВЯТСЯ ВСЕ
Отстроив Думу, Совет Федерации и губернаторов, Кремль так и не отстроил Москву. Люди в администрации мрачно шутят, что во время войны главное покорить столицу, после чего капитулирует страна. А у них страна захвачена, но не контролируется столица.
Однако из наметившегося набора кандидатур Кремлю не нравится никто. Изначально кремлевские политтехнологи планировали на замену Лужкову полпреда президента по Центральному округу Георгия Полтавченко. Но после того, как провели социологические замеры, стало ясно, что бывший питерский налоговик в Москве не выйдет даже во второй тур.
Совсем не случайно при реформировании Администрации президента Вячеслав Сурков сохранил и свой пост, и свои позиции. Это прежде всего связано с тем, что выборная тематика в стране не исчерпана и как раз Сурков откомандирован на "московский проект".
В администрации уже сформулированы основные требования, которым должен отвечать преемник Лужкова. Это должен быть коренной москвич, не старше пятидесяти, хорошо образованный и способный к публичной деятельности. Но дальше у силового и несилового крыла президентской команды наметились серьезные разногласия. Дмитрий Медведев и Вячеслав Сурков ратуют за то, чтобы Москву возглавил человек из бизнеса или работающий на производстве, то есть не политик, а хозяйственник-экономист. Силовики настаивают на том, что это должен быть выдвиженец из их рядов. Они разработали проект под названием "Московский чистильщик", где предложено раскрутить перспективного, энергичного человека из Генпрокуратуры или МВД, который с блеском проведет расследование громких дел: по "Трансваалю", Манежу, коррупции в московских органах власти и среди бизнесменов, работающих в столице. На выборы кандидат пойдет с программой очищения города от зарвавшихся представителей мэрии и связанного с ними капитала. Вне сомнений, такой претендент завоюет популярность среди широких народных масс и выиграет сражение.
Однако либеральное крыло опасается, что победитель станет политическим мэром столицы, который в 2008 году или позже может претендовать на лидерство уже на федеральном уровне. А это ни к чему.
Как говорят в Кремле, "с точки зрения кузницы кадров Питер оказался намного продуктивнее Москвы. Из Северной столицы нашлись люди на все вакансии в стране, а в Москве не можем даже одного найти, на должность мэра".
ГАРАНТИЯ
То, что у Кремля на примете нет подходящего кандидата, служит Лужкову лучшей гарантией на сохранение своего поста. В администрации понимают, что если "зачистить" столичного мэра сейчас, то площадка может быть захвачена самовыдвиженцами. До тех пор пока в Кремле не найдут силовика, способного к публичной деятельности, или цивилизованного крепкого хозяйственника, Юрию Михайловичу не о чем беспокоиться. Разве что будут держать его в тонусе, не давая расслабиться.
МН ,
5.04.2004