|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Сенсационные особенности российской коррупции
24.03.2004 00:01
Общественная организация малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ"в конце прошлого года провела широкое социологическое исследование, результаты которого могут опровергнуть традиционное представление о том, что бизнес лучше развивается в среде с низкой коррупционностью и административными барьерами. Российская реальность совершенно другая, хотя в самой ОПОРе признают, что полученные результаты можно трактовать по-разному.
Опрос проводился в 48 регионах Российской Федерации с наибольшей плотностью населения в результате которого было обработано 2709 опросных листов. Для каждого региона вычислялся рейтинг нарушения прав предпринимателей. Рейтинг в свою очередь определялся по показателям расходов предприятия на вынужденные платежи чиновникам и отношении количества незаконных проверок к общему числу проверок за 2003 год. То есть, данная карта по существу отражает уровень коррупции по регионам России. Бордовым цветом отмечены те регионы, в которых уровень коррупции и административные барьеры очень высоки, снижение интенсивности цвета показывает улучшение ситуации. Белый и голубой цвета показывают, что эти регионы в опросе не участвовали. Кроме нее, в первую категорию, которая характеризуется очень высоким уровнем коррупции и административных барьеров, попали Ростовская, Владимирская, Курганская, Оренбургская области, а также Камчатка. «Данные, полученные в ходе исследования, показали, что регионы с высоким уровнем деловой активности, как правило, имеют высокие показатели количества проверок, потерь рабочего времени, связанных с проверками и получением разрешений, а также расходов на платежи чиновникам (поборы) - считают в "ОПОРе РОССИИ". - То есть создание избыточных административных барьеров идет тем интенсивнее, чем больше потенциальных возможностей у чиновника в регионе получить «статусную ренту» от малого бизнеса.» Но, скорее всего, это неполное объяснение уже сложившейся ситуации. Понятно, что с богатых предпринимателей можно получить больше, чем с бедных. Но каким образом возможна высокая деловая активность там, где берут большие взятки и устанавливают большое количество административных барьеров? Напрашивается самый простой ответ. Административная система, условно говоря, в свое время проявила определенную дальновидность, сумела вырастить в регионах бизнес, и теперь получает с него «золотые яйца». В тех областях, где этого не было сделано, нет бизнеса и брать сегодня нечего. В самую «благополучную» категорию попадают такие регионы как Брянская, Калужская, Орловская, Челябинская области, которые действительно характеризуются довольно низким уровнем жизни на общероссийском фоне. А вот какое следствие из этих факторов может вытекать? Специалисты считают (и опрос это косвенно подтверждает), что на данный момент местная власть уже давно вошла в местный бизнес и имеет там свою долю. И тогда понятно, почему в развитых регионах устанавливаются высокие административные барьеры и берутся большие взятки за открытие нового дела. Таким образом власти просто охраняют свой бизнес от конкурентов. Красноречивый пример - Москва. На прошлой неделе новый руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев напрямую обвинил московские власти в создании монополии на строительном рынке, который монополизировали всего несколько предприятий, самым теснейшим образом связанные с руководством мэрии. А все остальные компании вынуждены довольствоваться малыми подрядами, которые просто не дают им развиваться. Но если продолжить эту мысль дальше, то получается, что для сохранения своего бизнеса власть вынуждена постоянно воспроизводить самое себя и все стенания по поводу снижения административных барьеров и коррупции бесполезны - просто власть не хочет отдавать свой бизнес. И едва ли можно ее заставить сделать это по приказу из центра. Довольно интересными представляются оценки расходов предприятий на вынужденные платежи чиновникам в расчете на одного работающего сотрудника. Это единственный показатель, где Москва заняла второе место, пропустив вперед ничем не примечательную в плане малого предпринимательства Тюменскую область. В Тюмени эта цифра составляет 10 тыс. 100 рублей за 2003 год, а в Москве - всего 10 тысяч. Все остальные регионы остались далеко позади: в Ростовской области пришлось заплатить 5300 рублей, в республике Татарстан - 4700. В Москве из-за проверок каждый сотрудник предприятия потерял в прошлом году 72 часа рабочего времени, а в следующей по этому рейтингу Самарской области - всего 56 часов. Лидирует столица и по числу проверок - 23,2 в год по сравнению с 13,9 в Воронеже. 96% этих проверок, как считают московские предприниматели, были незаконны. В Курганской области такого мнения придерживаются 95% опрошенных. В общем, если центральная власть действительно озаботилась поддержкой малого предпринимательства, то начинать нужно будет со столицы. А именно: демонтировать всю систему, построенную за десятилетие. То, что это сделать непросто - слабо сказано даже по отношению к городу, где сама власть и дислоцирована. Не легче дотянуться и до регионов.
Страна.Ру ,
24.03.2004
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |