Компания Михаила Ходорковского останется один на один с Кремлем. Роман Абрамович возвращает ЮКОСу деньги, заплаченные ему за акции "Сибнефти". Это единственный шанс сохранить свой бизнес, которым фактически управляет Михаил Ходорковский из камеры СИЗО "Матросская Тишина". Пока менеджеры и юристы компаний уточняют условия развода, "Сибнефть" готовится к новому браку. По информации Financial Times, переговоры о покупке части ее акций с Абрамовичем ведет руководство ExxonMobil. Напомним, что Владимир Путин не видит ничего предосудительного в появлении этой компании на российском рынке, о чем заявлял в интервью американской прессе. Правда, тогда шла речь о том, что по согласованию с правительством России ExxonMobil может приобрести пакет акций объединенной компании «ЮкосСибнефть».
ЮКОС согласился на развод с "Сибнефтью". Теперь, как утверждает источник ГАЗЕТЫ, для партнеров важно вернуть свои активы, которыми они располагали до создания объединенной компании. Как только условия будут сформулированы (планируется, что это произойдет до 30 декабря), о разводе будет объявлено официально.
Роман Абрамович никогда не управлял своими активами сам: "Сибнефтью" руководил Евгений Швидлер, "Русским алюминием" - Олег Дерипаска, "Аэрофлотом" - Валерий Окулов. Его долей в "ЮкосСибнефти" должны были управлять менеджеры ЮКОСа, а следить за тем, как они управляют, -- Евгений Швидлер. После ареста экс-главы компании Михаила Ходорковского все изменилось. Нынешнему президенту ЮКОСа Семену Кукесу не были переданы дела компании. По сведениям источника ГАЗЕТЫ, дело порой доходило до того, что рекомендации по решению тех или иных оперативных вопросов Михаил Ходорковский был вынужден передавать из "Матросской Тишины" через адвокатов (о чем свидетельствует изъятая у Антона Дреля записка -- никакой информации, относящейся к делу, она не имеет) или давать указания устно.
Такая ситуация не могла устроить Романа Абрамовича. Компания дешевела на глазах - стоимость "Сибнефти" с момента слияния упала на 2,5 млрд. долларов. Выходом могла бы стать смена управляющих. ЮКОСу были предложены президент "Сибнефти" Евгений Швидлер для оперативного управления объединенной компанией и экс-глава администрации президента Александр Волошин - для стратегического. Хотя, по информации ГАЗЕТЫ, конкретного предложения Александру Волошину возглавить совет директоров "ЮкосСибнефти" сделано не было -- его кандидатура могла лишь обсуждаться на встрече Абрамовича и Путина. Но акционеры ЮКОСа восприняли эту комбинацию как попытку захвата контроля над компанией партнером по сделке и от этого предложения отказались.
Роман Абрамович понимал, что, если «Сибнефть» и дальше будет оставаться в собственности ЮКОСа, он рискует потерять свой нефтяной бизнес -- не потому, что его отберет государство, а потому, что осуществлять оперативное управление крупнейшей в стране компанией просто невозможно, когда управленец, принимающий и берущий на себя ответственность за принятые решения, находится в тюремной камере.
Так что у Абрамовича остался единственный выход: вернуться на первоначальные позиции. Именно это и имела в виду «Сибнефть», в последний момент отказавшаяся принимать устав объединенной компании. Никакой политики - чисто экономические причины, говорили тогда источники, близкие к компании.
Сейчас главный вопрос для неудавшихся партнеров - как вернуть то, что было у них до завершения сделки по слиянию. В том, что сделка завершена, юристы не сомневаются. Как пояснил ГАЗЕТЕ директор группы крупных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко, в законе «О рынке ценных бумаг» говорится, что момент перехода права собственности на акции определяется записью в реестре акционеров. Другими словами, как только в реестре появилась запись о новом собственнике, сделка считается завершенной. Момент выплаты денег определяется в соглашении между акционерами. Последний платеж за акции «Сибнефти» компания Михаила Ходорковского перечислила 2 октября. И уже 3 октября ЮКОС стал собственником в общей сложности 92% акций «Сибнефти» - это и был момент завершения сделки.
Теперь компаниям необходимо заключить новое соглашение - о разводе. Близкие к ЮКОСу источники ГАЗЕТЫ утверждают, что компания Ходорковского не планирует требовать от «Сибнефти» «штрафной» миллиард долларов - неустойку за расторжение сделки, ведь все происходит по взаимному согласию. Кроме того, ЮКОС не собирается отбирать у менеджеров Романа Абрамовича оперативный контроль над «Сибнефтью» ни на внеочередном собрании ее акционеров (16 декабря), ни на очередном (30 декабря).
По словам источника ГАЗЕТЫ, для компании Ходорковского сейчас важно, чтобы развод происходил на тех же условиях, на которых происходило объединение. Схема выглядела так: ЮКОС заплатил за 20% акций «Сибнефти» 3 млрд. долларов, а еще 72% ее акций были обменены на акции объединенной компании ("Сибнефть" получила в ней 26,01%). То есть ЮКОС будет настаивать на возвращении "Сибнефтью" 3 млрд. долларов - это должно быть прописано в документе о разводе. В результате компания Михаила Ходорковского сможет вернуть большую часть денег, потраченных на объединение с "Сибнефтью".
"Сибнефть" также заинтересована в сохранении своих активов - как производственных, так и финансовых. С последними есть проблема. По данным консалтинговой компании CapitalLogica, в день завершения слияния (3 октября) ЮКОС стоил 34 млрд. долларов, а "Сибнефть" - 14,7 млрд. долларов. Вчера же на момент закрытия рынка капитализация ЮКОСа составляла лишь 21,27 млрд. долларов, а "Сибнефти" - 12,2 млрд. долларов. Таким образом, цена пакета "Сибнефти" в объединенной компании (26,01% акций) за два месяца упала на 3,3 млрд. долларов. И если Абрамович включит эти претензии в счет новой сделки, для ЮКОСа результат развода будет неутешителен.
Правда, в отличие от ЮКОСа у "Сибнефти" гораздо больше шансов на быстрое восстановление своей капитализации. Как вчера сообщило издание Financial Times, руководство ExxonMobil ведет переговоры с Романом Абрамовичем о возможной покупке акций "Сибнефти". Аналогичные планы, по версии FT, есть и у ChevronTexaco. Ранее обе эти компании собирались приобрести долю в объединенной "ЮкосСибнефти", которая теперь будет ликвидирована.
По мнению начальника аналитического управления банка "Зенит" Сергея Суверова, бумаги "Сибнефти" на этих слухах неизбежно будут расти. Акции же ЮКОСа продолжат свое падение (только вчера они потеряли в цене 6,9%), поскольку инвесторы ожидают, что разрушение его бизнеса продолжится.
Газета ,
12.12.2003