Катастрофа межконтинентального стратегического ракетоносца Ту-160 (по классификации НАТО - Blackjack) - «Белого лебедя», как называют эту машину в войсках за красоту и грацию, в Саратовской области произошла недалеко от населенного пункта Советский, примерно в 50 км от областного центра. Вооружения на борту бомбардировщика - ни стратегического, ни обычного, - как утверждают в пресс-службе ВВС, не было. В 15:00 с подмосковного аэродрома Чкаловский на авиабазу «Энгельс» вылетела комиссия главного штаба ВВС РФ.
Предварительная версия катастрофы, озвученная Стране. Ru в ВВС, - «отказ техники». Известно, что разбившийся самолет недавно получил другой двигатель и поднимался в небо как раз для его облета. Перед катастрофой Ту-160 экипаж доложил на землю о пожаре двигателя. После этого связь с летчиками оборвалась и бомбардировщик примерно в 11:00 рухнул на землю. Уже через 20 минут, по данным Страны.Ru, самолет был обнаружен поисково-спасательной командой Приволжско-Уральского военного округа. Все четверо членов экипажа погибли - ни один не успел катапультироваться.
Экипаж Ту-160 располагается в двух двухместных кабинах, оснащенных креслами К-36ДМ. «Очень надежные кресла», - утверждают специалисты. Они же не смогли припомнить, случались ли катастрофы Ту-160 до этого. По их словам, это «чуть ли не самый надежный самолет в мире, его катастрофа до сегодняшнего дня была примерно так же вероятна, как затопление американского авианосца».
Справка: Тяжелый многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 по единодушной оценке специалистов является самым мощным ударным авиационным комплексом в мире. Он выпускается серийно с 1984 года, принят на вооружение ВВС в 1986 году. Строится на авиазаводе в Казани. К началу 1994 года всего было выпущено около 30 самолетов (по состоянию на начало 1993 года 19 самолетов базировалось на Украине).
Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий. На вооружении самолета состоят 12 крылатых ракет большой мощности, снаряженные ядерным боевым зарядом. Предусматривается также применение бомбового вооружения общей массой до 40 тонн. Максимальная взлетная масса - 275 тонн. Практический потолок - 16 тыс. метров. Дальность полета 12500 км. Для улучшения условий обитаемости летчиков при межконтинентальных перелетах бомбардировщик оборудован спальным местом, туалетом, электродуховым шкафом для разогревания пищи. Конструктивно Ту-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличие от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске.
Ту-160 может использоваться не только в качестве бомбардировщика, но и как своеобразная первая ступень для вывода в космос искусственных спутников Земли. Для этого под фюзеляжем подвешивается специальная крылатая ракета «Бурлак». Эта комбинация позволяет выводить на орбиты высотой 500-700 км спутники массой 300-500 кг с минимальными затратами.
Потеря стратегического ракетоносца - очень серьезный удар по безопасности страны, так как это мощный и эффективный комплекс. На 2003 год в России было 15 самолетов Ту-160. Причем 8 из них были передислоцированы в конце 1999 - начале 2000 годах в Россию с Украины в обмен на частичное погашение украинских долгов за поставки природного газа. В мае 2000 года ВВС России впервые за долгое время получили новый бомбардировщик Ту-160, который назвали «Александр Молодчий» в честь легендарного летчика, дважды Героя Советского Союза, первым бомбившего Берлин в 1941-м, а в 50-х командовавшего дивизией первых советских стратегических бомбардировщиков Ту-95. Все стратегические бомбардировщики в России входят в состав 37-й воздушной армии Верховного главного командования. По данным западных экспертов, все эти машины сегодня требуют модернизации, а также среднего и капитального ремонта.
Ту-160 упал из-за пожара на борту Газета, 18.09.2003
Стратегическая катастрофа Газета.Ру, 18.09.2003
Россия обещает поднять К-159 Страна.Ру, 18.09.2003
Министр падающих "крокодилов" МК, 26.08.2003
На глазах у министра обороны столкнулись два Ми-24 Газета, 26.08.2003
Страна.Ру ,
18.09.2003