Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Сбербанк "кинул" своих вкладчиков
17.09.2003 00:01
Во вторник столицу потряс неожиданный и ранее невиданный кризис: клиенты самого крупного банка страны - Сбербанка не могли снять наличные с пластиковых карт банка и с карт других кредитных учреждений в "сберовских" банкоматах. В первый день у многих людей был просто шок и настоящая паника. Особенно тяжело приходится тем, кто получает на карточку зарплату, и тем, кто решил попутешествовать со сбербанковской картой: проблемы со снятием денег и неожиданным обнулением счета могут возникнуть в любой момент. Есть основания предполагать, что никто в Сбербанке не прогнозировал подобной ситуации и не предпринимал мер по ее недопущению.

Сбербанк сразу признал свою вину в случившемся и попытался успокоить клиентов. Как объяснил корреспонденту "НГ" ведущий эксперт управления общественных связей Сбербанка Сергей Гирнис, причиной сбоев стало проводившееся во вторник техническое перевооружение системы банкоматов. "Мы немного не рассчитали, что в этот период будет больше количество запросов по транзакциям", - признал представитель Сбербанка. Это наложилось на процесс смены сервера, и все вместе стало причиной произошедшего сбоя. По словам Гирниса, процент не осуществленных из-за сбоя операций составил 0,7% от всех операций по пластиковым картам по системе банкоматов в целом за вторник.

"Сейчас проблемы вроде сняты, теперь мы ждем информации от нашей технической службы о состоянии системы сегодня", - сказал "НГ" Гирнис. Он также заверил, что нормальная работа системы будет восстановлена в ближайшие дни. Кроме того, представители Сбербанка успокоили клиентов - счета не обнулялись и деньги не потерялись.

Технический сбой в системе банкоматов никак не мог повлиять на остатки на счетах клиентов - держателей карт, подтвердил слова представителя Сбербанка директор по технологиям платежной системы "Рапида" Владимир Кузнецов. "Вероятность исчезновения денег со счетов я оцениваю как нулевую, - заявил он корреспонденту "НГ". - К такому сбою действительно вполне могла привести установка нового программного комплекса, и хотя обычно при этом всегда сводят к минимуму возможность ошибки, риск потери информации всегда есть". Кроме этого, в качестве возможной причины подобных сбоев, по словам Кузнецова, вполне могла выступить перегрузка системы. С этим согласился и замгенерального директора компании "Программные системы и технологии" Алексей Малютин. "Информация о клиентских счетах в системах такого уровня всегда дублируется, так что в любом случае утеряна полностью она быть не может", - полагает он. "Думаю, эксперты, не работавшие ранее со Сбербанком, не смогут объективно оценить причины сбоя в силу того, что это не только крупнейший розничный банк в России, но и один из крупнейших в мире, и его система очень сложная", - добавил Кузнецов.

На сегодняшний день Сбербанком эмитировано более 5,5 млн. пластиковых карт и установлено 2404 банкомата, из них 472 в Москве и Московской области. Процессинговый центр же, в котором, по версии Сбербанка, все дело, один на всю страну. Поэтому, считает Малютин, его сбой вполне может аукнуться на банкоматах по всей России. В то же время в самом Сбербанке утверждают, что сегодня сделали выборочные звонки по филиалам в регионах - там сбоев не было.

И у клиентов, и у экспертов сразу возник вопрос: почему же Сбербанк снова не позаботился должным образом о клиентах и допустил такой большой промах. Пострадавшие люди говорили, что это не что иное, как обычное сбербанковское хамство, когда клиента ни во что не ставят. "Мы заботимся о клиентах, иначе нас просто не было бы на рынке", - возражает сотрудник управления по связям с общественностью Сбербанка Сергей Рачковский. В то же время не далее как в начале текущей недели первый зампредседателя Банка России Андрей Козлов сообщил, что, по прогнозам ЦБ, доля Сбербанка на рынке ежегодно уменьшается на 7% и через 4 года может упасть с нынешних 65 до 40%. Такой прогноз кажется еще более реалистичным в свете известнных жалоб клиентов Сбербанка на его работу, вынужденных осуществлять коммунальные платежи главным образом именно через Сбербанк.

Сейчас эксперты сходятся на том, что самое важное - определить, сколько продлится сбой и будет ли он повторяться дальше. Для клиентов Сбербанка, у которых на карточку поступает зарплата - а таких большинство - и у которых нет средств на карточках других банков, сбой может стать серьезной проблемой. По оценке Алексея Малютина, если действительно дело в сбое процессингового центра, то на починку может уйти день-два. Если же дело в хакерской атаке, то восстановлению система уже не подлежит. Однако, считает Малютин, вероятность участия хакеров в сбое банкоматов Сбербанка чрезвычайно мала. "Если вопрос не будет решен до конца недели, то это уже может быть серьезно, - считает ведущий эксперт фонда экономических исследований "Центр развития" Дмитрий Лепетиков. - То, что сбой, возможно, продлится 3-4 дня, может ударить по клиентам Сбербанка. Представьте: человек находится за границей, у него только карточка Сбербанка, и вдруг он не может снять по ней деньги. Один день еще куда ни шло, но три-четыре это уже слишком много".

Впрочем, это, по мнению Лепетикова, скорее всего никак не повлияет на долю Сбербанка на розничном рынке. В качестве примера он приводит многочисленные сбои в сотовых сетях, после которых никаких массовых переходов клиентов не было. "Кроме того, зарплатные проекты - это чаще всего только часть отношений крупных предприятий с банком, - пояснил Лепетиков. - И уход из зарплатных проектов может послужить причиной пересмотра кредитных отношений, что крупным компаниям совершенно не нужно".

"Не стоит раздувать из мухи слона и ждать массового падения доверия к банковской системе, - согласен аналитик ИК "АТОН" Алексей Воробьев. - Это всего лишь технические трудности. Также не стоит забывать, что решения по зарплатным проектам принимают не конкретные сотрудники, а бухгалтерии компаний". А аналитик по банкам компании "Brunswick UBS" Дмитрий Виноградов напоминает, что процент держателей пластиковых карт в России ничтожно мал и количество пострадавших от этого сбоя просто мизерно по сравнению с потенциалом рынка пластиковых карт в России.

P. S. Банкоматы Сбербанка ушли в отказ пока только в "южной столице", в Санкт-Петербурге подобных случаев пока не наблюдается. Пока.

НГ , 17.09.2003



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru