С 18 августа на Дальнем Востоке проходят беспрецедентные по масштабу учения, в которых принимают участие силы 16 ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ, Железнодорожных войск, МЧС, Минздрава, администрации четырех субъектов Федерации. Цель учений — отработка взаимодействия всех этих ведомств в случае чрезвычайного положения. Чтобы, если что-то случится из ряда вон выходящее, все были готовы и каждый знал, что ему делать.
В ходе учений отрабатываются различные варианты бед, из-за которых объявляются ЧП. 22 августа министр обороны отправился на Дальний Восток, чтобы наблюдать варианты, связанные в основном с агрессорами и террористами, поскольку в таких случаях все взаимодействие организуется вокруг главного стержня — действий военных.
Во вторник утром министр Иванов отправился на Сергеевский общевойсковой полигон ДВО, расположенный в ста с лишним километрах от Владивостока, чтобы присутствовать на полковых тактических учениях с боевой стрельбой 5-й армии ДВО.
Действие началось ровно в 11 утра (4 утра по московскому времени). Разыгрывалась ситуация прорыва границы незаконными бандформированиями. На самом деле под противником, по всей видимости, подразумевались китайцы (граница от полигона всего в 30 километрах), но по политическим соображениям теперь принято на учениях представлять противника в виде террористов, наемников, наркоманов — в общем, “всякого сброда”, как объяснил корреспонденту “МК” полковник из штаба 5-й армии.
“Сброд” тем не менее был хорошо вооружен — помимо стрелкового оружия у него имелась бронетехника и вертолеты. Соответственно, с нашей стороны ему были противопоставлены 5 тысяч человек личного состава, включая части боевой готовности, силы ПВО, 58-й погранотряд, фронтовую артиллерию и авиацию. Задача состояла в том, чтобы отсечь зарвавшийся “сброд” от границ, рассеять его и уничтожить, что и было успешно выполнено в ходе трехчасового боя. Министру были продемонстрированы возможности 5-й армии во всем их великолепии. Артиллерия била, не жалея снарядов, вертолеты выпускали ракеты, но гвоздем оказался запуск тактической ракеты “Точка-У” — оружия настолько дорогого, что его “пробуют” здесь не чаще, чем раз в два года.
Учения закончились около часа дня. Министр отметил слаженность действий, однако воздержался от окончательной оценки, сказав, что итоги будут подведены только дня через два. После этого всех гостей повели в палатки-столовые — обедать, и около двух часов дня колонна автомобилей министра и сопровождения отправилась в аэропорт Кневичи. Два боевых вертолета “Ми-24”, участвовавших в полковых учениях, разбились примерно через 40 минут.
На подходе к аэродрому они запросили групповую посадку. И уже над взлетно-посадочной полосой на высоте 30 метров старший пилот ведомого вертолета зацепил хвостовой винт и балку ведущего.
В одном вертолете находилось три человека, в другом — четыре. В катастрофе погибли шестеро, один летчик каким-то чудом остался жив.
“Парный заход на посадку в принципе не предусмотрен, — объяснил журналистам министр Иванов по прибытии на Камчатку. — Разрешение на него дал руководитель полетов. Решением командующего 11-й армией ВВС генерала Садофьева он отстранен от должности. Возбуждено уголовное дело”.
“Легкомысленность, бравада и воздушное хулиганство”, — подвел черту министр обороны.
Хотели, короче говоря, как лучше, а получилось как всегда.
МК ,
26.08.2003