В субботу одновременно в Москве и Питере прошли первые в России массовые флэш-тусовки. В переводе с английского Flash Mob означает "вспышка толпы". Основная цель - шокировать окружающих, не причиняя им вреда. На Западе флэш-движение очень популярно и не преследует никаких рекламных или политических целей. Однако московские организаторы попытались придать тусовке политический окрас. Накануне многим москвичам по электронной почте поступило предложение встретить в выходные на Ленинградском вокзале "Владимира Владимировича из Питера", а жителям города на Неве - собраться на Московском вокзале в ожидании "Татьяны Лаврухиной из Общества анонимных алкоголиков".
До прихода поезда Санкт-Петербург - Москва еще добрых полчаса. С независимым видом прогуливаемся по платформе, пытаясь определить предполагаемых флэш-коллег. Интернетовская инструкция гласила: "В 17 часов явиться на Ленинградский вокзал. При себе иметь заранее приготовленную табличку "Владимир Владимирович". Во избежание конфликтов с милицией лучше быть трезвым и вменяемым". Народу собралось не так много. В основном хипповатые подростки, чавкающие жвачкой, и несколько пожилых дам с цветами. Чуть поодаль топчется какой-то человек. Следуя рекомендациям шпионских боевиков, резко тормозим и разворачиваемся на 180 градусов. Мужчина в светлом костюме принимается усиленно завязывать шнурок на ботинке. Из кармана предательски торчит милицейская рация.
Кроме штатских, на перрон стекаются группки омоновцев с резиновыми дубинками. Крепкие парни в серых беретах сразу же рассредоточиваются по всей длине платформы. Возле входа в вокзал уже собралась солидная толпа телевизионщиков с камерами.
- А кто приехать-то должен, сынки? - любопытствует какая-то старушка.
- Владимир Владимирович! - сурово бросает оператор.
- Это какой, неужто Сам?
Оператор многозначительно молчит. Бабушка с минуту недоверчиво таращится на него. Но, прикинув количество представителей прессы, резво подхватывая свою корзинку и приговаривая "Хоть на живого поглядеть, тогда уж и помирать можно!", на всех парах устремляется в глубь платформы.
- Да знаем мы все, знаем! - отмахивается от журналистов толстый дядечка в полковничьих погонах. - В милиции тоже люди сидят, Интернет читают.
Ретранслятор объявляет о прибытии петербургского экспресса. Среди встречающих нарастает истерия. Откуда-то проносится слух, что в последнем прицепном вагоне едут организаторы тусовки.
- Задерживать никого не будем, если не станут нарушать общественный покой, - доходчиво объясняет полковник. - Лишь бы лозунги не выкрикивали и не мешали остальным пассажирам.
Появляется поезд, и я мужественно извлекаю из кармана блокнотный листок с накорябанным паролем "Владимир Владимирович". Роковая ошибка. Тут же как из-под земли нарисовались штук десять папарацци.
- Без комментариев! - прячу бумажку обратно в сумку. - Я тут просто мимо проходила.
В это время мимо нас, пританцовывая, проносится мужчина лет сорока в бриджах и модных бутсах. На голове панамка, в руках заветная табличка "Владимир Владимирович". Фотографы бросаются в погоню. Флэшер планомерно обходит каждый вагон и охотно позирует перед объективами.
- Да это же из "Комсомолки" парень! - наблюдая за картинкой, удивляется кто-то.
Больше ни одного поклонника "Владимира Владимировича" замечено не было. Вместо них тусовались несколько встречающих с листками, украшенными непонятной формулой.
- Чего эта надпись означает? - пробуют завести с ними разговор любознательные акулы пера. - Зашифрованное "Владимир Владимирович"?
- Да нет. Просто друга из Питера встречаем. Вы случайно не он?
Через 20 минут на перроне почти никого не осталось.
- И это все? - ехидно хмыкнул милицейский полковник. - Охота же кому-то свой выходной тратить на всякую ерунду.
Потом, подумав, многозначительно добавил:
- Разберемся. Каракули эти все равно расшифруем.
Флэш-моб в Санкт-Петербурге прошел гораздо успешнее. Встретить Татьяну Лаврухину из Москвы пришли несколько десятков петербуржцев. Все они были вооружены соответствующими табличками и веселились вовсю. Спецслужбы на Московском вокзале были представлены гораздо скромнее, чем в столице на Ленинградском, а общее впечатление от акции, по словам очевидцев, осталось светлое и праздничное.
Накануне в пятницу в Москве загадочные организаторы дурацкого шоу учинили генеральную репетицию действа в ГУМе. Получилось то, что надо. Вечером почти три десятка людей ворвались в магазин и стали водить хоровод вокруг знаменитого фонтана. А потом, внезапно остановившись, дружно захлопали в ладоши. Пока охрана соображала что к чему, "сумасшедшие" в спешном порядке ретировались.
За рубежом такое времяпрепровождение в последнее время стало модной забавой. Участники созываются через интернетовские спам-рассылки. Всем "юзерам" назначается встреча в определенном месте и в определенное время. Когда на место приходят несколько сотен человек, им дается план действий. В Нью-Йорке по одному из сценариев в фешенебельном районе Манхэттена следовало прийти в указанный обувной магазинчик под видом туристов из Милана. Долго рассматривать и восхищаться продукцией, потом позвонить по мобильнику и сказать: "Ты не поверишь, где я сейчас..." Уходят также внезапно, как и появляются. При этом у непосвященных зрителей зреет стойкое убеждение, что они стали свидетелями массового сумасшествия. Первый Flash Mob был зарегистрирован одновременно в Лондоне, Милане, Вене и Риме. Сотни людей, явившиеся в магазин, спрашивали о несуществующих книгах и музыкальных записях. Хлопали в ладоши и исчезали.
Флэш-акции абсолютно безвредны для окружающих и бессмысленны. Может, поэтому западная идея на московской почве приживается с трудом. В безобидной встрече "Владимира Владимировича из Питера" некоторые сразу же усмотрели коварные помыслы пиарщиков, давших отмашку неофициальному началу кампании по выборам президента. Москвичи вообще люди серьезные. Зато простодушные питерцы, поучаствовавшие в иноземной забаве, от души повеселились.
Известия ,
18.08.2003