Жители деревни Рагулово в Ленинградской области позавчера на собственной шкуре испытали мощь российской авиации. В дом одного из них угодила управляемая ракета, выпущенная с тактического истребителя “Су-24”. К счастью, обошлось без жертв. Чем насолил нашим ВВС мирный дачник, предстоит выяснить авторитетной комиссии.
Телекадры с места падения ракеты напоминали репортаж с фронта: пробитая крыша дома, разрушенные дворовые постройки, дым и гарь. На окровавленном лице хозяина дома по фамилии Коротченко застыли недоумение и растерянность: вот уж действительно гром среди ясного неба.
Как стало известно “МК”, во вторник на полигоне Кингисепп в Ленинградской области самолет “Су-24” российских Военно-воздушных сил выполнял практические пуски управляемых ракет. Неожиданно “крылатая бестия” вышла из-под контроля: самопроизвольно нарушила траекторию полета и в 16.35 шлепнулась на дачный участок в поселке Рагулово. Произошел взрыв, повредивший дом. Сам Коротченко в это время находился вне своего жилища — это и спасло ему жизнь. Он лишь слегка поранился осколками выбитого стекла, и его быстро “подлатали” в местной больнице.
Эксперт “МК”, военный летчик-испытатель Александр Акименков предположил, что это была управляемая ракета типа “Х-39” с лазерной системой наведения.
— Эта ракета находится не внутри орудия, а просто подвешена на пусковом устройстве, — рассказал Акименков. — И у меня всегда имелись определенные сомнения: вдруг она “прыгнет” в сторону?
Хотя наиболее вероятная версия произошедшего — ошибка в наведении. Принцип действия “тридцатьдевятки” основан на том, что после пуска она движется по спирали с постоянно уменьшающимся радиусом и попадает в точку, которую укажет ей лазер. Однако, как отметил наш эксперт, испытания ракеты производились несколько некорректно:
— Наведение “Х-39” испытывалось на кварцевом песке, который хорошо отражает лазер. В Ленинградской же области в основном болота, а на такой местности ракета не испытывалась. Возможно, что лазерное пятно было недостаточно четким, и ракета его просто “не разглядела”.
К тому же оружие данного типа довольно старое: его тестировали еще в конце семидесятых годов. На перевооружение у ВВС нет денег.
Есть вопросы и по организации боевой учебы авиации на полигоне. При пусках управляемых ракет безопасность должна обеспечиваться с привлечением огромных средств, включая вертолеты. Маленький окружной полигон в Кингисеппе ничего подобного и в помине не имеет — только несколько трухлявых вышек да живая цепь из солдат вокруг. Причина уже навязла в зубах: нет денег.
Теперь вопросы будет задавать офицерам полигона комиссия, сформированная Главным штабом ВВС.
МК ,
16.07.2003