Экспонаты Эритажа, Музея Кремля и других российских музеев, выставленные в парижском Соборе Дома Инвалидов, оказались под угрозой ареста.
Перемещение музейных ценностей всегда связано с риском ограбления. Однако предметы искусства из коллекции Эрмитажа, экспонированные на выставке в парижском Соборе Дома Инвалидов, подверглись атаке с неожиданной стороны.
Как сообщило РИА «Новости», в среду 9 июля Французская ассоциация держателей царских займов (АФПЕР) распространила заявление о том, что намерена требовать ареста экспонатов. На выставку был отправлен судебный пристав, которому было поручено произвести опись предметов искусства, чтобы не допустить их срочного вывоза. 10 июня будет подано исковое заявление в суд с требованием наложить арест.
АФПЕР объединяет несчастливых владельцев тех займов, которые были выпущены еще в царской России. 15 тысяч членов ассоциации до сих пор надеются получить дивиденды со своих ценных бумаг. Сумма претензий терпеливых французов к России составляет около $1,5 млрд. Надежды на получение полных компенсаций были разрушены после заключения межправительственного соглашения между Россией и Францией, по которому Москва в счет полного урегулирования взаимных финансовых претензий выплатила Парижу $400 млн.
Недовольные соглашением члены АФПЕР считают, что сумма была сильно занижена. В свою очередь Россия считает свои обязательства полностью выполненными, а претензии АФПЕР – исключительно внутренним делом Франции.
В прошлом году французы уже пытались поправить свое положение, добиваясь ареста российского парусника «Седов». Теперь предметом спора станет коллекция Эрмитажа.
Собственно говоря, в Соборе Дома Инвалидов выставлялись предметы не только из Эрмитажа. В выставке «Когда Россия говорила по-французски» принимали участие Музей Кремля, Исторический музей и Архив Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Павловск». На выставке представлены работы первой четверти XIX века – эпохи наполеоновских войн. Основным мотивом выставки стал военно-культурный диалог Франции и России, воевавших между собой в то самое время, когда парижский стиль жизни был главной петербургской модой.
Собственно Эрмитаж представляет 266 экспонатов, среди которых живопись, графика, скульптура, оружие, костюмы, а также прикладное искусство из камня и металла и многое другое. Среди экспонатов находятся ваза «Россия» Императорского фарфорового завода, походный литургический прибор Александра I, картина Н. С. Крылова «Портрет В. С. Апраксина».
Шансов, что французский суд поддержит требования держателей царских займов, довольно мало. Аналогичные иски компании NOGA, пытавшейся арестовать российские самолеты и тот же многострадальный «Седов», были отклонены.
Государственному Эрмитажу приходилось уже отстаивать свое имущество. Три года назад в Риме во время выставки «От Моне и Ренуара до Матисса и Пикассо» была предъявлена претензия на «Танец» Матисса от Андре-Марка Ренье дель Фуко, внука Сергея Щукина, купившего некогда эту картину.
Существует, однако, практика, по которой принимающая сторона гарантирует возврат экспонатов, и поэтому еще до начала суда все экспонаты были эвакуированы в Россию, несмотря даже на твердую уверенность руководства музея в законности его прав на все экспонаты.
«У нас хорошо отработана документация, она обеспечивает нам юридическую защиту от всяких исковых претензий. Мы умеем защищать свое имущество и права. Это вопрос нашей чести», – сообщил тогда «Независимой газете» Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.
Газета.Ру ,
9.07.2003