Как стало известно Ъ, в пятницу коллегия Счетной палаты утвердила отчет аудитора Николая Локтионова о последней проверке Гохрана. В повестке дня этот вопрос значился как проверка эффективности отпуска из Гохрана драгметаллов на условиях своп. 75% содержащейся в отчете информации проходит под грифом "секретно".
В 1994 году Гохран на основании секретного указа президента вывез 30 тонн золотых слитков в Швейцарию на общую сумму $361,7 млн, разместив их на условиях своп в банке UBS. Еще 30 тонн золота стоимостью $351,7 млн ушли по адресу финансовой компании Credit Swiss Financial Products (Лондон).
Срок действия этих договоров истек в 1999 году, однако золото в Россию так и не вернулось: у правительства в тот момент не было $700 млн для его выкупа. Обе партии были проданы за границей, как полагают аудиторы, на не слишком выгодных условиях: золото упало в цене, и Минфину помимо процентов по кредиту пришлось оплатить еще и маржинальные требования.
Однако больше всего аудиторов заинтересовал так называемый третий своп, который они обнаружили в общем-то случайно, поскольку по документам таковым он не значился. В 1997 году Борис Ельцин подписал указ об отпуске из Госфонда еще 30 тонн золота. Согласно этому указу, золото предназначалось для продажи на внешнем рынке через Внешторгбанк с условием поступления вырученных средств на спецсчет Минфина до конца 1997 года. То есть ни о каких свопах в президентском указе не было и речи.
Однако, как выяснила Счетная палата, тогдашний глава Гохрана Герман Кузнецов с личного разрешения министра финансов Анатолия Чубайса подписал с Credit Swiss Financial Products договор на продажу золота на условиях своп в рамках контракта от 1994 года. При этом соответствующего постановления правительства аудиторам обнаружить не удалось.
В Гохране все обвинения Счетной палаты категорически отвергают.