Горами мусора, разбитыми витринами и вытоптанными газонами обернулась для петербуржцев ночь на среду. Сотни тысяч людей пытались пробиться к Неве, чтобы посмотреть водную феерию и лазерное шоу. Хотя шоу должно было начаться в полпервого ночи, толпы подвыпивших молодых людей начали собираться на Невском проспекте, на Дворцовой площади и вокруг Петропавловской крепости еще около семи вечера. По оценкам милиции, в центре собралось около полутора миллионов человек. Они не только не смогли увидеть разрекламированный бой исторических кораблей, но и не смогли услышать друг друга -- из-за большого скопления абонентов произошел сбой сетей сотовой связи, а тысячи автомобилей заперли друг друга во дворах и на улицах и оказались бесполезны. Самые жадные насчет творчества японского художника-физика Хиро Ямагаты занимали лучшие места на набережных и мостах еще с 17.00. Но самые мудрые занимали места в очередях в туалеты. Их в районе гулянья было всего четыре-пять, мусорных баков не было вовсе. Зато было множество инвалидов-колясочников и молодых родителей с детьми. Больше всех запомнилась молодая девушка, которая в час ночи, покидая пешком центр, на ходу кормила грудью младенца.
Впрочем, само лазерное шоу, похоже, мало кто увидел. Толпа, пытавшаяся разглядеть смысл, ритм и сюжет в зеленых сполохах, с удовольствием на русский лад склоняла имя заезжего автора перформанса. Зрителей можно было понять -- они приехали заранее и ждали много часов, при этом представление задержали и оно заняло чуть ли не в два раза меньше времени против обещанного (что, может, и неплохо, поскольку к вечеру резко похолодало), причем никакой «световой феерии» не наблюдалось. Вместо обещанных «пятисот тысяч лучей» -- неясные блики и вспышки. Впрочем, для японцев, никогда не видевших северного сияния, называть эту цветомузыку лазерным шоу вполне простительно. Обещанных 150 киловатт музыки, кстати, тоже никто не услышал.
Туда, где речной бой и вспышки было видно лучше всего -- на Троицкий мост, пляж у Петропавловской крепости, стрелку Васильевского острова, -- публику не пустили. И зрителям пришлось карабкаться друг другу на плечи в доступных местах, коих оказалось два -- Дворцовый мост и Дворцовая набережная. Неудивительно, что были вытоптаны два скверика -- у Адмиралтейства и на Троицкой площади, на которой находится Соловецкий камень, памятник жертвам репрессий. Невзирая на надзор свыше семи тысяч милиционеров, праздновавшие мочились прямо на стены Эрмитажа и прочие исторические здания и памятники. Задержали, правда, не больше 150 человек, так как стражи порядка просто не имели возможности извлекать из толпы пьяных и бунтующих. В итоге переломы, травмы, ушибы, сотрясения мозга, обмороки получили 65 человек. 17 пострадавших увезли кареты «скорой помощи».
Сотни тысяч людей не могли выбраться ночью из центра, так как метро прекратило работу точно по расписанию -- сразу после полуночи. Это вылилось в грандиозные пробки и вереницы пешеходов, причем многие оказались отрезаны от своих районов разведенными мостами, и они остались ждать до утра на улице. Город встречал новый день своего юбилея плотным слоем бутылочного стекла, покрывшего улицы и площади в центре, -- городские власти не догадались запретить торговлю бутылочным пивом. На улицах утром валялись сломанные скамейки и мебель летних кафе. А для тех, кому пришлось добираться пешком в спальные районы, ночь стала прекрасной прелюдией к шестому дню юбилейной декады, который был объявлен днем спорта и здоровья. Но получилось так, что основные состязания прошли ночью.
Время Новостей ,
29.05.2003