Самолет Ил-96-300, изготовленный специально для Владимира Путина, совершил свой первый испытательный полет. Продолжительность первого полета – два часа. Командир экипажа летчик-испытатель Виктор Галкин, говорят, остался доволен полетом.
Летные испытания Ил-96-300, изготовленного для президента, на станции Воронежского акционерного самолетостроительного объединения (ВАСО) начались еще позавчера. Самолет впервые вывели из закрытого ангара на взлетно-посадочную полосу. Он несколько раз прокатился по ней, но не взлетел. Как пояснили корреспонденту «Газеты.Ru» на авиазаводе, у самолета проверяли работу моторов на земле и механизмов торможения . По некоторым данным, к работе систем самолета на этом этапе вопросов не возникло.
Вчера приблизительно в 13.00 самолет впервые поднялся в воздух. По какому маршруту он летел, специалисты летно-испытательной станции «Газете.Ru» не рассказали. Однако объяснили, что в воздухе он пробыл около двух часов. Внештатных ситуаций в полете вроде бы не возникло.
Руководил полетом заслуженный летчик-испытатель пилот первого класса Виктор Галкин. В воздухе он 34 года, из которых 27 лет проработал испытателем. Виктор Галкин обкатывал и тот Ил-96-300, на котором сейчас летает Владимир Путин (этот самолет строился в 1996 году для Бориса Ельцина). Около 15.00 Ил-96-300 приземлился на летно-испытательной станции, и начался разбор полета. Специалисты сказали «Газете.Ru», что экипаж остался доволен и полетом, и новым бортом.
Новый самолет президента в два раза более экономичен (в сравнении с древними Ил-62) , а его эксплуатационные расходы сократились на 20%.
Пока самолет внутри пуст – телевизоры, холодильники, кровати и прочие вещи, предусмотренные для президента, а тем более секретный комплекс правительственной связи, установят в салоне «в последний момент» (сейчас в салонах есть лишь кресла). Согласно официальным данным, весь президентский самолет обошелся федеральному бюджету в 1 млрд рублей. Хотя некоторые СМИ продолжают утверждать, что лишь унитаз президента стоит $75 тыс. и что в самолете сооружено сразу три бара (в самолете Бориса Ельцина якобы лишь один).
Правда, руководитель пресс-службы УДП России Хреков опроверг «Газете.Ru» эту информацию. Источники в ВАСО сказали «Газете.Ru», что окончательная стоимость президентского самолета пока не определена. По данным бывшего управделами президента, нынешний борт № 1, доставшийся Путину от Ельцина, стоит $78 млн ($35 млн за моторы и фюзеляж, $43 млн за спецсвязь и отделку). «Аэрофлоту» же обычный пассажирский Ил-96-300 обходится примерно в $40 млн.
Между тем «Газета.Ru» заинтересовалась, кто и каким образом у нас в стране решает, нужен президенту новый самолет или пока еще нет. Ведь расчетный ресурс Ил-96-300 – 60 тыс. летных часов или 20 лет, а нынешнему главному борту страны всего 7 лет. В пресс-службе ФСО России нам не смогли разъяснить механизм принятия таких решений, как, впрочем, и в пресс-службе Счетной палаты России. Пресс-секретарь УДП России Виктор Хреков рассказал «Газете.Ru» о том, что заказчик нового самолета для Путина – ГТК «Россия». Специальное распоряжение о новом борте № 1 подписало правительство России. Как удалось узнать «Газете.Ru» в ГТК «Россия», нынешний борт № 1 станет для Путина резервным, а новый – основным.
Кстати, новый самолет для Путина ждали еще в прошлом году. Теперь обещают передать его на баланс ГТК «Россия» в начале лета.
Задержка в строительстве вызвана перебоями с финансированием – у федерального бюджета плохо с деньгами даже для президента.
Между тем сегодня у авиакомпании «Россия» около десятка самолетов под литерой «А»: Як-40, Ту-134, Ту-154М, Ил-96-300 (основной), Ил-62 (резервный), а всего в госкомпании, обслуживающей президента около 40 самолетов и вертолетов.
Получив второй Ил-96-300, наш президент сравняется по количеству спецбортов с президентом США. У того – два Boeing 747-200В общей стоимостью $605 млн. Оба эти самолета эксплуатируются с начала 90-х годов прошлого века (с сентября 1990 года и марта 1991 года). Предыдущие самолеты эксплуатировались американскими президентами почти 30 лет. Специалисты утверждают, что по техническим характеристикам самолеты Буша более изощренные – они оснащены системами дозаправки в воздухе, системами создания электронных помех и тепловыми ловушками для защиты от ракет. То есть американцы позиционируют свои VC-25A, утверждают специалисты, «как воздушный командный пункт, а не как выездной экипаж, сравнимый по своей эффективности с санной тройкой, разукрашенной бубенцами».
Газета.Ру ,
22.04.2003