У войны, которая началась сегодня ночью, есть ее пламенный прорицатель: Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz), заместитель министра обороны США и азартный миссионер великодержавия исполнил, настоящий гимн большому сражению против Саддама Хусейна (Saddam Hussein). История, так звучит его мрачная песнь, - место для трагедий.
У войны против Ирака есть настоящие пророки. Сейчас, разумеется, взоры многих в патриотично настроенной Америке направлены на Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld). Но ни Рамсфелд, ни его старый друг Чейни (Cheney), собственно, не могут позволить себе считаться великими провидцами второй войны в Персидском заливе. Эта сомнительная заслуга принадлежит, скорее, одному и единственному маленькому, умному штатскому человеку, который мягким, нетвердым голосом уже не один год обосновывает необходимость свержения режима Саддама (Saddam).
Моралист и миссионер Вулфовиц уникален даже для американских условий. Он относится к числу людей, занимающих положение между академическим миром и Вашингтоном. Одна лишь наука сама по себе ему, видимо, никогда не приносила удовлетворения. Его больше привлекала власть и то, чего с ее помощью можно добиваться. Вулфовицу 58 лет, он сын математика, который эмигрировал из Польши еще после первой мировой войны.
Взгляд Вулфовица на мир представляет собой дерзкий синтез из пессимизма, оптимизма и нетерпения. С точки зрения пессимизма он видит мир, полный врагов. История для него просто место для трагедий. Однако, будучи одновременно оптимистом, он все же верит, что Соединенные Штаты мощны, чтобы победить зло. Доказательством этого для Вулфовица является закат советской мировой империи. Вера в то, что террористов можно победить в одной, заданной войне, черпает свою силу именно из этого опыта. От нетерпеливости Вулфовиц превратился в сторонника односторонних действий.
Когда славная советская империя стала постепенно разваливаться, Ричард Чейни был министром обороны. Он поручил двум одаренным в плане стратегического мышления сотрудникам министерства Полу Вулфовицу и Колину Пауэллу (Colin Powell) определить значение исторического места Америки в мире.
По логике Вулфовица военное превосходство Америки служит, прежде всего, для того, чтобы помешать встать на ноги новым конкурентам, будь то в Азии или в Европе, средствами, которые не обязательно должны ограничиваться дипломатией. С этой точки зрения разрыв новой Европы со старой - отрадное явление. Он делает в среднесрочной перспективе невозможным появление единого с политической, экономической и военной точек зрения континента.
Идеи Вулфовица, взятые на вооружение президентом Бушем, привлекли к нему внимание всего мира, поскольку он агрессивно защищал право Америки на односторонние действия и превентивные войны. Они затем нашли свое место в «Национальной стратегии безопасности».
Война, которая началась сегодня ночью, разразилась, собственно, благодаря сложному ходу мыслей, которому Пол Вулфовиц следовал в качестве первого и последовательного его сторонника. Однако он не учел одного: для смены режима в Багдаде не была найдена эффективная в пропагандистском плане, конкретная причина.
Spiegel (перевод ИноСМИ) ,
21.03.2003