Очередной скандал вокруг “бременских” рисунков возник на пустом месте. 362 рисунка и две картины Дюрера, Рембрандта, Тициана, Рубенса и других великих художников должны были вернуться в Германию, откуда в 1945 году их вывез офицер Виктор Балдин, еще три года назад. И только сейчас, когда близок час возврата, депутаты Госдумы вдруг прочухались и в среду почти все как один (при 1 воздержавшемся) проголосовали за обращение к президенту Путину. Естественно, с требованием не возвращать шедевры. А если и возвращать, то с полноценным обменом.
Три года назад, во время визита Владимира Путина в Германию, Герхард Шредер сделал другу царский подарок — вернул случайно обнаруженные фрагменты знаменитой Янтарной комнаты. Фрагментов всего два — флорентийская мозаика и янтарный комод. Путин ответил еще более щедрым жестом и пообещал вернуть в Кунстхалле города Бремена коллекцию, вывезенную Балдиным. Тогда же министр культуры Германии Михаэль Науманн получил от своего тезки Швыдкого бумагу, разрешающую вывоз рисунков. И почти в то же время Госдума собственными руками внесла поправки в закон о реституции, по которым из России нельзя вывозить лишь ценности, перемещенные по распоряжению официальных властей. Балдинская коллекция под это определение не попадает.
Виктора Балдина, умершего пять лет назад, одновременно называют “спасителем” и “мародером”. В 1945 году он обнаружил в подвале старого дома россыпь листов. Реставратор по профессии, естественно, сразу понял ценность рисунков, которые, не будь его, вероятнее всего, погибли бы. Три года ценный чемодан стоял под кроватью в доме в Загорске, прежде чем Виктор Балдин не устроился в Музей архитектуры и не перевез туда коллекцию. Последние 12 лет “бременские” рисунки хранились уже в Эрмитаже, и об их передаче Германии речь шла все последнее время. Самое главное, что этого хотел и Балдин.
Конечно, горько сознавать, какая ценность “уплывает” из нашей страны. Но обещания надо выполнять, если мы хотим быть цивилизованными, как бы ни хотелось воскликнуть: “Не отдам!”.
МК ,
14.03.2003