|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Козак - за укрупнение
22.01.2003 00:01
Над автономными округами снова сгустились тучи. Один из президентских законопроектов, отправленных в Государственную думу перед Новым годом, предусматривает передачу важнейших полномочий округов в пользу регионов, в которые они входят.
В России девять округов, входящих в состав соответственно шести областей и края. Так, Тюменская область включает в свой состав Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и т. д. Непосредственно в состав России входит только Чукотский округ. По Конституции округа наделены статусом субъектов Федерации и обладают теми же правами, что области и край. Но президент несколько раз давал понять, что автономные округа имело бы смысл объединить с их "материнскими" регионами. Еще в 2001 г. был принят закон, установивший порядок добровольного объединения регионов, но до сих пор им никто не воспользовался. В феврале Дума рассмотрит законопроект об организации государственной власти в регионах, подготовленный комиссией замглавы администрации президента Дмитрия Козака. Как утверждает информированный источник в окружении Козака, последний считает необходимым "стимулировать" укрупнение регионов. И во внесенном законопроекте содержится механизм такого стимулирования. Полномочия регионов по Конституции делятся на две группы - по предметам их собственного ведения и совместного ведения с федерацией (например, федеральные власти вводят налог, а региональные - льготу по нему). Последние Козак предлагает жестко разделить на осуществляемые за счет федеральных субвенций и за счет собственных доходов регионов. Применительно к округам в проекте указано, что все полномочия регионов по предметам совместного ведения на территориях округов должны осуществляться органами власти края, областей. Получить эти полномочия округ сможет только по специальным федеральным законам или договорам с областью. Таким образом в нынешнем виде законопроект среди прочего лишает округа права на установление региональных налогов (имущественного, транспортного, налога с продаж) , льгот по налогу на прибыль (4 процентных пункта из 24% -ной ставки). По оценке директора Центра фискальной политики Галины Курляндской, на осуществление полномочий по предметам совместного ведения любой регион тратит порядка 90% своего бюджета. А по концепции Козака, на основе которой и писался поступивший в Думу закон, источники финансирования полномочий должны контролироваться теми властями, которые их осуществляют. Другими словами, вместе с административными функциями округа должны потерять и источники доходов, в том числе финансовую помощь из федерального бюджета. Для некоторых автономий это основной источник доходов. По данным Центра фискальной политики в 2001 г. , доля федеральной финпомощи в бюджете Усть-Ордынского округа составила 83,6% , Коми-Пермяцкого - 77,7% , Корякского - 66,3% , Эвенкийского - 52,3%. Округа лишатся контроля и за отчислениями от федеральных налогов, субвенциями и дотациями из федерального фонда финансовой поддержки. Высокопоставленный источник в Минфине утверждает, что это обязательно будет прописано в поправках к Налоговому и Бюджетному кодексам. Для примера: из 43 млрд руб. налоговых доходов, запланированных в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на этот год, около 38 млрд руб. составляют отчисления от федеральных налогов. Руководители округов, разумеется, раздражены такими перспективами. "Не представляю, как в таких условиях будет строиться экономика, бюджет [округа]", - говорит губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Он считает, что такая реформа фактически лишит округа статуса субъектов Федерации. С этим выводом согласен и член Совфеда от Красноярского края Вячеслав Новиков. Он напоминает, что еще в 1997 г. Конституционный суд указал, что вхождение одного региона в состав другого не влияет на его статус как субъекта Федерации. Бывший губернатор Тюменской области, ныне член Совфеда от Таймыра Леонид Рокецкий, считает, что, хотя "ущемление [округов] есть", они смогут вернуть себе полномочия, заключив договоры. Но высокопоставленный источник в руководстве Ханты-Мансийского округа говорит, что сомневается в том, что окружные власти смогут договориться с областными о сохранении всех своих полномочий. "Раскулачивание" округов затронет интересы крупных компаний, владеющих на их территориях крупными предприятиями и зачастую контролирующих региональные власти. Золотарев возглавил Эвенкию при поддержке "ЮКОСа", губернатором Таймыра до недавнего времени был бывший гендиректор "Норникеля" Александр Хлопонин, а глава Корякии Владимир Логинов контролирует "Корякгеолдобычу" - второй по величине производитель платины в России и т. д. С областными властями, которые могут иметь куда большие "налоговые аппетиты", придется "или передоговариваться, или воевать", полагает источник, близкий к руководству "ЮКОСа".
Ведомости ,
22.01.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |