Щит «Виктория» основательно изношен и поврежден на «размыве»
Замначальника по горному надзору и охране недр Управления Северо-Западного округа Госгортехнадзора РФ Александр Цакоев сообщил журналистам, что работа горнопроходческого комплекса «Виктория» в зоне «размыв» Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена, по предварительным оценкам, будет возобновлена как минимум через 4 месяца. К такому выводу пришли специалисты, которые изучили съемочный материал, сделанный в забое французскими водолазами 12 и 13 ноября 2002 года. Столь значительная по срокам остановка по проходке обходных туннелей связана с тем, что необходимо починить поврежденные детали режущей части горнопроходческого комплекса. «По предварительным оценкам, повреждено до 50% режущих элементов, — отметил Цакоев. — А комплекс, по имеющейся у меня информации, старый, и режущие элементы для него уже не делают».
Александр Цакоев отказался официально сообщить о причинах, приведших к разрушению режущих элементов щита, сославшись на то, что не имеет на это полномочий. Представитель Госгортехнадзора подчеркнул, что официально о причинах сбоя работ и прогнозах их возобновления будет заявлено в середине следующей недели во время визита в Санкт-Петербург председателя Госстроя РФ Николая Кошмана.
По мнению Александра Цакоева, на остановку комплекса не могли повлиять валуны в породе. «Конструкция щита такова, что он может работать даже в скальных грунтах, а не в мягких как у нас, —сказал он. — Я думаю, что не последним фактором разрушения режущего органа могла стать физическая старость щита, ведь он поступил сюда в весьма «надорванном» состоянии».
Александр Цакоев также сообщил, что в ближайшее время французские водолазы проведут детальную очистку режущих элементов щита. После этого специалисты определят, сколько разрушено горизонтальных скалывателей («шарошек») комплекса, и сделают более детальные выводы о характере разрушений. «Лишь затем можно будет сделать окончательные выводы относительно случившегося, а также о возможности замены режущих элементов и, следовательно, о том, когда будет возобновлена проходка», — подчеркнул Цакоев. По его словам, на сроки проведения восстановительных работ может повлиять то, что комплекс остановился в зоне влияния канализационного коллектора. «Если бы комплекс прошел бы еще 10 метров, и ушел из зоны влияния коллектора, можно было бы снизить давление в забое с 5 до 2-3 атмосфер. Ведь при давлении в 5 атмосфер специалисты могут работать в забое не более часа», — сказал Цакоев.