Почему производители А 321 и авиаперевозчики не афишировали регулярные отказы двигателей на этих лайнерах. Известно о пяти лётных инцидентах за последние пять лет, сообщает газета "Совершенно Секретно".
«Технические неполадки» авиационные власти Египта называют пока наиболее вероятной версией крушения рейса 7К 9268 авиакомпании «Когалымавиа» (бренд Metrojet), в результате чего погибло 224 человека. Утверждается, что за последнюю неделю пилоты неоднократно обращали внимание технических служб на неважное качество работы двигателей лайнера. Авиакомпания-перевозчик не подтверждает и не опровергает, что были какие-то проблемы.
Представитель египетского комитета по расследованию авиационных инцидентов Айман аль-Мугадем заявлял, что пилот лайнера А 321 перед катастрофой запросил экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариш на севере Синая. По его словам, пилот предупредил диспетчеров, что на самолёте возникла «техническая проблема» и ему нужно приземлиться как можно скорее.
Бывшая супруга второго пилота самолёта Airbus A 321 компании «Когалымавиа» Сергея Трухачёва – Наталья Трухачёва – рассказала о его жалобах на состояние лайнера незадолго до вылета. Об этом она заявила в интервью телеканалу НТВ. К тому же за последнюю неделю разбившийся в Египте A 321 совершил 16 рейсов. Короткая справка для понимания. Airbus A 321 собирается в Гамбурге (Германия). Поэтому большое количество А 321 наблюдается в Lufthansa. Немецкое качество, как известно, ценится во всем мире. И действительно – среднемагистральный Airbus A 321 эксплуатируется с середины 1990-х и считается «счастливым» самолётом, поскольку за столь продолжительное время с ним случились всего две катастрофы.
За время эксплуатации были потеряны всего два самолёта A 321.
28 июля 2010 года самолёт А 321 частной авиакомпании Airblue, следовавший из Карачи в столицу Пакистана Исламабад, упал в холмистой местности севернее пункта назначения. После получения разрешения на посадку, А 321 в условиях низкой облачности и дождя врезался в холмистую гряду Маргалла севернее Исламабада. На его борту находились 152 человека, в том числе шесть членов экипажа. Погибли все. И вот вторая, крупнейшая по числу жертв катастрофа – 31 октября 2015 года на Синае. Погибли 224 человека. Что же пошло не так в последние годы?
Для этого надо обратить внимание на другую статистику – количество авиапроисшествий с отказами двигателей, установленных на Airbus А 321:
Май 2013 года. Пассажирский самолёт, на борту которого находилось более 160 пассажиров, едва не разбился в аэропорту Хельсинки. При взлёте у Airbus А 321 взорвался и загорелся один из двигателей.
A 321 авиакомпании Lufthansa выполнял рейс из Хельсинки во Франкфурт-на-Майне. Как сообщило издание The Daily Mail, проблемы с двигателем у самолёта начались примерно через 15 минут после взлёта. Сначала пассажиры услышали сильный скрежет, а затем раздались несколько хлопков, похожих на взрывы, и двигатель загорелся. Пожар снял с земли один из очевидцев. На фотографиях видно, что из левого двигателя самолёта вырываются языки пламени. Экипаж тут же принял решение вернуться в аэропорт. Аварийная посадка Airbus на одном двигателе прошла успешно. В результате инцидента, к счастью, никто не пострадал, хотя пассажиры загоревшегося самолёта успели перепугаться не на шутку.
Декабрь 2013 года. Самолёт А 321 казахстанской авиакомпании Air Astana с 85 пассажирами на борту и 10 членами экипажа вернулся в аэропорт вылета из-за повышения температуры левого двигателя, пострадавших нет, сообщила пресс-служба республиканского департамента внутренних дел (ДВД) на транспорте. По данным ДВД, самолёт летел из Астаны в Алма-Ату. Через полтора часа после осмотра и устранения неисправности А 321 вылетел в аэропорт назначения.
Апрель 2014 года. В столичном аэропорту Домодедово совершил аварийную посадку пассажирский лайнер А 321. Судно уже вылетело в Кишинёв, как в воздухе у него внезапно возникли проблемы с двигателем. «Интерфакс» уточнил, что лайнер вылетел в Кишинёв в 16:02. По информации пресс-службы управления на транспорте МВД по ЦФО, самолёт вернулся в воздушную гавань по сигналу «возгорание правого двигателя». По данным ИТАР-ТАСС, у самолёта не загорелся, а отказал двигатель. Известно, что речь идёт о самолёте Airbus А 321, принадлежащем авиакомпании «Сибирь». Число пассажиров на борту не приводится. Пострадавших нет.
27 октября 2015 года (за три дня до трагедии в Египте!). Самолёт Airbus A 321 авиакомпании Nordwind с российскими туристами на борту совершил экстренную посадку в Москве. Причиной послужил отказ одного из двигателей. Лайнер, на борту которого находились более 200 туристов из России, летевший из Шарм-эш-Шейха в Уфу, совершил экстренную посадку в московском аэропорту Шереметьево. Решение о посадке было принято командиром экипажа после того, как стало понятно, что один из двигателей лайнера отказал.
Все эти инциденты авиаперевозчики и производители А 321 не то чтобы замалчивали, но и особо не афишировали. Нужно изрядно постараться, чтобы найти о них информацию. И наверняка далеко не все подобные случаи попали в ленты новостей информагентств. И, по логике, не могли ведь разные авиаперевозчики в разных странах одновременно начать плохо обслуживать двигатели А 321? Значит, всё же что-то в «консерватории» не так?
Самолёты А 321 имеют несколько модификаций, к тому же они постоянно модернизируются. Эти лайнеры также имеют и различные двигатели.
К примеру, двигатели CFM56–5B – это модернизированная версия, производимая с 2011 года, с улучшенными характеристиками топливной эффективности и сниженным числом компонентов, что облегчает техническое обслуживание. Производитель – CFM International – образован американской компанией GE Aviation и французской Snecma.
Другим вариантом силовой установки для самолётов Airbus A 321 являются двигатели V2500 компании International Aero Engines, совместного предприятия американского двигателестроителя Pratt & Whitney, немецкой фирмы MTU Aero Engines и японской Japanese Aero Engines Corporation. Каким конкретно из этих относительно новых двигателей был оснащен злополучный борт № 9268 – пока неизвестно.
Наверное, это в первую очередь должно выяснить следствие, учитывая то количество потенциально смертельно опасных инцидентов с двигателями A 321 в последние годы. Хотя бы ради тех 25 детей, которые так и не долетели из солнечного Шарм-эш-Шейха домой, в дождливый Петербург. Им и их родителям (на борту было много семей, одинаковые фамилии просто режут глаз), правда, уже ничем не поможешь. Но рейсы A 321 ведь никто не отменял.
«Интерфакс» сообщил, что группа из восьми специалистов прибыла в воскресенье из Франции в Египет для участия в расследовании обстоятельств катастрофы российского авиалайнера на Синайском полуострове. Речь идёт о двух следователях французского Бюро по расследованию авиакатастроф и шести экспертах из компании Airbus. Ранее сообщалось представителем Росавиации, что расследовать авиакатастрофу самолёта А 321 на Синае будет только египетская сторона во взаимодействии с соответствующими российскими ведомствами.
Вопрос заключается в том, будут ли эксперты Airbus помогать объективному расследованию, или у них другие задачи?