Лениградская Правда
23 NOVEMBER 2024, SATURDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
А где Русский Север? Он перестал быть русским?
5.12.2012 20:39
Нарастание нестабильности в мире тянет следом процессы, которые у нас в России можно назвать Перестройка-2. Часть их - это провоцирование межэтнической напряжённости и сепаратистских настроений в различных регионах России. Активизируются внешние и внутренние ее враги. Таким примером для нашей области является «поморизация» общественного сознания.

Местными масс-медиа усиленно продвигаются бренд «Поморье» и мифы о поморах, а понятие "Русский Север" практически выведено из употребления, похоже, за ненадобностью.

Главный миф или миф №1 - наличие коренного малочисленного народа поморы. Так кто же они, этнические поморы? Откуда появились? Раньше нам говорили, что на Русском Севере незапамятных времен жили русские люди, потомки новгородцев - черносошные, монастырские и дворцовые крестьяне, купцы, промышленники, посадские люди.

Поморьем называли земли вдоль берегов Белого моря, жители которых ходили «по морю», занимались рыбным промыслом и добычей морского зверя. И звались они поморами (по названию Поморского берега). Помним фильм 1954 г. «Море студеное» о русских робинзонах - четырех мореходах, несколько лет проживших на одном из необитаемых островов Белого моря.

Историками, этнографами и антропологами разного времени (исключения, главным образом, из сторонников концепции В.Булатова, оформленной в 2005 г.) поморы рассматривались как специфическая этнографическая группа русских (севернорусских, великорусов). Именно на Севере в условиях отдаленности от остальной территории России сохранились в чистоте признаки русского народа, который меньше, чем где-либо, имел контакты с другими этносами.

Одним из таких свидетельств являются социологические исследования поморских поселений Белого моря 1990-х гг. Ю. М. Плюснина, которыми какой-либо иной, отличной от русской, идентичности у местного населения не выявили (Плюснин Ю.М. Поморы. Население побережий Белого моря в годы кризиса, 1995-2001 гг. Новосибирск, 2003).

Татьяна Александровна Бернштам, зав. отделом этнографии Музея антропологии и этнографии РАН, доктор исторических наук, на счету которой целая череда этнографических экспедиций на Русский Север, в 2006 г. заявила: "Считаю выделение поморов в особый народ не только нецелесообразным, но и абсолютно ничем не обоснованным. Противные мнения расцениваю как ненаучные спекуляции, хотя бы и подписанные людьми с учеными степенями.

Почему бы, следуя их логике, не объявить М.В.Ломоносова первым нерусским ученым России? «Противным мнением», видимо, она как раз имела в виду постсоветских «этностроителей», когда встал «поморский вопрос» и получил ожесточенные споры в научной среде. Так расхождение ученых выразилось в «Поморской энциклопедии» в тексте статьи «Поморы», где даны два взаимоисключающих определения поморам редактора В.Н.Булатова и проф.А.А.Куратова, составителя статьи.

Допустим, здесь еще сильно влияние советской («неправильной») школы этнологов. Но возьмем Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.Эфрона (1890-1907 гг.): "Поморы — местный термин, ныне ставший всеобщим для промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губ., занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на Мурмане (см. Кольский полуостров) и в северной части Норвегии, в дозволенных нашим промышленникам местах.

Слово "П." произошло от Поморья (см. Поморский берег), а от П. перешло и на их суда, на которых они доставляют продукты своего лова в Архангельск и Петербург ("поморские суда", "поморские шкуны")» (КЦ). Речь идет о тех, кто ведет промыслы, никакого намека на народ или этнос".

И не просто разгораются споры вокруг самоопределения поморов, но за каких-то 5 лет с 2007 года прошло четыре (!) съезда поморов. По мнению Ю.Шабаева и А. Подоплекина, почва для раздоров – в устаревшей практике реализации этнонациональной политики (http://eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/75_20.htm) [1]. А в Советском Союзе не было такой практики? Была. И не вызывала у русских странного вопроса, русские ли они. Записывались по родителям, наследовали русскую культуру и традиции.

Не надо быть аналитиком, чтобы не увидеть здесь связи с «кипящими» 90-ми, когда наряду с другими зародилось движение «Поморское возрождение», возникли идеи «Поморской республики», «Уральской республики» и др. Да и лидеры «возрождения» - те же самые люди. К нам наезжали в те годы разные эмиссары из Америки и Европы, на их семинарах учили нас демократии.

Неформалами издавалось немало литературы - народу «открывали глаза» на нашу историю, исключительно с антисоветских позиций. Все было замечательно и интересно. Потом развалился Советский Союз.

Еще в 1995 году Бил Клинтон заявил, что «... за последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение (!) одной из самых сильных держав мира, а также сильнейшего военного блока...

Мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы, правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство, которое нелегко было бы создавать» (из книги И.Я. Фроянова «Погружение в бездну: Россия на исходе XX века»).

Таков итог нашей «дружбы» с Западом на заре Перестройки-1. Это было неведомое нам тогда оргоружие. Сейчас к нему добавлены и информационные технологий.

Идем дальше. Оказывается, мы вступаем «в эпоху регионов», и снова «открывается» неизвестная нам история. История «колонизации» Севера нехорошими русскими, но вековой «дружбы» поморов с Западом и Норвегией в частности.

Вот цитата одного из адептов «поморской» идеи: Настала пора «деколонизации» регионов России (статья «Поморье в евразийском мире» http://www.echosevera.ru/politics/2012/03/31/606.html). Оказывается, «национальные государства не являются чем-то вечным и неизменным». И дальше: «Перефразируя Маркса, можно сказать: призрак бродит по Европе — призрак регионализма» (КЦ). Вот оно что! «Поморам» Россия как национально-суверенное государство больше не нужна.

А еще нас, патриотов, защитников территориальной целостности страны, в первую очередь - русских, здесь в Архангельске, обвиняют в защите транснациональных компаний, интересов нефте-газовых и алмазодобывающих корпораций! Что транснациональные компании исключительно русские? Назовите такую.

Далее наш автор пишет: «Региональная идентичность идёт рука об руку и все теснее переплетается с этнической». Если же оглянуться на 90-е годы, то становится ясно, для чего «переплели» поморов как топоним с этнонимом поморы. Историческая подоплека этого переплетения хорошо прослежена историком Д. Семушиным (ИА REGNUM «Фальсификация под видом "науки": на чём "поморы" основывают свои политические и материальные претензии» и в ряде других статей).

Не будем здесь приводить все его доказательства исторических фальсификаций с поморами. Достаточно сказать, что адекватного ответа на статьи автора нет ни от историков Архангельска, еще живущих и причастных к ней, ни от активистов «поморской идеи». И вот что по поводу этой "поморской истерии" отметил норвежский профессор истории Университета Тромсё Эйнар Ниеми: "Понятие это возникло из небытия по обе стороны границы.

На побережье Белого моря появились "поморский хор", "поморский университет", "поморские музеи" и т. п. В северной Норвегии возникли "поморские" рестораны, "поморские" торговые компании, "дни поморов" (КЦ). Из небытия!

Так в чем же вопрос, если это «не игра в индейцев»? Зачем, спрашивается, прижимистые западные протестанты финансируют издание книжек на поморском языке для «народа», у кого-то со старообрядческой, а у других (есиповцев) и с языческой религией? Для обоснования отличия самосознания поморов от русских, обе эти религии наши лжепоморы приписывают исключительно поморам.

Целый год в нашей области – 2011 г. - посвящен «особой» поморской культуре, на это были выделены также деньги областного бюджета, проводились мероприятия, изданы книги о поморах, словари, сказки.

Сообщая про IV межрегиональный съезд поморов, один из таких «поморов», действительный член Русского географического общества, радостно признался, что на съезде они не слышали слов «духовность» и «православие», от которых его (видимо, как помора) «режет по ушам» (Поморский съезд обошелся без духовности и православия - http://portall.zp.ua/video/pomorskijj-sezd-oboshelsja-bez-dukhovnosti-i-pravoslavija/id-4NXOsudbLW8.html).

Теперь мы десятки раз на дню слышим по местному радио, ТВ и видим в печати слово «помор» в различных вариациях. Никого не режет по ушам? А то, что Север - оплот старообрядчества (старого православия дониконианского толка)? Это как? Не русское, не православное явление? Культура - тоже исключительно «поморская»! А почему не древнерусская, сохраненная на Севере подлинная культура? Где грань?

Давайте уж либо говорить о корнях, либо выдавать симулякр, новодел в псевдофольклорном стиле.

Распространение православия на северные племена известный с 90-х годов неформал и пропагандист «Поморской республики» сравнивает с «русской православной конкистой» по аналогии с процессом освоения Латинской Америки португальцами и испанцами. Побойтесь Бога!

Конкистадоров Испании, Португалии, разграбивших Центральную Америку и ввергнувших ее в католичество в период его наибольшего человеконенавистничества, вы сравнили с административной экспансией новгородцев, представителей передовой и сильной культуры, с мирной ассимиляцией более диких отсталых соседей.

Если индейцам Америки испанские конкистадоры вместо культуры занесли жуткий сифилис, то русские монастыри передавали культуру, язык и православную веру местному населению, не завоевывая и не истребляя его. Наверное, по этой причине и были благополучно «забыты» и собственный фольклор, и свой язык, и культура.

Ни материальной, ни духовной культуры не осталось, ничего кроме отдельных названий в топонимике. На что могут опереться наши «возрожденцы» кроме фантазии?

Цель наших мифотворцев прозрачна, да они ее и не скрывают, добиваясь любыми средствами - получение поморами статуса коренного малочисленного народа Севера. Их жалоба на закрытие областной Общины Поморов находится в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Мы не имеем ничего против культурных обменов между Россией и Норвегией, организаций выставок, совместного издания книг, выступлений творческих коллективов, школьных обменов. А также - коммерческих связей, организации туризма.

Но вот что можно видеть в уличной и прочей рекламе, местных масс-медиа и то, что «поморов», видимо, «по ушам не режет»: от Архангельск – столица Поморья, АГТРК - "Поморье", журнал "Поморская столица", архангельский бизнес-центр "Столица Поморья", туристская компания - "Помор-Тур", магазины "Поморский сувенир", «Помор», "Поморского институт коренных народов Севера" и поморские ученые-исследователи, энциклопедия – Поморская, маршрут Поморской экспедиции - по Онежскому Поморью, словарь поморского языка - " Поморьска Говоря ", азбука поморская, телефонный справочник - "Помор", год – Поморской культуры, праздник Поморский Новый год, Поморская филармония, ансамбль – Поморский, "Сузёмье" - театр поморского фольклора, ярмарка "Поморская", межнациональный центр – Поморский, улица – -"Поморская», мука пшеничная – -"Поморская», масло -"Поморская трапеза", водка - "Поморская, бальзам - "Поморье", семга поморская и, наконец, (можно сократить) до …, совместные норвежско-поморские учения - "Помор 2012". Бренд повсюду, ничего без бренда.

А где Русский Север? Он перестал быть русским?

Ответ в том, что за всей поморской шумихой хорошо и безо всякой конспиралогии просматривается чужой интерес. На наших глазах происходит превращение поморского бренда в международный в ущерб известному бренду «Русский Север».

Сооружение этнических перегородок между русскими – это расчленение ядра русской культурной матрицы, расчленение самого русского народа. И проводится оно не без прицела на расчленение территории, чтобы от первого же удара по России произошло ее разрушение. Так, в 1990-е годы национальные движения республик стали инструментом разрушения Советского государства. В этом именно и сознается Бил Клинтон.

                                                                       *** 

Идею создания Поморской Республики ("Бьярмии" - территории Мурманской, Архангельской областей и части Карелии) поддерживают с территории Финляндии северо-кавказские террористы и сепаратисты интернет-ресурса kavkazcenter.com. В статье "Бьярмия. Русские оккупанты разжигают ненависть к этническим норвежцам (!) поморам, чтобы их потом зверски добить" они пишут: "По сообщению находящегося на нероссийском хостинге сайта "Права народов" из порабощенной русскими захватчиками этнически норвежской Бьярмии (Поморской Республики), Национально-культурная автономия саамов г. Архангельска обеспокоена оскорбительными высказываниями чисто чекистского русского ИА "Регнум", периодически звучащими от разного рода "русских экспертов" и "русских ученых" в адрес коренных малочисленных народов Севера и дружественной саамам и поморам Норвегии". (Интернет-ресурс террористов и сепаратистов поддержал "поморское возрождение" против ИА REGNUM. - http://www.regnum.ru/news/1463132.html).

И возобновление официальной деятельности общины "поморов" в январе 2012 г. в Архангельске свидетельствует о продолжении усилий этносепаратистов в том же направлении.

Покупка ренты "за природопользование" через статус "коренного и малочисленного" есть плата за измену своему народу, рента в тридцать серебренников Иуды. И не факт, что она им достанется.

В связи с эти нельзя не вспомнить, что в свое время американский политик Збигнев Бжезинский предложил оригинальную стратегию разрушения России. По этому плану Российская Федерация нарезается на сектора - регионы, с каждым из которых начинает взаимодействовать конкретная держава Запада.

Межрегиональное сотрудничество, по мысли З.Бжезинского, им надо вести таким образом, чтобы российские регионы начинали смотреть не вовнутрь на свой центр - Москву, а вовне на своего западного партнера. Развитие этого процесса через какое-то время автоматически и приведет к разрушению враждебной для американцев Российской государственности.

Стоит обратить внимание, что активисты «поморского возрождения» в Архангельске те же самые, с 90-х, чьи сепаратистские призывы «Мы – за Поморскую республику» были в местной печати в 1991 г.

Тогда же, во время мятежа Д.Дудаева против России, давшего начало первой чеченской войне, эти лица помогали Дудаеву призывами «выступить единым фронтом против имперской политики правительства Ельцина», к поддержке Чечено-Ингушетии (Приложение к газете «Важская провинция». «Вне системы» №2, 18 ноября 1991г.).

Мотив понятен: отделяется Ичкерия, а там на очереди и Поморская республика.

А то, как был создан при САФУ в 2011 г. "Поморский институт коренных малочисленных народов Севера", где директором был назначен вопреки мнению специалистов НТС «специалист» с дипломом медика – это отдельная история (Правда Северо-Запада, №20. 23 мая 2012).

Все происходящее, начиная с создания в 1993 г. историческим соседом России в Баренцевом море и Арктике и актуальным конкурентом России в борьбе Арктику - Норвегией - "Баренц-региона", у нас же – поддержка в САФУ Поморской исторической концепции и то, о чем сказано выше, демонстрирует всем нам, что американская стратегия З.Бжезинского работает.

Так бурное «поморское возрождение» оборачивается борьбой за арктический шельф и российские ресурсы Арктики, Русского Севера. Вот для чего надо подкладывать этническую мину под русский объединяющий и скрепляющий государство народ. И статус коренного малочисленного народа Севера и поморский "бренд" нужны политикам как аргументы в спорах за обладание ресурсами Арктики.

Все это может иметь последствия такого же мирового геополитического масштаба, как и распад СССР.

Ю. Шабаев, А. Подоплекин РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Съезд поморов http://eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/75_20.htm

Митюшов М.А., Эхо Русского Севера , 5.12.2012



Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru